Новая Hakkapeliitta LT3 на тестовом полигоне Nokian в Финляндии

Hakkapeliitta LT3

Вторая часть рассказа, в которой мы тестируем зимние шины Nokian Tyres на фирменном полигоне White Hell, расположенном в финском Ivalo за полярным кругом…

Из Санкт-Петербурга в два перелёта мы переносимся в финское Заполярье — тут расположена вотчина местного деда мороза и тестовый полигон Nokian Tyres с романтичным названием White Hell.

Hakkapeliitta LT3

Говорят, что накануне была отличная ясная погода, но нам для знакомства природа показывает, почему финны выбрали такое называние для своего трека. Белое ничто среди бескрайних белых снегов. Да, наверное, «белый ад» подходящее название для этих мест

Hakkapeliitta LT3

Впечатления для меня начались ещё по дороге на трек, когда наш огромный автобус, пропуская на узкой дороге встречный пикап, просто остановился на подъеме на нечищеной дороге, а потом без каких либо видимых проблем продолжил движение

Hakkapeliitta LT3

Первым делом я подошёл посмотреть на шины — оказывается, зимние грузовые шины существуют!

Hakkapeliitta LT3

Причём они ещё и шипованные!!! Это, кстати, особенная гордость Nokian — большая линейка шин для коммерческого и специализированного транспорта

Hakkapeliitta LT3

Группа у нас достаточно большая, поэтому нас делят на четыре команды, каждая из которых отправляется на свою часть тестов, но к концу дня мы все получим полный набор упражнений, просто в разном порядке. Мои мысли, конечно же, заняты новинкой Nokian Hakkapeliitta LT3, которая пришла на смену модели LT2, что я сейчас эксплуатирую на своём автомобиле и сравнить с которой новинку мне будет особенно интересно. В эти шины обуты два пикапа VW Amarok в непривычной для нас комплектации с v6, но на механике и с приводом типа part-time и Ford Raptor c автоматом и 6.2 литровым мотором

Hakkapeliitta LT3

Я попадаю в группу, которая начинает со сравнительного теста летняя резина vs зимняя нешипованная резина vs зимняя шипованная резина. У нас в распоряжении три VW Golf и три типа покрытия: полированный лёд, шершавый лёд, снежный накат. Последновательно стартуя мы проходим все три участка и возвращаемся пересаживаться на следующие шины.

Hakkapeliitta LT3

Упражнение призвано показать, насколько неразумно использовать летние шины зимой. На самом деле это лишнее. Автомобиль на «all season tyre» не управляется, не разгоняется и не тормозит. Было бы странно, если бы результаты были какие-то другие в данных условиях

Hakkapeliitta LT3

Мне было более показательно сравнение зимних нешипованных и шипованных в абсолютно одинаковых условиях.

Hakkapeliitta LT3

Тут у нас в сравнении оказывается Hakkapeliitta R3 и Hakkapeliitta 9. Лично я с давних пор являюсь приверженцем именно шипованных шин, но в последнее время, когда мой родной город стали заливать реагентами чуть больше чем полностью, на городские пузотёры мы с женой стали выбирать нешиповку. Но, чёрт побери, как же хороша шиповка в эталонных зимних условиях!!! В общем если жить за полярным кругом, то выбор мой однозначно только в пользу шипа.

Hakkapeliitta LT3

Помимо самих тестов принимающая сторона много рассказывает о том, как эксплуатируется полигон в исследовательских целях, о том какие тесты и в каком количестве тут проводятся заводской командой. Вот, например, крытый ледовый трек, где тестируется торможение и разгон. Так как на этот лёд не попадают лучи солнца, то в течении дня он никак не меняет своих свойств и таким образом не вносит погрешности в измерения. Тут можно целый день тестировать и сравнивать шины в абсолютно одинаковых условиях.

Hakkapeliitta LT3

Кстати, пока мы едем смотреть на эту «хоккейную коробку», мне на глаза попадается обычный трактор

Hakkapeliitta LT3

Который, само собой, обут в шины hakkapeliitta 🙂

Hakkapeliitta LT3

Следующее упражнение, которое нас ждёт, это pickup&suv на ледяном треке.

Hakkapeliitta LT3

Мероприятие для нас немного задерживается, потому что предыдущая группа выкинула с трассы Ford Raptor и для его вызволения потребовался ратрак

Hakkapeliitta LT3

Мне очень хотелось начать с раптора на LT3 топового 315/70 R17 размера, но начинаю катать трассу на VW Amarok, обутый в LT3, и просто влюбляюсь в эту машину! Такое ощущение, что я проездил на нём всю жизнь — настолько понятно и тактильно его управление, поведение и обратная связь. Что в целом не удивительно — примерно тот же вес, механическая коробка и парт-тайм, что на моём Ford Ranger. Я достаточно быстро и агрессивно еду на нём, но мыслями я конечно уже в Ford Raptor

Hakkapeliitta LT3

Раптор влюбляет в себя совершенно чумовым звуком выхлопа, но общий язык с ним я так и не нашёл. Не заладилось у меня дело и с автоматом, и с большим весом, поэтому через пару не самых быстрых кругов я, не сумев завести его из скольжения в поворот, вылетаю с трассы в глубокий снег.

Hakkapeliitta LT3

Ребята в соседней группе разобрались, как отключать на нём систему стабилизации, и говорят озорно отожгли, но я, к сожалению, его не прочувствовал и не понял. А вот амарок, от которого я изначально ничего особенного не ожидал, как раз наоборот показался мне просто великолепным!

Hakkapeliitta LT3

Катание на Audi Q5 показалось мне стабильным, надёжным и прогнозируемо немного скучным. Хотя в соседней группе как раз как следует жгли на куПятых и один из них почти перевернули 🙂

Hakkapeliitta LT3

А мы перемещаемся на следующее упражнение на озёрный ледовый трек, по пути встречая строительную технику, обутую, естественно, в Nokian Tyres 🙂

Hakkapeliitta LT3

На очереди у нас боевые Audi RS4 на Hakkapeliitta 8 со специальным увеличенным шипом

Hakkapeliitta LT3

Эти шипы не предназначены для дорог общего пользования, но позволяют ОЧЕНЬ быстро ехать по льду

Hakkapeliitta LT3

В качестве бонуса к эрэскам прилагается «раллийный» гольф на механике с каркасом безопасности и жёлтая озорная автоматическая ибица

Hakkapeliitta LT3

Seat Ibiza красив и стремителен

Hakkapeliitta LT3

И немедленно засажен 🙂

Hakkapeliitta LT3

Как потом сказали — наша группа чуть ли не побила рекорд полигона по количеству вылетов и прочих инцидентов, но ведь на то и нужен полигон. Манера вождения автомобиля на обычных дорогах и полигоне отличается тем, что на обычной дороге ты изо всех сил стараешься не доводить до экстримальной ситуации, а тут ты осознанно едешь за гранью безопасной скорости и можешь попробовать автомобиль и резину в предельных условиях.

Hakkapeliitta LT3

Это, кстати, единственное упражнение, где в салоне автомобиля нам компанию составляли инструктора. Видимо мощность данного автомобиля уже позволяет натворить дел и таким образом организаторы подстраховываются.

Полноприводные Audi RS4 очень мощные и очень хорошо управляемые, но быстро ехать у меня на них ну никак не удавалось. Надёжно, уверенно, но как-то совершенно не азартно. Увидев, что я слегка загрустил, инструктор предложил прокатить меня «как надо» и мы поменялись местами. Эта машина умеет ехать боком и умеет делать это безумно быстро 🙂

Hakkapeliitta LT3

И тут для меня снова был небольшой разрыв шаблона. Синий гольф, на котором я вообще изначально не хотел кататься (после RS какой-то гольф это же пффф!), оказался ну очень позитивным и быстрым

Hakkapeliitta LT3

В итоге я за несколько кругов так «вкатался» в него, что субъективно ехал на нём даже быстрее чем на RS4, с которой у меня не заладилось

Hakkapeliitta LT3

Ну и финальное «упражнение» — это езда на RS5 на дорогах общего пользования с соблюдением правил дорожного движения, безопасной дистанции и всего прочего.

Hakkapeliitta LT3

Машина красивая, но в таких условиях достаточно бесполезная. Примерно похожие мысли появляются у меня при взгляде на мощные машины в Москве, ведь по сути единственное их назначение это очень быстрый разгон со светофора до 79 км/ч

Hakkapeliitta LT3

Ну и подведу некий итог своим впечатлениям от тестового дня:

  • больше всего понравился VW Amarok на Hakkapeliitta LT3 и облегчённый «раллийный» VW Golf на Hakkapeliitta 8 с увеличенным шипом
  • Hakkapeliitta LT3 очень уверенно и надёжно едет под полноприводным пикапом и хотя напрямую умозрительно сравнить её с моей LT2 вряд ли возможно, но почти уверен, что это по-прежнему лучшая зимняя резина для внедорожника. По крайней мере LT2 — это лучшее на чём я вообще ездил зимой, а третья модификация вряд ли стала хуже
  • если бы Москву и область не заливали полностью реагентами, то я бы по прежнему ездил только на шипованных шинах. Их поведение именно такое, какого хочется на зимней дороге. Но в наших объективных реалиях для города всё же рациональнее нешиповка.
Hakkapeliitta LT3

Ну и отдельно пару пунктов из пресс-релиза про Hakkapeliitta LT3, которые меня отдельно зацепили:

  • новый шип теперь обладает другой формой и заключен в корпус из нержавеющей стали, также он стал выше на 2 мм, чем шип LT2
  • всей конструкции шины добавили прочности, но особенный акцент делаются на арамид, который применён в боковине шины (Aramid Sidewalls). Теперь бочина станет крепче и мы сможем дольше ездить на низком и очень низком давлении :)))
  • В составе шины применена новая резиновая смесь Arctic Grip, которая увеличивает износостойкость и повышает устойчивость к порезам
  • Новые размерности в свободной продаже. Например, шина 315/70 R17, которая в пересчёте на привычный нам размер будет почти 35″ или если быть более педантичным то 34.4″
  • Плюс ещё куча инноваций, которые улучшают поведение шины в дорожных условиях, но лично для меня это уже на втором плане, после выше озвученного

В общем было ОЧЕНЬ интересно и познавательно, так что огромное спасибо всей команде Nokian Tires за приглашение и отдельная благодарность гостеприимной Лапландии за показанное напоследок северное сияние

Hakkapeliitta LT3