Погода закончила испытывать нас на прочность и повернулась к нам другой стороной, на этой раз лицом. Мы двинулись на восток…
2. Узловая станция «Чайка» ТРЛ «Север» обсуживающая линию Воркута – Анадырь. Писать что-то о работе этой системы бессмысленно – все уже украдено написано до нас. Крайне рекомендую, кто не читал, подробнейший пост на эту тему.
Короче, станция большая, советская, внушает. Круто! Но мчим дальше!
3. Музей в Горнокнязевске — обычный «новодел», рассчитанный на групповой туризм в период масленичной недели.Ну, заехали и заехали, что ж теперь.
4. Зато какие картинки красивые и аутентичные у них есть!
5.Зимник хороший. Ровный и красивый. Часто и с удовольствием останавливаемся для фотосессий снежных елочек и собственных теней
6.
7. Спустя некоторое время наше внимание привлекла глубоко эшелонированная система снежных окопов. Выглядело это все довольно странно, учитывая удаленность данной территории от зон военных действий и прочих конфликтов, но приглядевшись повнимательней, мы рассмотрели, что все это дело рук копыт ОЛЕНЕЙ! Вот ты какой, северный олень!
8. Эти милые животные таким образом добывают себе пропитание. Разрывая снежный покров, они самостоятельно добираются до мхов, ягелей, пожухлой травы и прочих оленьих деликатесов, избавляя коренные народы севера от необходимости заготавливать сено на зимний период. Довольно странно, кстати, что фермеры средней полосы никогда не пытались перенять этот передовой опыт.
9.
10. Так как плотность корма на квадратный метр не сильно велика, то оленям приходится поработать. Траншеи получаются серьезные и, если присмотреться в телевик, то можно заметить, что все окрестные снега изрыты более чем полностью.
Немного живых эмоций после встречи с забавными зверюшками
Кстати, про оленей есть и довольно грустная история. В этом году зима наступала не совсем типично, и снег ложился сопровождаемый несколькими этапами оттепель/заморозки, по причине чего на большой территории ЯНАО образовалась многослойная корка льда под снежным покровом. Это повлекло за собой массовую (более 15000 особей) гибель оленей, которые не смогли добраться до привычного для них корма. Вот такая судьба…
11.
12.
13.
14.
15. А мы движемся дальше, зимник идет вдоль так и не завершенной сталинской трансполярной жд стройки.
Данный проект является прекрасным примером строительства сложных объектов в трудных условиях. Рецепт блюда простой: берем большое количество бесплатной рабочей силы, добавим к нему неуемные амбиции и величие замысла, все это приправим отсутствием исследовательских и изыскательных работ и все это готовить в течении нескольких лет. В итоге получаем несколько бессмысленно потраченных миллиардов советских рублей, тысячи загубленных жизней и прекрасную техногенную заброшку с романтической историей – профит!
16.
Надо сказать, что самое красивое в 501 стройке — это легенда о ней. Крайне рекомендую почитать хорошую статью о ней на этом ресурсе. Уверен, что вас впечатлит не меньше меня. В реальности же дорога сейчас представляет собой большое количество частично разрушенных мостовых переходов, кое-где сохранились насыпи, а также местами в воздухе довольно живописно висят покореженные ржавые рельсы. Ну и бараки, где жили строители дороги.
17. Встали на обед.
18. Так как во время приготовления пищи голод начинает терзать гораздо сильнее, то мы освоили вот такую тактику охлаждения уже приготовленной еды, до температуры пригодной к немедленному употреблению.
19. Пока ели, мимо нас промчался Трекол более простой модификации, чем я показывал вам в прошлый раз.
20.
Вообще, когда оказываешься в подобных местах просыпается желание почитать историю нашей страны заново. После того как ты взглянул на это глазами и потрогал руками, все воспринимается совершенно иначе. Кстати, очень любопытно эту дорогу пешком прошли ребята из клуба «вольных путешественников» в летний период. Сейчас, когда то немногое, что осталось от дороги, укрыто толстым слоем снега, все выглядит совсем не так.
21.
22. Погода преподносит сюрприз. В воздухе явственно парит ощущение весны и температура поднимается выше ноля. Грузовики остались на КПП, они ждут ночи и похолодания. Местами дорога реально растаяла.
23.
24. Шпалы сгнили и осыпались, а рельсы продолжают висеть в воздухе
25. Снег рыхлый, а зимник не то, чтобы широкий. Поэтому нужно быть внимательным и заранее искать места для разъезда со встречным транспортом, который, кстати, идет здесь сплошным потоком.
26. Грузовикам естественно труднее, вот ребята совсем немного ошиблись, и сейчас у них серьезная проблема.
27.
28.
29. Вдоль дороги постоянно встречаются бараки. В них жили и вольные, и подневольные строители дороги
30. Обращает внимание, что мало что разворовано на металл и прочее. В основном, все стоит нетронутым.
31.
32.
33. Пока фотографировали семафор, остановился встречный автомобиль и предупредил, что впереди большой затор. Несколько грузовиков увязли на зимнике и один из них даже опрокинули на бок, в процессе спасательной операции. Нужно обходить их по отсыпке строящейся дороги Надым-Салехард. Работы на ней ведутся, но окончание не так близко как хотелось бы, по слухам окончание уже перенесли с этого на следующий год.
И хотя мы внимательно выслушали напутствие «свернешь там на отсыпку и смотри еще, под мостом растаяло сильно, КАМАЗы проваливаются, так что держись левее», но ясности это внесло не много. Дорогу постоянно пересекают разные технологические отворотки и понять, что из этого правильный съезд на отсыпку трудно. И тут, прямо как специально произошла следующая история.
34.
35.
Все это время перед нами довольно бойко шел небольшой грузовичок типа соболь-газель. Мы его не старались обогнать, держась на приличной дистанции, и вдруг после очередного поворота мы выскакиваем прямо на него. Машина стоит прямо посередине дороги и водителя вроде как нет, а объехать никак нельзя. Пока соображали что к чему, из кустов показался интеллигентного вида пенсионер с куропаткой в руках.
Оказывается, абориген в отличии от нас не просто наслаждался видом этих толстых и довольно бестолковых птиц, а имел в салоне специально заготовленное для таких случаев ружьишко. И когда ему представился удобный момент, он как заправский ковбой вальнул прямо из окна, и что самое главное, не промахнулся. Наше появление немного его смутило, и чтобы сгладить повисшую в воздухе неловкость, мы решили обсудить с ним ситуацию с затором.
36. Легковых машин по технологической отсыпке было не много, а точнее только мы. На встречу нам попадались большие колонны строительной техники, и мы заблаговременно их пропускали, стараясь разъехаться там, где это было возможно.
Дорога явно не приспособлена пока для использования. Местами мы ехали по километру и более в тоннелях шириной с машину и снежными отвалами по три метра по обе стороны.
37. То самое засадное место, которым нас пугали. Растаяло все и правда довольно прилично
В какой-то момент Лена затихла. Через некоторое время она вдруг говорит – а это не северное сияние?! Черт его знает, я его тоже никогда не видел, но если честно больше похоже на засветку от города. До ближайшего крупного города правда километров пятьдесят, но все равно. И тут Лена говорит – вообще-то все, кто видели северное сияние, говорили, что поначалу принимали его за обычную засветку от населенного пункта. А вдруг и правда, чем чёрт не шутит!
Правда, неловкий момент заключается в том, что мы вроде как вторым номером в колонне идем, а связи с головной машиной у нас никакой нет. Но, делать нечего – СИЯНИЕ ЖЕ!!!
38. Тормозим, достаю штатив, фотоаппарат и начинаю стрелять длинными выдержками в надежде, что невидимое пока нашему глазу северное сияние немедленно проявится на высокочувствительной матрице. И правда проявилось, правда не сияние, а глухая облачность. Что же такое то!!!
39. Но по ряду кадров, вижу, что облака движутся и есть шанс, что небо может «растянуть». Периодически фоткаю и вижу «гриб ядерного взрыва» расходится в ширь и с лева даже появляется зеленый оттенок
39. Облачность слишком низкая, выше вполне может «полыхать» так долгожданное нами северное сияние, но мы его все равно не увидим!
И тут Лена говорит — кажется «газель» возвращается…. Мужичок поняв, что мы отстали, сначала стал нас ждать, а потом увидев, что у нас погасли фары распереживался, что у нас, что-то случилось и решил за нами вернутся. Боже, как неловко и стыдно нам было, когда он к нам подъехал и увидел, что мы стоим со штативом.
— Отец, прости нас великодушно, но мы первый раз на севере, а тут СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ!!! Ну не могли мы его пропустить, а ни рации, ни другого способа сообщить об этом нет.
— Да, ладно, дело-то пустяковое. Только вот, я сильно сомневаюсь, ребята, что это сияние. Оно как бы повыше, да и поярче должно быть. Ну и уж не желтое это точно…
40. Правда взглянув на этот кадр он задумчиво сказал — ну черт его знает, может еще и разгорится…
На этом мы с ним тепло распрощались, пожелав друг другу удачи, и он бодро поскакал дальше. А мы остались пить чай и ждать пока «разгорится». Но не разгорелось. Может, это было вообще не сияние, может оно было просто не достаточно сильное, а может еще что… Так мы этого и не поняли.
41. Прекрасный знак, который по непонятным для нас причинам, мы не встречали в других регионах, хотя потребность в нем, очевидно, имеется
Уже в темноте мы въехали в Надым. Градообразующим предприятием в городе является Газпром, со всеми вытекающими подробностями. Мы, по какой-то причине, решили предаться лени и сибаритству и переночевать в гостинице. Оказалось, что гостиничный бизнес в городе, как ни странно, ориентирован не на туристов, а на командировочных сотрудников нефтегазовой отрасли и по этой причине ОЧЕНЬ дорог.
Выбираем по рейтингу самую дешевую гостиницу, про которую все пишут, что это «нереальный треш и помойка, но хотя бы дешево» и едем туда. Расположена она на первом этаже жилого дома, и даже ее ресепшен красноречиво подтверждает данную ей в интернете рекомендацию. Спрашиваю, как бы нам вдвоем переночевать, на что получаю прекрасный ответ: «остались только одноместные полу-люксы, но они всего по 5000р, поэтому можете взять два».
Обсудив столь выгодное предложение, мы единогласно пришли к выводу, что нет ничего лучше и удобнее стоянки для дальнобойщиков на выезде из города, куда мы немедленно и отправились.
Вот утреннее фото из twitter сделанное с этого места. Даже соседей по ночевке видать 🙂
42. Дальше, к сожалению, наше путешествие начало набирать ход, как раскрутившийся маховик. Километры стали наматываться на кардан по пятьсот с лишним км в день. Мы больше ехали, чем смотрели. Да, есть такой момент в любой поездке. Но все же мы старались немного разнообразить наш автопробег.
43. Вот, например, любопытное фото из Нового Уренгоя. Подобного рода бараки, встречаются почти во всех городах и поселках, где мы были. Соседство с ними не смущает стеклянно-бетонные здания газовых монополистов и, как я понял, значительная часть населения проживает именно в подобном жилом фонде. Дома эти, как правило, стоят на сваях, что связано, во-первых, с сильными холодами в регионе, а во-вторых, с особенностями строительства в условиях вечной мерзлоты.
В Новом Уренгое произошла еще одна замечательная история. Едем мы по городу, в поисках выезда, как вдруг на перекрестке нас довольно дерзко обходит корейский внедорожник и недвусмысленно показывает — тормози. Ну думаю, все — пипец тебе, москалик! А это, оказывается, легендарный покоритель северных снегов Саня Елкин узнал в потоке машин наш автомобиль и решил перекинуться с нами парой слов. От такого оборота я, естественно, растерялся и забыл с ним сфотографироваться 🙁
44. Постепенно бетонные дороги сменились на асфальтовые и ощущение того, что путешествие подходит к концу стало все сильнее.
45. Дали крюк в 100 километров, чтобы заехать и сфотографировать «комарика» в Ноябрьске. Может и глупо, но теперь никто не упрекнет — да вы главного то и не видели!!! Ну и опять же, посмотрели на второй по численности город в ЯНАО 🙂
46. В Сургуте нас заинтересовал вантовый мост через Обь. Длиной более двух километров, с центральным пролетом в 408 метров и высотой пилона 150 метров. Мы очень хотели попасть в музей моста, но он работал только 16.00 и мы не успели. В компенсацию остались ждать пока стемнеет и включат освещение. Красивое и очень впечатляющее зрелище!
Ночевали уже по традиции на стоянке дальнобоев. Решили, пока не покинем регион нефтяников и газовиков, даже не пробовать прицениваться к сфере услуг.
47. «Красный дракон» — мост через Иртыш в Ханты-Мансийске.
Кстати, Ханты-Мансийск — это первый город в ЯНАО и ХВАО где мы увидели привычные нам дачные участки в пригороде. В других местах мы их не замечали и решили, что лето в этих краях слишком короткое, чтобы разменивать его на огородничество и отдых на приусадебных участках.
48. Археопарк
49. Храмовый комплекс в Ханты-Мансийске, визуально вызывающий стойкие ассоциации с ХХС.
В Ханты-Мансийске мы еще посетили любопытный музей нефти и газа. Содержится он, судя по всему, на деньги добывающих компаний, потому как поражает своей благоустроенностью, современностью и доброжелательностью. Ради нас двоих открыли все хранилища минералов, устроили нам подробную персональную экскурсию на полтора часа и все это совершенно БЕСПЛАТНО.
50. Фотографировать музейные экспонаты я не люблю, но вот эта экологическая картинка очень понравилась.
51. После обеда выдвинулись дальше. Наш путь лежал на запад в сторону дома, но это было еще не все…
Помните, я загадочно намекнул, что повествование будет не совсем в хронологическом порядке? В следующей части повествования пропущенная история получит продолжение, а также пополнится неожиданными бонусными точками. Так что это еще не конец рассказа.
P.S. Снимки не пересвечены? Я почудил и зачем то обрабатывал их на другом мониторе…
4 thoughts on “Теплый Север — 2014. Часть 3. Трансполярная магистраль.”