Недавно в комментариях к одному из моих постов завязалась оживленная дискуссия о том, что якобы путешествовать по России и бывшему СССР на пузотере можно с таким же успехом, что и на внедорожнике. Что все то же самое, ну максимум чуть помедленнее будешь ехать и «последнюю милю» придется пешком пройти. Что я хочу вам про это сказать – конечно же, всё не так…
Итак, 2012 год и мы летим на Байкал. Байкал — это прекраснейшее место, в которое я давно влюблен, но он находится крайне далеко от того места, где я живу. И так вышло, что побывав там трижды, я ни разу не был там на своих колесах. Мы освоили ловкий ход с прилетом в Иркутск на самолете и далее перемещались на прокатных автомобилях. Свободы при этом гораздо больше, чем в вариантах с экскурсиями, организованными турагенствами. Недостаток — это тип транспортного средства. Чтобы не остаться без штанов (а цена на прокатные автомобили у нас в России, мягко говоря, не низкая), в основном выбирается бюджетный пузотер.
Немного о целях и планах. Одна из ветвей маршрута ведет нас от самого озера в сторону монгольской границы. Там, от поселка Монды, на север уходит дорога, которую в конце 80ых годов проложили по долинам рек Иркут и Ока. Идет по территории Окинского плато. Высота плато колеблется от 1800 до 2400 метров. Также для его именования можно употреблять термин Центрально-Саянское плоскогорье.
В процессе подготовки маршрута я выяснил, что дорога приемлемого качества и проходима на любом транспортном средстве. Отпуска получены, билеты куплены, машина забронирована и путешествие начинается.
2. В районе Култука свернули на трассу А-164, которая ведет в Монды. Дорога прекрасного качества, а где-то после Кырена с правой стороны по ходу движения открывается шикарный вид на Тункинские гольцы.
3. Периодически съезжаем с трассы в поисках удачных ракурсов
4. Виды радуют глаз, а автомобильчик прекрасно справляется со своими задачами — бесшумно шуршит по асфальту на хорошей скорости и потребляет около 6 литров топлива — красота да и только!
5.
6. Дорога очень живописная. Постепенно начинается набор высоты, но на поведении машины это никак не сказывается.
7. По дороге встречаем велотуристов. Крутят педали в гору и выглядят бодро — железные люди!
8. Москвичи не избалованы горами, и любая возвышенность вызывает у нас приступ радости.
Но хорошая дорога закончилась, и в Мондах, повернув на север в направлении Орлика, мы выходим на гравийную дорогу. Она очень приличного качества, но…не для нашего автомобиля. Крупный щебень, продольные волны, гребенка и периодически попадающиеся довольно крупные ямы, которых в пыли не особенно-то и видно вынуждают нас существенно снизить скорость.
9.
10. Виды вокруг по прежнему хороши, но радость сменяется растерянностью. Быстрее 30 км/ч ехать никак не получается.
Перепробовали все варианты скорости и как ни старались, но только 30 км/ч. Даже при условии, что автомобиль прокатный и его не очень-то жалко, но нам на нем нужно добраться до Иркутска, ничего не сломав. Эвакуатор сюда придет не скоро, а это означает не только срыв всех планов, но и дополнительные траты и еще потеря залога. Поэтому машину нужно беречь.
11. Надо понимать, что на пикапе я бы спокойно и не напрягаясь могу ехать здесь ~80км/ч, при этом я веду машину одной рукой, а во второй держу кружку с чаем.
12. А на Nissan Almera на скорости 30км/ч я, стиснув двумя руками руль, мучительно вглядываюсь в грунтовку, сквозь стену пыли пытаясь разглядеть рельеф, чтобы в последний момент сманеврировать. При этом в машине жутко трясет и подвеску постоянно пробивает до отбойников.
Ехать так долго почти не возможно. Дискомфорт ощущается физически — все тело болит, кишки трясутся, а позвоночник уже осыпался в трусы, но главное не это.
13.
Главное то, что мы страшно выбиваемся из графика. Планируя маршрут я совершенно забыл как это, ездить на легковой машине там, где дороги на них не рассчитаны. От Мондов до Орлика примерно 140, а до водопадов еще около 70 километров. Плюс еще время на пеший радиальный маршрут к точке и еще назад. Запланированные 4 часа на дорогу в действительности выливаются в 7-8 и это без учета на отдых. А при такой тряске он физически не обходим. Все бы ничего, но у нас сроки и график. Опоздать на самолет или не сдать машину вовремя это огромные финансовые потери и мы понимаем, что задуманное нам реализовать никак не получится. Приходится срочно менять планы.
14. Несмотря на то, что запланированное увидеть не удалось, мы конечно все равно остались довольны теми видами и красотами, что мы успели "зацепить"
15. Затерянный край при полном отсутствии цивилизации и организованного туризма
16. Дикая и нетронутая природа
17. Но ехать сюда нужно на соответствующем автомобиле. Да, полный привод и большие колеса не избавят от необходимости ходить пешком, но все это будет гораздо комфортнее и быстрее. Да и "последняя миля" будет именно милей, а не десятками километров.
18.
19. Елена Викторовна вглядывается в даль и совершенно очевидно тоскует по нашему грузовичку. В качестве основного пилота она вдоволь натряслась за рулем этого "ведра"
20.
21. У местных транспортных средств скорость перемещения вполне приличная. Завидев его издалека, мы предпочитали съехать с дороги, чтобы не быть обсыпанными щебнем и не повредить автомобиль.
22. Снежные вершины на границе с Монголией. Это тот самый Мунку-Сардык — высшая точка Саян
23. Внимательно посчитав скорость, время и оставшиеся дни было принято отложить запланированный маршрут на потом и воспользоваться "Планом Б".
24. Едем на Ильчир. Крутые берега реки Иркут
25. Дорога не лучше, но ехать ближе
26. Тункинские гольцы с другой стороны.
27. Высота около 2000 метров и довольно прохладно, несмотря на июль.
28.
29.
30.
31.
32. Обожаю вот такой минимализм в пейзажах. Меня много раз удивляло что людям не понравился Укок, Сон-Кель и т.д. Это как раз тот самый случай. Минимализм, дикая природа и почти полное отсутствие человека. Лично мне такое по душе
33.
34. Вот эти "конусы" высотой в 2500м, а за их вершины очень здорово цепляются облака
35.
36.
37. Вот так смотрит на мир водитель "пузотера". Все красивое далеко и недоступно. Правило «чем дальше в лес, тем толще партизаны» применимо тут в полном объеме. Нужно помнить одно – «там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта» (с).
38.
39.
Мы уезжаем домой. Было очень красиво и интересно, но это как просто пролистать книгу в магазине и положить ее обратно. Придется вернутся, чтобы увидеть то, что запало в душу, но это уже будет на правильном автомобиле.
Ну и подводя итоги:
Если хотите ездить на неприспособленном для этого автомобиле, то поступайте как участники монгол-ралли — увольняйтесь и путешествуйте без каких либо временных рамок и сроков. Тогда можно будет действительно три дня мучительно ехать там, где можно добраться за 5 часов и не переживать по этому поводу. Но в любом случает нужно помнить, что даже если вам повезет и ваша цель находится всего в 5, 10 или 15 км от асфальта, то вы можете дойти до нее пешком. Но нужно понимать, что ничего «закольцевать» вы не сможете, вы будете обречены ездить по одним и тем же дорогам. Тратя на это время и теряя удовольствие от путешествия.
Вы будете вынуждены жаться к обочинам и более менее проезжим грунтовкам и ваш приятно досуг разнообразят пьяные соседи под дискотеку 90ых.
Именно по этому я изменил свое мнение об УАЗ Патриот. Его главное достоинство — это его цена, сопоставимая с обычным пузотером. Но вот дорогу в мир красивого и интересного он приоткрывает на полную катушку. Согласитесь же, лучше смело войти в дверь, чем смотреть через замочную скважину
P.S> А туда мы обязательно вернемся. Там нас ждут Долина вулканов и водопады на Малом Жомболоке и еще много чего…