#УАЗCargoCamperEdition. Фронтальная световая схема.


Сегодня хочу рассказать про то, как будет организован в строящемся экспедиционном автомобиле дополнительный свет.

Строительство дома, будь это внедорожный кемпер или обычный дом начинается с написания ТЗ, планирования и расчетов. Не стал в этом плане исключением и мой проект. То есть, если что-то сделано, то для чего-то это предназначается и уж точно не просто так.

Итак световая схема.

Ближний/дальний свет

Штатный головной свет усилен двумя Hella Oval 120, навесная (FF, Н4) Ref. 12,5. Выбор этих фар обусловлен тем, что в них есть и ближний и дальний свет. Фактически они полностью дублируют штатные фары, усиливая их работу и дублируя их функционал, обеспечивая надежное дублирование.

Таким образом даже если у меня перегорят обе лампы в штатных фарах я не остаюсь без света. А наличие не только дальнего, но и ближнего света в них позволяют спокойно использовать их на трассе не травмируя зрение других водителей, при этом обеспечивая себя хорошей освещенностью дорожного полотна.

До собственных тестов я пока не дошел, но те кто пользовались этими фарами утверждают, что результат впечатляющий.

Также, большим бонусом для меня является использование в данных фарах простой и самой распростроненной лампы H4. Как вы понимаете, купить ее можно в самой глухой деревне любого региона, в отличии от D2S или аналогичных.

Вообще, использование в проекте исключительно галогенных ламп направлено в первую очередь на надежность системы. Вывести из строя галогенку можно только физически ее уничтожив, во всех остальных случаях можно просто слить из нее воду, просушить, поставить новую копеечную лампу если требуется и все снова работает.

Противотуманный свет

Далее, в бампере установлены модули Hella D90 мм Противотуманный свет, галоген (FF, H7). Это именно противотуманный свет, а не какой-то еще. Уверен, что многие попадали в ситуацию когда сильный туман или плотная снежная метель вызывает сильнейшую засветку от штатных фар и фактически слепит водителя. Ни рабочий, ни какой-то еще свет в данной ситуации не поможет — только низко расположенный противотуманный свет, который имеет максимально резкую верхнюю светотеневую границу.

Противотуманные фары имеют широкую диаграмму светораспределения по горизонтали и очень узкий луч по вертикали. Поэтому в сильный туман или густой снег, когда обычная фара ближнего света снижает эффективность освещения дороги, можно вообще погасить головной свет, оставив только габариты или ДХО и ехать только с противотуманным светом. Таким образом нагрузка на зрение будет существенно ниже в связи с отсутствием самоослепления.

Рабочий свет

Предназначен для равномерного освещения больших площадей с мягкими переходами и без резких контрастов. Фары ближнего и дальнего света не способны на это, потому как у них другое предназначение и к ним применяются совершенно другие требования, в связи с использованием на дорогах общего пользования. То есть на бездорожье мы используем рабочий свет, чтобы получить вокруг себя хорошо освещенное пространство и тем самым сделать ночное перемещение на автомобиле безопасным и комфортным.

За рабочий свет у меня отвечают две Hella Module 70 FF Long Range, подвесная (FF, H3) и четыре Hella Module 70 FF Close Range, подвесная (FF, H3). Кстати, обратите внимание, что фары отличаются на «подвесные» и «навесные» — нужно заранее определиться со способом монтажа и взять соответствующую выбору фару. «Перевернуть» к верх ногами данные модули нельзя, так как поверхность отражателя рассчитана именно под данный способ крепление и «наоборот» будет светить некорректно.

На картинке правда пока видно только четыре фары из шести и они еще не отстроены, но думаю вы меня за это простите. Сейчас расскажу почему именно так и для чего именно выбраны эти фары и их количество.

Вид сверху на переднюю часть автомобиля с включенными фарами будет примерно соответствовать вот такому рисунку.

Световые лучи пронумерованные цифрами 3 и 4  это как раз Long Range фары – они формируют световое пятно на некотором удалении от источника света. Это избавляет от нежелательной засветки капота автомобиля и таким образом исключает ослепление водителя отраженным  от него светом.

Фары с индексом светораспределения Long Range формируют световой коридор небольшой ширины, но значительной дальностью.

Световые лучи пронумерованные цифрами 1-2 и 5-6  это Close Range – они освещает не только большую площадь, но и вертикальные препятствия. Световое пятно довольно широкое и что самое главное формируется в непосредственной близости от источника света.

Эти фары также, как и основной свет, галогенные и оснащены достаточно распространенными лампами H3.

Суммарная мощность этих шести рабочих фар составляет 55w*6=330w, что практически соответствует мощности больших светодиодных балок (обычно это 300w), которые сейчас так модно стало размещать на крыше внедорожника, но при этом я имею возможность включать их как одновременно, так и частично, в зависимости от того, какой функицонал мне от них требуется в данный момент.

Хорошим примером тут может служить ситуация, когда автомобиль медленно едет по правому краю дороги и ищет съезд с трассы в лес. Включая только правый сектор верхнего рабочего света мы хорошо освещаем обочину и край леса, но при этом не слепим транспорт, едущий нам на встречу по шоссе.

Еще один, очень важный момент, о котором никак нельзя забывать рассказывая о мотивации выбора в пользу галогеновых фар является равномерность распределения светового потока. Данные фары имеют FF рефлектор, благодаря которому, световой поток распределяется более ровно и создает равномерно залитый светом участок дороги с мягкими переходами и без резких контрастов.

Интенсивность светового луча имеет плавный переход от максимальной яркости вверху оптического элемента с плавным снижением к нижней части. Таким образом, луч, падая на плоскость дорожного полотна, создает равномерную заливку с одинаковой яркостью пятна на всем его протяжении.

Большинство светодиодных балок, которые я видел сам, обладали сильнейшей засветкой на переднем плане. Настолько яркой, что они фактически ослепляли наблюдателя, который находится внутри данного автомобиля. При этом, в силу особенностей строения человеческого глаза, естественной реакцией зрачка интуитивно сужаться, чтобы компенсировать столь яркую освещенность рядом с автомобилем, а все что дальше этой границы оказывается для водителя в полной темноте, не смотря на то, что фактическая дальнобойность у нее мягко говоря значительная, но в полной мере, оценить ее может только сторонний наблюдатель, находящийся на некотором удалении от автомобиля. Говорить про сильную утомляемость зрения водителя в данном случае даже не имеет смысла, настолько это очевидный факт.

У моих фар с FF рефлектором все как раз наоборот — максимальная интенсивность света приходится на ту часть рефлектора, которая отражает свет на максимальное удаление от автомобиля, а минимальная туда, которая идет на заливку рельефа в близи автомобиля. Таким образом мы имеем равномерную заливку на всем протяжении освещенности участка.

Ну и напоследок про логику включения дополнительного фронтального света.

Кнопки здесь не смотря на внешную схожесть отличаются друг от друга. Часть имеет два положения выкл/вкл, а часть три выкл/1вкл/2вкл

1. Левая кнопка. Включенное положение активирует зависимость ближнего/дальнего света от Hella Oval 120 подрулевого переключателя.
2. Вторая слева кнопка. Эта кнопка отвечает за поочередную «заливку» левого сектора относительно хода движения автомобиля. Первое положение активирует 2 лампу рабочего света, второе дополнительно включает 1 лампу рабочего света.
3.
Третья слева кнопка. Эта кнопка отвечает за одновременное включение двух фар Long Range фар, пронумерованных на рисунке цифрами 3 и 4. Их назначение сформировать длинный световой тоннель напротив автомобиля, обеспечивая водителю хорошую дальность фронтального обзора.
4. Четвертая слева кнопка. Эта кнопка отвечает за поочередную «заливку» правого сектора относительно хода движения автомобиля. Первое положение активирует 5 лампу рабочего света, второе дополнительно включает 6 лампу рабочего света.
5. Пятая кнопка отвечает за задний рабочий свет, но подробнее об этом я расскажу чуть позже.

Ну вот вроде и все. Надеюсь рассказ получился доходчивым и понятным и все кто заинтересовался смогли его дочитать до конца 🙂

Напоминаю, что проект #УАЗCargoCamperEdition строится при непосредственной поддержке следующих партнеров:

Off-road-light.ru

Автовентури

СТОКРАТ

ПикапСервис

Triffid Trucks