Немного об внедорожном такелаже или зачем «джиперам» так много разных тросов…

Сегодня я хотел бы вкратце рассказать о том, какие бывают типы строп для внедорожников и не только… Америки конечно не открою, но надеюсь, что будет интересно, а кое-что может быть даже и полезно…

Собственно, в арсенале владельца внедорожника должно быть много разных строп, ремней и удлинителей. Причем много их должно быть не потому, что они плохого качества и мы планируем их массово уничтожать, когда дойдет дело до их использования, а потому, что у них очень разные цели и назначение. Итак, начнем перечислять их всех по порядку.

«Динамика»
Первая и самая распространенная — это рывковая или, как её еще называют, динамическая стропа. Динамическая стропа — это довольно быстрый и эффективный способ, чтобы освободить из засады один автомобиль с помощью другого.

Принципиальное отличие ее от обычных (буксировочных) строп в том, что она обладает эффектом растяжения. При нагрузке ее длина способна увеличиваться на 20%, что с одной стороны дает эффект мягкого и комфортного извлечения застрявшего автомобиля без отрыва проушин и прочих элементов кузова, а с другой — дает возможность использовать инерцию автомобиля, чтобы увеличить его итоговое усилие, направленное на спасение застрявшего автомобиля.

Таким образом, используя качественную «динамику» мы можем с помощью маленького и легкого автомобиля спасти большой и тяжелый, просто взяв разгон, равный длине стропы и получив на выходе мягкий, но очень эффективный рывок.

При выборе стропы нужно определиться с максимальной разрывной нагрузкой, понимая при этом, что чем выше эта цифра, тем жестче она будет работать.

То есть если у вас легкий кроссовер, а вы тем не менее выберете 9 тонную «динамику», то скорее всего динамического эффекта вы и не заметите, а удар при рывке будет, мягко говоря, не очень комфортный. В свою очередь, если вы «усадили» в болото огромный, увешанный железом и перегруженный полноразмерный внедорожник, собственная масса которого уже стремится к 4 тоннам, то использовать 6 тонную стропу, несмотря на то, что она очень мягкая и комфортная, будет неразумно и скорее всего это действие приведет к ее разрыву.

Динамические стропы рассчитаны на надежную фиксацию, поэтому выполнены в исполнении петля-петля и к ним обязательно нужно иметь набор шаклов, которые подходят к вашим проушинам.

Корозащитная стропа.
Корозащитная стропа — это как хорошие манеры для джентльмена. Если у джентльмена нет «корозащитки», то можете быть уверены, что это не джентльмен.

Вкратце суть и назначение этой очень широкой и короткой одновременно стропы защитить дерево от неминуемой гибели, которая с ним непременно произойдет, если лебедиться за него хоть стальным, хоть синтетическим тросом. Каждый джипер должен помнить, что деревья — это его лучшие друзья, и беречь их. Если индивидуум не понимает этой простой истинны, то когда-нибудь он ядрено засадит свой внедорожник там, где нет деревьев и будет очень грустить от их отсутствия.

При лебежении автомобиля за дерево, на последнее оказывается нешуточная нагрузка. И чем шире корозащитная лента, которую мы используем, тем больше шансов у дерева сохранить целостность своей коры. При отсутствии «корозащитки» трос сильно вдавливается в ствол, перерезая питающие каналы, и дерево непременно погибает. Сухое дерево быстро сгниет и станет непригодным для лебежения.

Поэтому даже если вам принципиально не жалко окружающую природу, то пожалейте хотя бы себя и других любителей оффроуда, которым возможно через несколько лет таких варварских упражнений, будет просто не за что зацепить свою лебедку в данной географической точке.

Удлинитель лебедочного троса.
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором(с). Или перефразируя эту популярную поговорку: чем веселее маршрут, тем дольше тянуться до дерева. Троса на лебедке никогда не бывает много, а сматывать его с барабана полностью к тому же не рекомендуется. Так что удлинитель, а лучше чтобы и не один, в подготовленном внедорожнике должен быть.

Можно использовать для этого запасной лебедочный трос, но стальной слишком тяжел и громоздок, а синтетика довольно дорогая. Удлинитель лебедочного троса Tplus с прочностью на разрыв в 6т и длинной в 10 метров стоит всего 1070 руб, что делает экономически  нецелесообразным использование любых других аналогов. При условии, что вещь не очень-то габаритная, то и два таких удлинителя вас не утяжелят, а в случае чего здорово выручат.

Кстати, о заменах. За редким исключением, когда такой способ может быть использован в качестве хитрого внедорожного приема, использовать динамическую стропу как удлинитель не стоит. Во-первых, довольно муторно ждать, пока лебедка выберет ее процент растяжимости, а во-вторых, довольно стремно если она-таки сорвется и стрельнет.

Буксировочная стропа
Может так случиться, что вы или сами сломаетесь, или будете буксировать сломанный автомобиль. В таком случае вам неприменно пригодится именно буксировочная стропа.

Почему, например, не стоит использовать для буксировки динамический трос?! В первую очередь из-за его длины. У меня есть отличная история, как меня, еще за рулем неисправного ВАЗ 2108, буксировал приятель, а в пробке между нами умудрился влезть автомобиль. Так что даже 4,5 метровый буксировочный трос имеет смысл дополнить специализированными флажками. А если между вами и вторым автомобилем будет 9 метров «динамики», то туда может даже боинг залететь 🙂

Не говоря уже о том, что при такой длине трос будет неизбежно провисать и «затереть» дорогую динамическую стропу будет обидно. Буксировочные ремни могут быть в любом исполнении, если вам удобнее оперировать с шаклами, то выбираете с петлями, если проще без них, а буксировочные проушины это позволяют, то можно взять версию с крюками

Цена такого троса несколько выше, чем те, к которым вы привыклив автомобильных разделах продуктовых супермаркетов, но в отличие от них этот трос многоразовый. Я, как человек довольно часто выдергивающий «пузотеров» из разнообразных засад, могу сказать, что за свою жизнь порвал пару десятков «ашан тросов», в которых владельцы были почему-то так уверены, что ни в какую не соглашались на то, чтобы я тянул их своим тросом.

Наиболее популярные типы строп и ремней я перечислил, а сейчас можно вскользь сказать о мелких, но довольно полезных аксессуарах.

Гаситель троса
Иногда случается, что при больших нагрузках трос, лебедочный или динамический, может разорваться. Будут ли этому причиной черезмерные нагрузки или имеющиеся на стропах повреждения не так важно, важно то, что в этот момент трос здорово «выстрелит».

Если повезет, то пострадает только техника, а если нет, то можно получить и серьезные травмы. Обычно для того, чтобы «погасить» энергию летящей стропы используют телогрейку, но так как чаще всего после этого придется ее долго и муторно сушить, то проще иметь для этих целей специализированный гаситель.

Его цена в 650 рублей, а также удобный и компактый форм-фактор позволяет ему успешно конкурировать со старой дедушкиной фуфайкой.

Мешок для буксировочных ремней и динамических строп 420х500 мм
Пока стропа новая и чистая, то хранить ее можно хоть в картонной коробке, хоть просто так.

Но после первого же использования в болоте она с большой долей вероятности будет мокрой и грязной. Чтобы не искать впопыхах какие-нибудь пакеты или что-то в подобном духе, предлагается вот такой вот удобный непромокаемый мешок с затяжкой. Цена менее 100 рублей более чем демократичная за многоразовую вещь.

Сумка универсальная 550х200х250 мм
Сумка для компактного хранения всего такелажного оборудования. Особенно удобна, если автомобиль используется не только для выездов на бездорожье, когда в повседневной жизни все это оборудование хранится в гараже.

Или например, если полноприводный автомобиль в семье не один и «шмурдяк» периодически кочует из одного транспортного средства в другое.

Ремень эластичный с защелкой
Крайне удобная штука, для того, чтобы аккуратно собрать стропы после использования.

Раньше у меня был такой от ARB, но он был всего один и на все стропы его не хватало, а купить больше я не мог, потому как в отличие от этого, он стоил совсем не 45 рублей.

Шаклы

Шакл — это вообще вещь незаменимая. Он нужен и для того, что бы присоединять трос к машине, и для того, чтобы соединять тросы между собой. Шаклов, как и водки, много никогда не бывает, потому как они, во-первых, имеют свойство произвольно «разбредаться» по колонне автомобилей, или просто даже теряться хоть целиком, хоть частями, а во-вторых, никто не знает сколько тросов в итоге придется между собой скреплять. А поспешное соединение двух тросов без использования шакла чревато собой потом длительными и занимательными развлечениями по развязыванию узлов.

Для удобства хранения к ним прилагается непромокаемый чехол яркого цвета. В зависимости от размера цена комплекта варьируется от 360 до 690 рублей.

Кстати, не стоит оставлять шакл в проушине не зафиксировав его палец специальным образом. Даже если ему не «приделают ноги» пионеры из соседнего двора, то от вибрации и тряски он раскрутится и потеряется или полностью, или частями. А шакл без пальца, как известно, что чемодан без ручки 🙂

Сумка-органайзер 700х250х150 мм
Еще один способ, чтобы преобразовать вечный бардак в багажнике в какое-то подобие порядка.

Сумка фиксируется к стенке багажника липучкой и шнурками и может хранить в себе или те же троса, или какие-нибудь масла и жидкости из тех, которым не желательно ни проливаться, ни подтекать.

Для тех, кому видеоформат ближе и приятнее в восприятии, есть вот такой ролик

Фотографии, видео и текст автора. Пост подготовлен совместно с tp-pro.ru

Добавить комментарий