Рассказ о том как я на «газели» по Кавказу с квадриками катался…
Итак, это второй мой выезд на машине сопровождения Терранавтики, но в этот раз задача чуть отличается — я сопровождаю не кемперы, а квадроциклы. Это новый для меня опыт, во-первых, потому что нужно разработать маршрут который будет интересен владельцам такой техники и согласовать его с тем маршрутом, который по зубам полноприводному соболю с полной загрузкой. Ну и, во-вторых, я никогда раньше так тесно не пересекался с квадроциклистами и это тоже новый для меня опыт.
— Они такие же, как мы. Только рожи незнакомые (с)
Как только техника выгрузилась с фуры и мы нащупали правильное направление движения вся банда стремительно рванула вперёд. Но уже через несколько километров все дружно приступили к шиномонтажным работам. Самый мощный и быстрый багги неудачно словил камень и помял литой бедлочный диск. Для начала диск сначала долго и профессионально чинили обухом топора, до тех пор пока он не треснул
Потом достаточно долго разбортировали резину, чтобы засунуть туда камеру. Всё это сопровождалось мощнейшей командной поддержкой и неиссякаемым позитивом, хотя я не совсем понимаю как можно не имея запасного колеса в подобной ситуации оставаться в приподнятом настроении духа. Я почему-то уверен, что купить такое колесо не только в Учкекене, но и во всем районе Минвод было бы проблематично
Но тем не менее с задачей справились и все быстро рванули дальше по намеченному треку. Ещё когда разгружали технику все получили МЧСки о том, что на нас надвигается ураганный ветер, проливной дождь и прочий апокалипсис и прогноз не обманул. Поэтому фотографий вечернего лагеря не будет. Шатёр мы ставили под ливневым дождём такой силы, что казалось это начало второго всемирного потопа, но тем не менее все справились и никого даже не смыло.
По утреннему лагерю и не скажешь о том какие подвиги мы вчера вынуждены были совершать. Но подвиг был, уж можете мне поверить на слово!
Первая наша точка на маршруте это плато Бермамыт. Рассказываю команде о том, что тут обязательно нужно фотографироваться в красивом платье и все раздосадованы, что оказались не готовы
Кстати, в команде у нас не только квадроциклы, но и багги. Причём состав ровно 50/50. Это, кстати, сильно разная техника по темпераменту!
В соболе я еду не один — со мной Влад, который уже ездил с нами в прошлом году на Кольский. Он отвечает за фото, видео и дроно-съемку. Поэтому чуть позже этот пост добавится ещё и видео роликом снятым во время поездки
В 2016 году мы с женой были тут на Каргуше и попали в сильный дождь и облачность. Но наличие кемпера позволяло нам не унывать и жить тут два с половиной дня вылавливая окошки в погоде и таки увидеть местные красоты.
В этом месте наши треки расходятся. Мы с Владом будем спускаться в Хасаут, где планируем купить местного сыра, затем пополнить водяной резервуар в долине нарзанов и далее по асфальту доехать до подножия горы Сирх и уже там ждать команду. А квадроциклы уходят по азимуту мимо Малого Бермамыта по направлению к бродам через Харбас.
После вчерашнего тропического ливня у меня в какой-то момент даже были сомнения насчёт того, что стоит спускаться на асфальт через Хасаут. В прошлый раз я умудрился там лебедиться, а в позапрошлый раз там мучительно спасали тов.Ерофеева. Опять же ребята на джимнике и патриоте, которых мы встретили на плато сказали, что они туда точно не пойдут, так как не собираются играть в джиперов. Но объезд через Кисловодск и Кичи-Балык уж слишком долог и у нас по большому счёту нет выбора.
- Вот тут надо бы ЛЭП протянуть
- Но провода же будут мешать фотографам!?
- Тогда давай сделаем фотогеничные опоры и они даже украсят пейзаж
Примерно так я думаю и выглядел когда-то диалог местных электриков. По крайней мере мне всё нравится тут
Говорят, что есть предание по которому из Хасаута на Бермамыт поднимался форд фокус. Наверное в мире нет ничего не возможного, но если это правда когда-то происходило, то я искренне не понимаю зачем. Кстати, каменный подъем мне не кажется сложным, основные сложности для легковой машины на этом маршруте как раз на равнинных частях.
Забегая вперёд, скажу, что мы прошли участок совсем просто и никаких героических фото и видео с этого участка не вышло. Сыр в Хасауте по прежнему хорош и я всем рекомендую его там приобретать
Удивительным образом и огромному моему удовольствию треки соболя и квадроциклов бились по времени. На точку сбора соболь приехал буквально на пять минут раньше квадров!
Кстати, вот реальная разница между внедорожником и квадром. Те пять минут, пока мы с Владом скучали я сходил разведать этот подъем на предмет того, чтобы заехать туда на соболе. Подъем с крутоватым уклоном, но вполне берущимся. Единственная сложность в том, что колея раскисшая и есть вероятность что уже ближе к вершине автомобиль начнёт подбуксовывать и в итоге не втянет, а скатывать его задним ходом удовольствие мягко говоря так себе. Но если заранее стравить шины, то скорее всего зайдёт без проблем. В этот момент из-за горы выехала багги и на полном ходу на скорости под 100 км/ч туда залетела. Собственно вот 🙂
Вторая ночёвка у нас запланирована на поляне Эммануэля. Не смотря на обещанные дожди и перманентную облачность я надеюсь, что Эльбрус нам покажется, ну и в принципе там всё ещё клёвое место в отличии от Джылы-Су, которое сейчас по количеству отдыхающих соперничает с Анапа в самый сезон
На прошлый спецучасток с квадрами Влад не поехал и как оказалось зря. Теперь его постоянно от меня забирают и увозят на съемки самого озорного экшиона. Впечатлений у него полные штаны, потому как то багги сделает сальто, то ещё какое озорство учинят
В общем квадро тема это офигенная тема! Адреналин и эндорфин в каких-то особенно оптовых партиях
Собольку, кстати, достаточно тяжело на Кавказе. Машина крупная и достаточно тяжёлая, особенно когда трёхсотлитровый бак полон, и штатной понижайки в 1:1.7 ей ОЧЕНЬ не хватает. Но мы с ним стараемся быть молодцами и справляемся по мере сил и возможностей
Когда я первый раз увидел это дорожку то издалека подумал, что это конная тропа. Разъезды тут есть, но их не так много, а трафик в последнее время растёт.
Эльбрус показался нам уже вечером. Это большая редкость, так как обычно он любит демонстрировать себя людям по утрам. Так что я всем заявил с полной ответственностью о том, что мы все люди хорошие и грешим исключительно по мелочи
Накануне у парней был грязевой участок и поэтому все особенно жаждали помыться и бак для воды как следует извели, что в итоге окажется очень даже хорошо, но об этом чуть позже
Утром Эльбрус никуда не скрылся и, периодически обзываемый Эверестом, продолжал радовать всю команду. Кстати, боюсь ошибиться, но кажется та пепельно-серая горка справа по центру кадра это тот самый подъем, куда я в 2016ом залезал смотреть на «старый аэродром»
Позволю себе вставить сюда старую фотку для понимания
След одинокого сноубордиста (с)
А мы поднимаемся от Малки к Джилы-Ссу и уходим в сторону Канжола. Так как весь интернет забит фотографиями дастеров на Канжоле, то я почему-то был уверен, что все дороги туда одинаково лайтовые и немного ошибся. Легковые машины заезжают на него с посёлка Каменномостский, а тут путь только для внедорожников и того самого упоротого фокусовода 🙂
Несколько встреченных бродов не вызвали никакого затруднения, а фотографии соболя форсирующего водные преграды и вовсе приводить нет смысла, так как высокая кабина полностью нивелирует впечатления от глубины и смотреть, как говорится, не на что
Где-то после этого перекуса будет ещё один брод и дорога резко возьмёт в гору. Это будет очень тяжёлый подъём для соболя, где на первой пониженной с почти максимальными оборотами мы будем тяжело тянуть в гору, где на полпути будет здоровая промоина с откреном в сторону обрыва, где будут большие мокрые камни и кажется, что-то ещё. Я мужественно закусил сиденье и вцепившись руками в руль старался всё делать хорошо и то и дело вспоминал своего Каргушу. Всё познаётся в сравнении и после поездок на соболе как-то особенно сильно начинаешь любить свой уазик
Вот и всё. Тут уже мы выпадаем на достаточно лайтовую дорогу (кому нужно вот GPS точка 43.507525, 42.649900) и на время экстрим отступает. Этот самый экстрим вернётся к нам потом в самом неожиданном месте и в самой невероятной форме
Если кому-то интересно за что я ворчал на соболь на подъеме, то могу немного пояснить. У соболя очень слабая понижайка, а ещё с дизельным мотором у него очень большая турбояма, чуть ли не до 1500 оборотов у него провал. Таким образом имея понижение всего в 1.7 по факту на бездорожье или рельефе у нас в арсенале есть только первая передача, при этом если на подъеме нужно будет по какой-то причине остановится, то тронутся будет ОЧЕНЬ не просто. В отличии от уаза у которого понижайка 3.3 и атмосферный бензиновый мотор который вывозит начиная с самых холостых оборотов.
Но отвлечёмся от никому не интересных технических подробностей отечественной техники. Впереди тот самый Канжол! Который к сожалению для нас прямо в этот момент укутывается в облака
Если вы проследите серпантин глазами то почти на самом верху увидите белый квадрат, который я издалека принял за плакат…
Но который в действительности оказался недоприводной газелью!!! Я честно не знаю о чём думал водитель, но не втянул в подъем он ещё вчера и благополучно заглох, после чего живёт тут уже два дня. До кучи у него пробито колесо и помят диск на задней спарке и он ОЧЕНЬ хочет домой. Слабоумие и отвагу поощрять конечно дело плохое, но надо спасать.
Цепляем к соболю динамический тросы и с разгону на пониженной пытаюсь его тащить. На шпильках он не вписывается за мной на тросе и стрёмно раскорячивается. В этот момент его выставляем лебёдкой на нужную траекторию и всё повторяется. Треш да и только, особенно когда первый раз он стрёмно покачнулся и упёрся в шпильку я вдруг понял, что трос связывающий нас слишком крепкий и надёжный и если он решит падать вниз, то утащит и меня за собой… Но всё закончилось хорошо — газелевода мы спасли и сами тоже не погибли 🙂
На этом видимость у нас закончилась от слова совсем. Иногда было так, а иногда просто по бампер была глухая стена и тогда даже ехать было не возможно.
Дождались когда немного растянуло и стало видно и начали искать место где бы встать на ночь. Завтра парни уйдут спец участком с плато Канжол через гору Гедмыш на водопад Царская корона или, как его ещё называет викимапия, Жетмиш-суу — «семьдесят струй»
Соболю там будет скорее всего крутовато, поэтому я пойду сразу напрямую в сторону Баксанского ущелья. Это утреннее фото на котором нет облачности, к моменту нашего выезда видимость опять станет нулевой
Утром приходили два пастуха и долго с нами общались. Рассказали, что с той стороны от Хабаза никто на их памяти не ездил, хотя тут есть ферма откуда на ГАЗ-66 постоянно ездят в Каменномосткое, но исключительно в объезд. Рассказали, что тут много медведей и показывали шрамы на лошади, которую якобы медведь подрал.
Накануне мы слили все резервные запасы бензина для квадров из соболиных канистр и все долго смотрели на спецучасток на гарминовых планшетах. У всех кроме меня есть некоторые сомнения в проходимости этого участка, а если он не проходим, то им нужно будет возвращаться назад и тогда топлива точно не хватит.
Договариваемся, что они уезжают, а я жду ровно три часа. Это время которого хватит дойти до сложного места на спуске и назад, если через три часа ко мне никто не вернулся, то я могу смело уезжать. Так как свободного времени у меня будет много, то в этот день мне достался максимальный «наряд по кухне». И раз такое дело я подумал, что я ещё смогу как следует без спешки принять душ, но вода в баке закончилась ровно на последней тарелке :)))
Три часа пролетели и я поехал. Цивилизация началась сразу после развилки от Каменномосткого и тут же вот такой синематограф — не мог не сфотографировать так как был впечатлён до глубины души.
Я доехал до Кенделена, заправился под завязку водой и топливом, купил хлеба и стал ждать связи. Команда успешно прошла трек, не обсохла и добралась почти до самого асфальта, но в связи с надвигающимся пессимистичным прогнозом погоды коллегиально было принято решение не идти сегодня дальше на Актопрак
Что в итоге было правильно. Не успели мы установить общий шатёр, как начался дождь и даже ночь 🙂
Соболь как может помогает туристам в их тяготах и лишениях и качает надувные матрасы встроенным компрессором
А потом уставшие и грязные пилоты, опять же с помощью соболя, имеют возможность принять горячий душ. И даже моросящий дождь не отпугнул желающих смыть с себя пыль дорог!
Причем утром дождя уже не было. Хотя облачность никуда, конечно же, не ушла
Был уверен, что этот вид будет красиво смотреться на фишай (см.фото выше), но в итоге 70мм как то интереснее проявил заросшие стены
Вид на наш лагерь глазами квадрокоптера
Дозаправляем квадры, небольшой вынужденный прогон по асфальту и поворачиваем на Актопрак. Никаких внедорожных сложностей тут нет от слова совсем и нам даже встречаются легковые седаны, но виды с него по плану должны были быть красивыми. Но облака…
Вот такие виды с него открылись нам с Еленой Викторовной в ноябре 2015 года и я очень хотел показать эти виды команде, но к сожалению погода это то, что совершенно невозможно запланировать и в такой момент я всегда вспоминаю заголовок новостных лент пару лет назад: «китайские туристы избили гида за то, что не увидели северное сияние»
Но так как в нашей группе только я знаю об упущенных возможностях, то все бодро валят по грунтовкам и вроде бы всем довольны 🙂
Мы стараемся нормально завтракать и великолепно ужинать, а обед мы заменяем перекусом из консерв, местного сыра и прочего разного кусочничества. Так сильно экономится время и это всех вполне устраивает
Так по моему мнению могли бы выглядеть китайские рисовые терассы, но утверждение это с моей стороны голословное, так как я ни разу не был в Китае, хотя и подбирался к нему на своих колёсах с разных сторон на расстояние буквально в несколько километров
Перед посёлком Эльтюбю мы вынужденно имеем перерыв, так как двое райдеров идущих в авангарде свернули не туда и «вынужденно» зависли в кафешке на Чегемских водопадах 🙂
За это время удалось оглядеться и провести реконгносцировку. Пеший подъем на скалу над парадромом Чегем весь в облаках и идти туда ради крутого вида очевидно бессмысленно.
Там же я выяснил, что шпильку у реки Кардан смыло селем и машиной там не пройти, а квадроциклам она будет вполне по силам.
Я уже было собрался уехать кольцом через Нальчика, когда продольная рулевая тяга обмякла и сказала — довольно! Мы усилили её рукояткой от гидравлического домкрата зафиксировав классическим способом — пластиковыми стяжками и армированным скотчем и в таком виде дотянули до парадрома.
Где нам помогли её демонтировать, а после отвезли в село и как следует обварили. За все эти более чем двухчасовые труды с нас не взяли ни копейки денег и даже от подарочных «слоновьих стяжек » отказались. Это Кавказ — тут гостеприимно и доброжелательно 🙂
Парадром Чегем, кстати, оказался офигенно позитивным местом. Тут вкусно кормят, большой палаточный лагерь и куча активностей. Так что мы подумали да и остались тут ночевать.
Утром я поехал через Нальчик, а команда смело и уверенно штурмом взяла подмытый участок (43.257531, 43.218556) и вышла в Безенги
После чего была загрузка техники в фуру и авиаперелёт райдеров, а также мой экспресс доездинг на соболе в Москву.
Подводя некоторое резюме произошедшим событиям, я могу сообщить что квадротехника очень весёлая, а квадроциклисты озорные и позитивные и практику сопровождения таких команд можно будет ещё повторить. Ну и для расширения кругозора я бы с удовольствием ещё съездил эндуристами. Хотя лично мне кажется, чтобы возить еду и алкоголь для эндуро-команды грузоподъёмности соболя просто не хватит :))))
That’s all folks!!!
P.S. Чуть позже я выложу видео версию этой истории отснятую и смонтированную нашим видео оператором Владом, а пока тизер
One thought on “На полноприводном Соболе по Кавказу в компании квадробанды”