заОблачный Кавказ. Часть 1

 photo IMG_8311.jpg
Итак, засидевшись дома мы вопреки нерадостному прогнозу погоды отправляемся на Кавказ. Синоптики обещают проливные дожди на каждый день нашего пребывания, но мы надеемся что прогнозы всегда врут, а прогнозы в горах дело неблагодарное

2. Ранний старт из Москвы почему-то не удался. Кемперный стиль путешествия словно помимо удобства подразумевает еще какое-то дополнительное разгильдяйство, чего мы раньше себе никогда не позволяли. В итоге мы сначала спали, потом догрузили вещи, потом заехали в ветеринарку показать собаку, которую накануне так покусали комары, что к утру следы от укусов были похожи то ли на лишай, то ли на болезнь лайма, потом был еще заезд в ветаптеку, в макдональдс, а еще пробка на мкаде и что-то еще. Таким образом мы неспешно перемещались в сторону Кисловодска, потратив на дорогу в итоге почти три дня! Из бонусов только то, что имеющийся опыт и чутьё, вкупе с osmand навигацией, позволяли нам дважды находить неплохие места для вечернего заночевинга в непостредственной близости от трассы  с очень симпатичными пейзажами.
 photo IMG_8186.jpg

3. Традиционно, перед каждым выездом я что-то доделываю и приделываю к кемперу. В этот раз наш домик обзавелся чудесным баком из нержавейки под воду объемом в 65 литров. Нет слов насколько это более удобно, чем 20 литровая канистра, которая использовалась для этого ранее. Также, у нас появился технический душ в уличном отсеке.  У меня сделано два выхода с бака: один забор насос и далее на раковину, другой для слива воды. Оба в нижней точке. К сливному я подсоединил шланг с лейкой. Выход ниже уровня бака, поэтому вода хорошо идёт самотеком. Можно помыть обувь, собаку, негабаритную посуду, руки после чего-то грязного. Очень удобно и неожиданно элегантно. Вот
 photo IMG_8191.jpg

4. К обеду третьего дня мы съехали с асфальта и по давно знакомой змейке дороги покатили на Бермамыт. В этих краях были неоднократно: зимой 2012, когда мы только узнали про это месте, потом «большой маршрут» 2013 года вместе с семейством Бадаловых, затем в 2014 году на синем тест-драйвовском форде вместе с семейством Ерофеевых, потом я с отцом ездил сюда в 2015ом на своем форде, пока кемпер был в процессе алюминиевых сварных работ, затем в ноябре 2015 уже на УАЗике и вот сейчас. Тут правда очень клёво 🙂 Я искренне завидую людям, которые живут рядом с Кавказскими горами и имеют возможность ездить сюда даже на выходные.
 photo IMG_8199.jpg

5. Как только показались первые видовые точки мы сразу решили больше никуда не ехать. План на эту поездку у нас скромный по километражу и мы рассчитываем ездить очень медленно и вдумчиво.
 photo IMG_8212.jpg

6.  Выбрали относительно ровную поляну с видом на кусочек Большого Бермамыта и бросили якорь. Посмотрим как тут будет садиться солнце и вставить, попробуем половить каких-нибудь интересных кадров.
 photo IMG_8220.jpg

7. Хотя свет, да и вообще видимость на разные видовые виды у нас под угрозой. Кругом ходят черные тучи и периодически прямо на нас садится мощное облако.
 photo IMG_8237.jpg

8. Я раскладываю лагерь. Я много раз рассказывал, но это очень важно для понимания — караванеры не проводят всё время в «своей коробке». У нас есть с собой кемпинговая мебель и мы стараемся по возможности как можно больше находиться на свежем воздухе
 photo IMG_8240.jpg

9.  Примерно в этот момент из тумана к нам пришел пешком бородатый человек. Оказалось, что они с братом ехали на Ниве в кошару, чтобы отвезти продукты, но застряли и им нужна помощь. Лену с собакой и кемпинговой мебелью пришлось оставить на поляне, а я вместе с нивоводом поехал за гору, чтобы их спасти. Другой вариант я почему-то не придумал. Не очень понятно, как было правильно поступить в данном случае, и возможно, наш вариант был не самый оптимальный в плане безопасности, но отказать людям в помощи точно было нельзя. Для страховки, в комплект к нашей мега грозной собаке, Елене Викторовне достался сигнал охотника с одним патроном.
 photo IMG_8249.jpg

10. Со спасением нивы я довольно быстро справился, а на обратном пути еще и облагодетельствовал велотуристов ~15 литрами питьевой воды. Лена в этот момент рассуждала, что и как ей делать, если я вдруг не вернусь :)) Наверное, на будущее в таких случаях придется полностью сворачивать лагерь, грузить Лену и Одри в кабину, а пришедшего за помощью «на броню», чтобы ехал стоя на подножке кабины держась за верхний багажник.
 photo IMG_8265.jpg

11. К слову про собаку. Одри ОЧЕНЬ любит путешествия. Она в полном восторге от того, что можно постоянно бегать, вынюхивать что-то новое, смотреть на новые места и приставать к животным и людям. Также она прекрасно переносит дорогу, не капризничает на перегонах и мгновенно по команде делает все свои «делишки» на обочине дороги за заправкой. Так что от неё никакого неудобства и только сплошной позитив. Есть правда волнение от того, что она, как и положено горной собаке, совершенно бесстрашно бегает по самому краю обрыва скал и даже периодически лезет куда-то там вниз. Она явно более ловкая чем мы, но волноваться от этого меньше не получается.
 photo IMG_8274.jpg

12. Заката нам, кстати, в этот день положено не было. Солнце не выходя из-за облака, упало за гору и всё вокруг просто затянуло туманом. Тоже красиво, поэтому мы не расстроились.
 photo IMG_8277.jpg

13. На вечер у нас были запланированы бургеры. Для этого я извлек из заднего грузового отсека мангал и занялся «разведением» углей. Процесс затянулся и ужинали мы уже в полной темноте. Когда я ездил спасать местную ниву из засады, я разговорился с её водителем и узнал, что в окрестностях Бермамыта водятся медведи. На самом плато они, конечно, предпочитают не появляться, так как тут слишком много машин и соответственно шумно и суетливо, но внизу, там где лес, они встречаются. Ну встречаются и встречаются, много кто и где встречается. Но история эта имела продолжение! Сидим мы в темноте, при свете мангала и кушаем, как вдруг Одри издает мощный рык и ощетинивается, я поднимаю голову и вижу что в темноте от моего налобного фонарика «зажигаются» два глаза и уже в следующую секунду Одри на полном ходу в темноту бежит за кем-то. Тут мы конкретно обосрались очень испугались… Правда Лена вроде рассмотрела у убегающего животного большой хвост и мы надеемся, что это лиса. Я как одержимый машу фонариком и кричу собаке «КО МНЕ!!!! КО МНЕ!!!» Одри отогнала «хвост» на приличное расстояние и вернулась. После такого мы быстро собрали стулья и перебазировались в домик. Хватит впечатлений для одного вечера 🙂
 photo IMG_8286.jpg

14. Утром я довольно удачно проснулся еще до рассвета. Удачно, потому что в этот момент было прекрасно видно Большой Кавказский хребет, а потом затянуло облаками не было видно не только гор, но и самого рассвета. Это склейка из двух кадров снятых фокусное расстояние 135 мм
 photo IMG_8287.jpg

15. А тут таких кадров уже 5 или 6. Мелко конечно в формате блога, но зато можно представить как выглядела обзорная панорама с точки нашей ночёвки и почему вчера мы решили дальше уже не ехать 🙂
 photo panoBermamit.jpg

16. Длинные выходные и машины из Кисловодска идут нескончаемым потоком. Пересеклись с группой внедорожников, которые привезли туристов. Туристов много и они очень весёлые. В одном из патриотов, кстати, в багажнике установлены два полноценных кресла, для увеличения пассажирской вместительности — меня это впечатлило.
 photo IMG_8308.jpg

17. Тот самый случай, когда люди в кадре нужны для понимая размеров.
 photo IMG_8306.jpg

18. Мы решили, что место это достаточно хорошее, чтобы остаться тут ночевать. Забавно, но суточный километраж в этот день составит около 5 километров. Я вот прям очень горжусь собой в этот момент, потому что раньше у нас все, что менее 500 км за день уже считалось «днёвкой» :))
 photo IMG_8311.jpg

19. OSM карты очень удобны. Даже если ты не готовился и не читал заранее «легенду», то всё есть в карте. Это «два монаха», там «амфитеатр», а за горой «кафе для своих».
 photo IMG_8316.jpg

20. Амфитеатр соответствует названию и тоже требует наличие людей в кадре для понимания масштабов. Погода неожиданно распогодилась и мы уже точно передумали куда-то ехать.
 photo IMG_8326.jpg

21. Край реально очень обрывистый и крутой
 photo IMG_8332.jpg

22.
 photo IMG_8336.jpg

23. Помимо всего прочего это место печально знаменито тем, что тут трагически погиб Василий Гусев. Друзья установили памятную табличку с очень правильными словами о том, что нужно быть осторожным и беречь себя. Жаль, что мы частенько забываем об этом.
 photo IMG_8333.jpg

24. Но главный «памятник», конечно, не плита.  Лена почему-то была уверена, что машину после трагедии убрали. Я не уверен, что это вообще возможно сделать, даже если это кому-нибудь было нужно. Шокирующая история, которая особенно остро воспринимается, когда смотришь на это всё глазами сверху.
 photo IMG_8353.jpg

25. Далее произошла какая-то довольно странная история в виде очень непонятного разговора с мужчиной из этого «кафе»
 photo IMG_8337.jpg

  • Здравствуйте. Вы людей привезли?
  • Здравствуйте нет,  мы сами по себе
  • Но людей вы привезли?
  • Нет мы с женой путешествуем сами, люди это из той тургруппы
  • а жена что не человек?! Значит людей привезли!!! Вы вообще-то сейчас стоите у меня на огороде! Тут в прошлом году вообще никого не было, а сейчас уже дорогу накатали! Вы пожалуйста переставьте машину вон туда! Денег не надо, просто стойте отдыхайте…
  • */я реально не понимаю о чем идет речь, какой «огород», как можно заявлять какие-то права собственности на целую гору. Но так как никакого конфликта вроде нет и от меня ничего конкретного не требуют, то смысла в дискуссии наверное тоже нет.*/
  • У меня тут за год уже два трупа!!! Знаете?!
  • Да, про Василия я знаю
  • Вы его друг?!
  • наверное, можно и так сказать…
  • а где вы были тогда?!
  • в Москве
  • ааа… А кто из Воронежа за ним приезжал знаете, или тех кто из Кисловодска?! Как с ними связаться?!
  • Нет, не знаю и кажется я вам помочь не смогу.

26. Мужчина уходит, что-то ворча под нос в направлении других туристов. Что это было я вот честное слово не понял и понять до сих пор не могу. Мы остаемся в недоумении.
 photo IMG_8343.jpg

27. С собакой поговорка про «у каждого есть друг, который портит фотографии» становится еще актуальнее. Мы решаем «переставить» машину, чтобы не нервировать горца и пойти гулять в направлении Малого Бермамыта, посмотреть если там дорога. Так как куда правильно переставлять не понятно, то мы просто переставили машину.
 photo IMG_8345.jpg

28.
 photo IMG_8346.jpg

29. Людей, кстати, реально много. Большая группа велосипедистов из Ставрополя, много местных машин самостоятельных и с тургруппой, пара машин с московскими номерами. На этом фото, если присмотреться видно две группы людей, вторая, которая дальняя, группа тоже хорошо дает понимание о масштабах и расстояниях. Очень рекомендую иметь при себе бинокль в таких местах.
 photo IMG_8352.jpg

30. Нас обилие людей в данном географическом месте не очень пугает — все они уедут и вряд ли останутся на ночь. Предчувствие нас не обмануло. Как только опускается облако, тургруппа уезжает в туман. Лена, кстати, почему-то боится ездить в такой туман.
 photo IMG_8359.jpg

31. Машину мы оставили тут (N43°42’14,18″ E42°26’37,20″) а сами пошли пешком сюда (N43°41’57,28″ E42°26’44,62″).  Тут почти не видна, но очевидна когда то была, грузовая дорога. Сейчас ей не пользуются, потому как есть другой накатанный спуск, но тем не менее, при желании можно . На фото видно дорогу, которая огибая Малый Бермамыт уходит в сторону развилки у Бечасына, откуда можно уже попасть Гумбаши, Хорлакель или альтернативным путём в Хасаут. Мы в этот раз в ту сторону ехать не планируем, но оказывается что там смыло дорогу.
 photo IMG_8365.jpg

Два года назад там было примерно так. Причем обратите внимание что горизонт не завален, реально едешь по склону. А сейчас говорят осыпь сошла и всё завалено.

32. С правой стороны тоже есть дорога, но она пеше-конная, оттуда прямо при нас приехал всадник, так что внизу скорее всего есть ферма.
 photo IMG_8377.jpg

33. А это путь на спуск в Хасаут. Туда мы и планируем, но завтра.
 photo IMG_8379.jpg

34. Пока гуляли проголодались, да и время обеденное.  К тому же Лена отказывается ехать при видимости менее 10 метров, хотя после обеда ничего не изменится и ехать всё-таки придется 🙂
 photo IMG_8383.jpg

35. Про собаку есть смешная и одновременно грустная история. Во время поездки мы запутались немного с мерниками и все время кормили Одри порцией на 10% меньше, чем дома. Это при том, что она не на диване там валялась целыми днями, а как заведенная гоняла по горам и долам. Результат не заставил себя ждать — животинка скинула килограмм с лишним веса. Ужасно неловко получилось, теперь уже дома мы замаливаем свои грехи вкусняшками и набираем обратно вес :))
 photo IMG_8407.jpg

36. А мы перегнали машину обратно к двум монахам и там просто облако сменилось на многочасовой ливень, в процессе которого выяснилось, что от вибрации у нас разболтался болт крепления внутренней ручки к колпаку люка и через него капает вода. Для удобства пользователей фирма Dometic использует в качестве крепежа какой-то хитрейший винт с чудной звёздочкой вместо традиционного шлица, но у меня по странному стечению обстоятельств был набор с чудными звёздочками. Когда дождь немного утих, я полез на крышу протянуть импортный люк. А вы говорите: «ломается ли уазик?!» Собака само собой хотела бы принимать активное участие, но пока не умеет сама залезать на крышу кемпера.
 photo IMG_8390.jpg

Оставшийся день полностью прошел в облаке и под дождем. Мы тупили в телефоны, которые само собой не ловили тут связь, ели и пили, так как от безделья обычно разыгрывается аппетит, Елена Викторовна вязала, Одри дрыхла без задних ног и ей кажется снились лисы, но все вместе мы радовались тому что у нас домик, а не палатка на крыше. Потому, что в домике можно делать всё что угодно, а в палатке только лежать и вспоминать что из нужного и необходимого у тебя лежит в салоне, а что в кунге.

37. Правда пару раз образовывалось симпатичное «погодное окно» и мы сразу же бежали с фотоаппаратами к достопримечательностям, чтобы их массово фотографировать.
 photo IMG_8391.jpg

38. У Елены Викторовны получилось довольно много прикольных кадров и она даже обещала их оформить в какой-то «отчет», но пока я украду у неё парочку снимков. Это мы с Одри пытаемся не подскользнуться на мокрых камнях

39. А это просто мой позитивный ростовой портрет.

40. В таких местах всегда приходит в голову мысль про бейсеров, хотя уверен, что они не везде готовы прыгать с обрыва, а только там, где потом можно как-то быстро и безпроблемно забираться назад.  Но вот тут и на Кату-Ярыке я почему-то жалею, что не прыгаю бейс.
 photo IMG_8400.jpg

41. Лена переживает, что если ночью в тумане кто-то будет ездить по плато на большой скорости, то в нас врежутся 🙂 Я смеюсь над её страхами, потому что настоящий кошмар это когда просыпаешься ночью в кемпере и не можешь вспомнить поставил ли на ручник и передачу. Но я ей тогда не стал рассказывать об этом.
 photo IMG_8419.jpg

42. Туман похож на дым и тогда пейзаж напоминает Тасманию. Вернее,  он мне напоминает мои представления о том, как может выглядеть Тасмания 🙂
 photo IMG_8424.jpg

43. Облако движется и видимость может исчезнуть буквально за пару минут. Есть еще фото где Лену совсем не видно, но смысла выкладывать его нет.
 photo IMG_8430.jpg

44. Когда солнце попадает в просвет, то «мокрый воздух», в котором кажется всё еще висит дождь, закончившийся несколько минут назад образует вот такую круговую радугу
 photo IMG_8432.jpg

45. А там, как нам объясняли, есть медведи. Хотя пока мы видели лишь лису
 photo IMG_8441.jpg

46. В итоге, мы остались довольны, что не поехали дальше. Во-первых, потому что во время этих кратковременных прояснений было красиво, во-вторых, какой смысл ехать дальше, если ничего не видно по сторонам?!
 photo IMG_8455.jpg

47. Два монаха. Какое-то нарушение традиций, обычно ведь используется название «два брата» в таком случае 🙂
 photo IMG_8471.jpg

48. Там где не решился ходить я, там везде по 100 раз сбегала наша собака. Я уже устал её окрикивать постоянно и просто принял как данность, что она видимо ловкая и горная (swiss mountain dog). Хотя смотреть на это всё жутко.
 photo IMG_8480.jpg

49. Еще вид на монахов
 photo IMG_8486.jpg

50. Солнце потихоньку село
 photo IMG_8490.jpg

51. Без каких-либо бомбических закатов
 photo IMG_8494.jpg

52. А мы сразу пошли в домик, пока очередные лисы не повылезали к нам и нашей деловой собаке.
 photo IMG_8498.jpg

Всю ночь шёл проливной дождь, и я где-то в полудреме вспомнил, что уже внизу, перед Хасаутом есть место где в 2014 году крепко сидел Виталик на своем Патриоте.

53.  Наверное, там сейчас хорошенько развезло, но ехать кругом через Кисловодск и Кичи-Балык меня бы не заставило даже полное подтопление той территории. Но это уже другая история.
 photo IMG_8504.jpg

Продожение следует…

За поездку, конечно же, огромное спасибо тем кто помог и продолжает помогать строить нам наш автодом!

Генеральные партнеры проекта

Весь дополнительный свет и внутренняя электрика которой оснащен наш кемпер тщательно подобран и настоен профессионалами команды Off-Road-Light Жилой модуль полностью сварен из алюминия специалистами Triffid Trucks Строительство, обслуживание, тюнинг и доработки лежат на плечах команды PickupService
Лебедки, синтетические троса, шноркель, тент-маркиза и многое другое полезное оборудование установленное на автомобиле носит марку СТОКРАТ Силовой обвес, багажник, хабы,подвеска, колесные диски и многое другое фирмы РИФ предоставлено Автовентури

А также проект  «Я строю внедорожный дом» строится и развивается при многочисленной и очень дружной поддержке многих людей:

  • Тепло в нашем внедорожном кемпере вырабатывается при помощи отопителя Webasto, грамотно установленного в техцентре Termo-PRO
  • Великолепные зимние шины от Nokian Tyres Россия
  • Кастомный задний бампер для автомобиля спроектирован и полностью реализован замечательным коллективом BigBender
  • Раздвижные окна жилого отсека специально для меня сделаны силами «Внедорожные Оконные Решения»
  • Поворотные кулаки с бронзовыми вкладышами и кастором +8 от бийского СТО Ваксойл-Сервис
  • Потолочная консоль от roof-console.ru
  • Расширители колесных арок, которые совсем скоро будут установлены, от Lapter
  • GPS/GSM трекер отвечающий за запись трека и онлайн слежение за автомобилем от Locme
  • Потрясающая мебель в жилом модуле от Александра «Зодчего»
  • Солнечная энергетика в кемпере MicroArt — разработчика и производителя с большим стажем.
  • Принудительная блокировка заднего моста предоставлена ИЖ-ТЕХНО