Плато Укок


Сдается мне, что в большом и объемном отчете о нашей поездке в Горный Алтай незаслуженно потерялся акцент на главное. Восстанавливая справедливость, делаю отдельный пост про уникальное в своем роде высокогорное плато Укок, заслуженно внесенное в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

В силу географического расположения плато Укок труднодоступно и как следствие не избито традиционными туристическими маршрутами. Чтобы попасть сюда, необходимо получить разрешение на пребывание в пограничной зоне у контролирующих органов, оплатить посещение заповедника, а для большинства наших соотечественников потребуется еще преодолеть значительное расстояние по общефедеральным дорогам нашей необъятной Родины до южной границы республики Горный Алтай.

2. Юрта у подножия перевала Теплый Ключ. Радоновые источники.

3. Вершина перевала Теплый Ключ

4.Снег на вершине перевала

Плато расположено в высокогорном районе на границе Казахстана, Китая, Монголии и России, и по причине неблагоприятных климатических особенностей (сильнейшие ветра и крайне низкие температуры даже летом) постоянно проживающих людей на нем нет. В настоящее время местные жители используют его исключительно для выпаса скота. Также здесь базируются немногочисленные погранзаставы, отвечающие за приграничную зону и данный участок государственной границы.

5. Река у одной из застав

6. На границе нейтральной территории

7. Озерцо

Из России на плато можно попасть через перевал Теплый ключ или по трудно проходимой дороге, изобилующей множественными бродами, через село Джазатор. Пограничники этими вариантами не пользуются и по договоренности добираются на плато через территорию Монголии.

8. Заградительные сооружения

9. Мост. Надпись на плакате: "Стой!!! Высади пассажиров!"

10. Дорога от заставы на озеро Укок

Перевал Теплый ключ — это узкая тропинка, пробитая вдоль склона горы, шириной в 3-3,5 метра, с крайне редкими карманами для разъезда. С одной стороны склон горы, усыпанный крупными камнями, с другой стороны обрыв. Для движения автотранспорта перевал открыт всего 2 месяца в году, когда с него сходит снег. Подъем на перевал сочетается с серьезным набором высоты, вершина перевала находится на отметке в почти 3000 метров над уровнем моря. На такой высоте двигатели автомобилей уже страдают от нехватки кислорода в воздухе, что сказывается на их мощности.

11. Снежные шапки гор

12. Дорога

Отдельно стоит рассказать об автомобилях, способных дойти на плато Укок. Если вы собрались преодолеть перевал, то, как минимум Вам потребуется серьезный внедорожный просвет и хорошая защита агрегатов. Дорога через перевал усыпана крупными камнями, объехать которые, по причине малой ширины дороги, не удастся, единственный вариант пропускать их между колес. После прохождения перевала трудности не заканчиваются и далее потребуется задействовать весь арсенал внедорожных возможностей вашего автомобиля: форсирование глубоких бродов через разлившиеся реки, преодоления болотистых почв, полных талой воды, от недавно сошедшего снега, сложный рельеф местности и прочие радости вам будут обеспечены.

13. Озеро КальджинКоль-Бас

14. Редкие минуты затишья

Но все трудности и лишения, выпавшие на долю путешественников, решившихся на это мероприятие, будут с лихвой вознаграждены созерцанием дикой, не тронутой человеком, природой, великолепными пейзажами с видом на снежные шапки четырехтысячных вершин и абсолютно непуганый животный мир.

15. Черепаха

Труднодоступность — это еще одна притягательная сторона Укока: сюда стремятся владельцы подготовленных экспедиционных автомобилей, мотопутешественники, квадроциклисты и велосипедисты. Укок это еще и способ проверить характер, испытать себя и технику на прочность. Сделать что-то, о чем будет приятно вспомнить и не стыдно рассказать.

16. Закат на озере

Погода на плато меняется крайне стремительно, сильный ветер приносит новые метеоусловия практически каждые два часа. Не успел ты посетовать на дождь и облачность, как погода сменилась на теплую и солнечную. Не успел порадоваться чистому синему небу и яркому солнцу, как ночью нагнало тучи, и пошел снег. И все это в августе месяце!

17. Подножие перевала со стороны плато

Это место также носит название «Зона покоя Укок». Понять почему, можно только попав туда. Есть полное ощущение, что жизнь здесь остановилась когда-то очень давно, и с тех пор никак не догонит остальную планету. Это затерянный мир, отделенный от мирской суеты и остальных мнимых ценностей, неприступными горами и километрами вечной мерзлоты.

18.Лагерь у подножия перевала

Благодаря своей удаленности от остального мира, это место сохранило свою первозданную красоту и, нетронутую человеком, природную девственность. Именно в таких местах начинаешь больше ценить окружающий мир и особенно остро понимать, насколько он хрупок и беззащитен перед человеком. В этот момент еще больше понимаешь свою ответственность перед последующими поколениями за сохранность того немного, что мы еще не успели погубить…

19. Раннее утро. Укок прощается с нами

Тем обиднее и больнее понимать, что не всем нужна эта красота, что есть другие ценности, намного более близкие и понятные…
Имеется ввиду это

40 thoughts on “Плато Укок

  1. Газовая труба и одна из зон для казино!(((
    Спасибо! Очень интересный рассказ о моей родине..
    Наждеюсь, когда-нибудь туда попасть, если представится еще возможность, которой я теперь точно воспользуюсь!!
    Собирабюсь уже давно!!!

  2. Зона покоя потому, что в 90-е годы на этом месте археологами была вскрыта могила древней пазырыкской культуры (около 2 тыс лет). В могиле была найдена хорошо сохранившаяся из-за вечной мерзлоты мумия молодой девушки знатного рода, судя по богатству захоронения.
    Мумию увезли в Новосибирск, где она сейчас и находится в академ городке.
    Через какое-то время в Кош-Агаче и окрестностях случилось сильное землетрясение, которое алтайцы связали с тем, что «была потревожена принцесса». Всяческие раскопки запретили, а зону назвали «Зона покоя».

  3. раз там невозможно жить — значит все останется как было еще тысячи лет, если конечно не найдут там уран, цирконий или какой нибудь редкий металл, я уже не говорю о газе или нефти.

  4. С юга на север Укока? На Укок через Россию можно попасть или через перевал Теплый ключ или через Джазатор(Беляши).

    Трека нет, но могу нарисовать наш маршрут по карте… На чем пройти хотите?

  5. пока ничего серьезного. думаю получится купить а британии недорогой внедорожник, лендровер старый, может дефендер с мешком запчастей (оформить на него carnet de passage). старт где-либо в шенгене, паром через гибралтар. проехать марокко-тунис-египет (правда придется ждать, пока там успокоются), переправиться паромами по югу европы через сицилию в грецию (чтобы не штамповаться в израиле), далее турция, аравийский полуостров, пакистан, индия и китай, с возвращением из китая в новосибирск (20 тыс км). описанный вами перевал попадает в квадрат, через который было бы здорово заезжать в россию. судя по всему происходящему, ждать придется не меньше года-полутора. так что вопрос к вам чисто спекулятивный. было бы здорово, если бы смогли нарисовать путь для наименее подготовленной машины! (понимаю, что звучит несерьезно). и здорово было бы узнать стоймость экипаж/километр (или цифры: суток, километров, персон и сумма). могу сказать только на легковой по европе — 8р/км + 2000р в день на еду и прочее (месяц, трое, 12000 км), и по работе на ниве 5 дверей — те же 8р/км по пескам и зимникам на ямале (топливо+запчасти+ремонт на сто)

  6. Впечатляет план.

    Про Укок. Неподготовленный не пройдет. Во-первых, перевал открыт только 2 месяца в году, когда сходит снег. Перевал требует серьезного клиренса — камни там огромные. Через джазатор идти — подготовка должна быть еще лучше. Там глубочайшие броды, верховые болота…

    Для неподготовленного, можно выйти из Монголии и проехать по чуйскому тракту. Он сам по себе достопримечательность великолепная. Курай, можно осмотреть. До Кату-Ярыка можно добраться.

    Я сделаю на карте маршрут нашего перемещения по республики и отмечу места где можно пройти на неподготовленном внедорожнике.

  7. план на самом деле так себе 🙂
    думаю попадем по-самое-не-хочу.
    до пакистана- идеальный асфальт, высокая скорость — почти половина пути, это нужно учитывать в подготовке машины. не уверен, что будет возможность готовить ее в россии, думаю надо будет засесть на пару недель у друзей в гараже в британии или германии. своего километража у меня примерно 20тыс км чистыми по европе, столько же по россии, все: западнее новосиба. ямал — 10тыс (300км в день) плюс перегоны.
    на востоке не был и даже приблизительно не представляю как и что. китайцы знакомые сказали, что есть проблема с въездом на машине, придется читать, спрашивать подробнее, — бибиси, феррари, шелковый путь — как-то ездили же!
    спасибо заранее за карту!

  8. Вопросец имею! А не узнавали, можно ли легально попасть в Казахстан с Укока? Я читал и узнавал как-то давным-давно, когда еще никто из среднерусских джиперов туда не ездил, и в интернете отчетов небыло абсолютно никаких, так местные говорили, что в советское время дорога была и ГАЗ-66 проходил. Но т.к. теперь там гос.граница, перехода ессно нет, ибо он никому не нужен.
    Могу быть абсолютно не прав, а потому хотелось бы узнать «новости».
    Ну и мой любимый вопрос: трек есть? 🙂

  9. Чтобы не ахренеть от такого путешествия, а получить все-таки удовольствие, возьмите в британии праворукий Ниссан Патрол 90-97 годов, сделайте ему ТО, и езжайте. По крайней мере одним «приключением» станет меньше — не придется чинить ведровер по пути. Ну если это не вопрос религии ессно…
    Ну в Россию если вы гражданин России на этом автохламе въехать будет затруднительно с юридической точки зрения.
    В остальном — маршрут хорошенький

  10. мы на Укок ходили конным путешествием. Из маральника, вдоль Аргута, на Джазатор, там через перевал — и вот он Укок. Назад в Джазатор возвращались вдоль реки Ак-Алаха, без тропы, буквально прорубали местами тропу для коней. Вот это, скажу я вам, путешествие! Никаких следов человека!

  11. не возьмусь утверждать точно, но сейчас на память могу сказать, что на плато Укок из Казахстана вроде ведет дорога через перевал Укок. Но есть ли там застава, и какая там дорога, сказать не могу. Но заинтересовался, постараюсь выяснить.

  12. ПРивет!
    Приятно прочитать!
    МЫ с вами пересекались на Джумалинских ключах, когда вы вышли с Укока, зеленый Уаз Патриот стоял там. И частично в долине Чулышмана видел вашу группу, еще до Укока.
    ТОгда я подходил к вам, вы как раз решили вроде бы отказаться от ТЫвы и двинуть обратно.

  13. Звонил в погрануправление по республике Алтай. Абсолютно точно мне было сказано, что погранперехода там нет и легально попасть в Казахстан можно только через переход Алтайский край Семеновка.

Добавить комментарий