Оставшись одной машиной, мы неспешно покатили дальше по Чуйскому тракту. Снова в огромном количестве потянулись легковые машины с номерами 54 региона, снова по обочинам вдоль шоссе стоят многочисленные палатки, горят костры, бегают дети и ползают пьяные люди. Люди любят Горный Алтай…
3. Преимущество путешествия одной машиной заключается в том, что ты совершенно ни к чему не привязан. Можно останавливаться где угодно и сколько угодно. Можно фотографировать какие-то банальности или просто тупить.
4. Вот перевал Чике-Таман. На его вершине постоянно стоят машины с монгольскими номерами. Зачем, почему, куда и откуда они едут мне не ведомо. Обычно это забитый под завязку древний микроавтобус и дорогой солидный седан. Этот раз не исключение, но расспросить их не получится – языковой барьер.
5.
6. Вот вид на дорогу близ селения Малый Ябоган. Пока я фотографировал, рядом остановилась 99ая лада с татарскими номерами и двое мужчин средних лет подошли полюбопытствовать, что можно посмотреть в Горном Алтае.
Удивительное свойство наших людей – проехать несколько тысяч километров для них несложно, а купить путеводитель или хотя бы посмотреть в интернете, куда же они собрались — проблема.
7. Мы немного утомились и, посчитав, что сегодня никуда уже не успеем, встаем на ночевку. Микродомик стоит в 400р/сутки. Это и есть кемпинг по-алтайски. В сезон тут все забито под завязку, а очередь в баню расписана аж до ноябрьских праздников.
Небольшое авторское интервью.
8. Прекрасно переночевав в домике, мы привели себя и свои вещи в порядок и просушили все, что было мокрым и сырым.
Утром мы спокойные и довольные двинулись дальше. Сегодня по плану нужно дойти до вершины перевала Кату-Ярык.
9. Первый в мире подвесной мост, спроектированный архитектором Цаплиным. Вы наверняка его уже видели, даже если не в моем старом отчете, значит в отчете известного путешественника Сергея Доли. Это когда он мужественно боролся с последним лайтрумом в районе Чуйского тракта.
10. Ныне мост не используется, фотографируют его обычно с дороги. Но если честно, то там не самый удачный ракурс, да и охранник нового моста очень нервничает. Можно заехать через деревню с другой стороны и оттуда сделать хорошие кадры. Благо время позволяет.
11. Вот они вдвоем
12. Катунь в это время года совершенно не бирюзовая. Вода несет в себе грязь и цвет имеет соответствующий
13. Наш старый знакомый подвесной автомобильный мост. Заезжаем, чтобы снять проезд по нему на видео. В прошлый раз так впечатлились, что забыли это сделать — закрываем старые долги.
Пока стояли, подъехали две машины с томскими номерами. Видавший виды праворульный аналог Lexus RX-300 обутый в шины «Кама-Евро» выгрузил своего владельца. «Ну чО, где тут ваши петроглифы?» — вместо приветствия обратился к нам средних лет гопник, очевидно по внешнему виду приняв нас за местных жителей. Однако нужно поскорее и подальше сваливать от цивилизации, в ответ подумали мы.
14. Устье реки Чуя.
15.
Чуть дальше в навигаторе отмечено место под названием «КалбакТаш». Пока пытались вспомнить что это, проскочили поворот. Пришлось возвращаться. Любопытное место! Оно было открыто во время строительства Чуйского тракта. Так как строили его заключенные, среди которых было довольно много образованных и интеллигентных людей, то они смогли распознать уникальные древние письмена на камнях и не пустили их на щебень.
16. Древние люди умудрились в довольно сложной технике выполнить красивые и очень любопытные рисунки, характеризующие их быт, верования и представления об окружающем мире.
17.
18.
19. Внезапно космический корабль
20. А вот этот рисунок выполнен в совершенно другой технике.
22.
23.
24. Тема инопланетян раскрыта
25. Сейчас рисунки древних художников старательно охраняют от их современных коллег, которые везде стараются нанести свои упрощенные «петроглифы» с указанием своей фамилии, города, откуда они приехали, и даты когда было совершенно ритуальное нанесение надписи.
Приятная женщина провела для нас интересную экскурсию за небольшую сумму денег и мы все подробнейшим образом запротоколировали. К сожалению, ближе к концу рассказа к нам присоединилась семейка «гоблинов», с которой мы познакомились чуть раньше. Их задорные комментарии и довольно странные измышлизмы немного скомкали окончание экскурсии, и, пока они старательно разбрасывали мелкие монеты по камням с древними письменами «на счастье» и «чтобы вернутся», мы стартовали дальше.
26. К тому же погода немного улучшилась.
27. Чуйский тракт по-прежнему имеет великолепное асфальтовое покрытие и все еще пролегает в очень красивых местах. В Акташе мы заправились, потаращились на кемпер с голландскими номерами, пообедали и ушли на север.
28. Ущелье «Красные ворота». Есть мнение, что цвет породы определен богатым содержанием ртути в почве. Фотографировать его трудно из-за огромного столба пыли, который поднимают постоянно проносящиеся автомобили.
Улаганский перевал, как и сам поселок Усть-Улаган проскочили ходом. На перевале встретили Тагаз Тайгер с московскими номерами – перекинулсь с ними парой слов. Они уже довольно давно катаются тут с еще одним ссангйонгом и паджериком.
29. Дальше дорога стала грунтовой и я немного подспустил шины. В сезон здесь ползает огромное количество пузотерок, преимущественно из Новосибирской, Кемерововской и Томской областей. А в этот раз, по дороге туда, мы обогнали только «рафик» из Горно-Алтайска.
30. Дорожные знаки и километровые отметки на деревянных столбиках.
31. На подспущенных шинах лететь по дороге легко и мягко. Только нужно не забывать, что ограждений тут нет и внезапно бывают вот такие обрывы
32. Далеко внизу красивое озерцо
33. Второй раз гадаем, куда показывает так тщательно вытертая стрелка?
34. Последний подъем и вот он – красавец Кату-Ярык и долина реки Чулышман. Одно из самых сильных впечатлений от поездки 2010 года.
35. Этот ракурс невероятно хорош в закатных красках и мы изначально планировали заночевать здесь наверху. Но несколько лет назад, начали строить «гражданскую версию» перевала и всю поляну наверху распахали. Желание оставаться здесь как-то незаметно испарилось.
36. Водопад
37. Вид на долину реки Чулышман
38. Водопад образован рекой Карасу. Чтобы было понятно, насколько дальше глухие места, попробуйте представить, что от этого места, всего 60 км до той самой заимки Лыковых, о которой совсем недавно писал Игорь Шпиленок.
39. Вот в кадр попало строительство нового дороги. Она будет менее крутая, по ней смогут легко ездить обычные легковушки. Станет долине от этого лучше или хуже — решайте сами…
40. Это растение нам назвали как "заячья капуста". Растет на Алтае повсеместно
41.
Наверху владельцы кроссоверов расспрашивают только что поднявшийся снизу Subaru Forester на предмет того, сложно ли, можно ли, и вообще возможно ли, им спустится вниз. Мы вспомнили знаменитых Женю
42. Селимся на турбазе в алтайский аил. Это еще одно национальное жилище в нашу «копилку». До этого там уже была киргизская юрта, бурятское жилище и кажется что-то еще.
43. Чулышман разлился и частично затопил долину. Вода грязная и некрасивая. Завтра мы поедем на «южный берег Телецкого». В 2010 году мы не смогли туда попасть, потому, что во время разлива смыло мост через Башкаус и дороги не было. Мы знали об этом заранее, но верили, что МЧС успеет восстановить его. Но тогда не успели…
Алтай не балует нас погодой — небо затянуто облачностью и по нескольку раз в день идет дождь. Знакомимся с позитивными дедами на «жуке» и попутно выясняем масштабы затопления дороги. По их словам «жуку сильно выше капота было, но вы легко пройдете».
Противоречиво, но скорее всего не страшно, потому как вытаскивал их оттуда стоковый патриот. Завтра все выясним сами…