День седьмой. Скала Верблюд – источник Тамшалы (166 км/день).
По мере увеличения количества достопримечательностей и плотности их расположения, наша скорость перемещения в пространстве падает, и становится все интереснее. Так от трофи-рейдов мы переходим к спокойному созерцанию. В этот день окружающее пространство побаловало нас изобилием и разнообразием.
Стартовав от места ночевки, первой точкой, до которой мы добрались, были «сахарные камни», которые нас не сильно впечатлили, потому как там, где мы ночевали, «сАхара» было намного больше. Рельеф понемногу становится все более и более изрезанным. Попадаются глубокие овраги, обрывы, каньончики. Наша следующая цель — Шакпак-Ата.
Словосочетание «следующая цель» имеет под собой конкретный список. Дело в том, что когда готовишься к такого рода поездке, очень важно ничего не пропустить. В смысле не проехать мимо. По этому, результатом прочтения множества отчетов и изучения карт, треков и прочего, стал длинный список достопримечательностей и культурных объектов, обязательных к посещению. Так вот в какой то момент нам стало казаться, что мы, как крысы за Нильсом, следуем чужой маршрутной карте, даже не пытаясь проявлять инициативу. Сказано — сделано, чуть позже мы полностью реабилитируемся.
А пока культурное местечко, вырубленная в скале подземная мечеть Шакпак-Ата и одноименный некрополь.
Нужно заметить, что казахи очень трепетно относятся к загробной жизни. И довольно основательно облагораживают могилы своих усопших родственников. Некоторые могилы издалека даже можно принять за мавзолеи. Настолько богато и роскошно они отделаны.
Мечеть вырублена в скале, там находятся молитвенные помещения. Попасть в них можно или сверху, через квадратный вход-куб, или снизу по вырубленным в скале ступенькам.
Стены мечети украшены многочисленными рисунками и письменами. Забавно, но все боевые кони на рисунках имеют четко просматриваемые первичные половые признаки, чтобы кто-то случайно не спутал их с кобылами.
В многочисленных нишах птицы обустроили себе гнезда, в которых готовились к появлению потомства.
На всех рисунках традиционно присутствует арабская вязь и изображение руки.
Сама скала имеет очень интересную пористую структуру, которая видимо и позволила выдолбить руками все это сооружение. Некоторые края скал напоминают собой поверхность кораллов. На заднем плане можно рассмотреть симпатичный голубой домик смотрителя.
Закончив осмотр мечети, мы двинулись дальше. Точки и треки, которые у нас были, говорили о том, что нужно брать левее, и тогда попадаешь на край обрыва, с которого открывается вид на гигантский каньон. Здесь мы решили немного отступить от «стандартных путей туристических миграции» и проявить инициативу.
Берем немного правее и начинаем спускаться вниз, дорога ведет вниз с серьезным боковым уклоном, что позволяет оператору поснимать интересные кадры, а нам снова вспомнить о том, что экспедиция то у нас внедорожная.
Спускаемся вниз и … упираемся в забор, расположенный в расщелине между двух скал. Рассудив, что если бы это было от нас, то было бы написано «проход запрещен» – аккуратно отвязываем натянутые тросы и проезжаем, также аккуратно восстанавливая его за собой. Позже, расспросив пастуха, мы выяснили, что это сделано для того, чтобы верблюды не разбегались.
Оказавшись на дне каньона, мы словно окунулись в затерянный мир. И так необычный пейзаж сменился полным сюрреализмом. Отвесные стены вокруг довершали ощущение изолированности от цивилизованного мира.
Вокруг нас были скалы, обрывы, природные пирамиды.
Дорога уходила вдоль отвесной стены в направлении лилово-сизых гор. Сравнения с «дном океана» напрашивались снова и снова.
Нам начинают встречаться верблюды. Здесь они необычны тем, что на шее у каждого из них привязана канистра из под моторного масла. Причина столь странного украшения осталась для нас загадкой. Спросить мы как то позабыли.
Штурманы начинают сомневаться в том, что из котловины есть выезд – вокруг отвесные скалы.
Но тщательный и обстоятельный допрос местного жителя помог нам найти верный путь, и мы выбрались обратно на плато. Небольшой отрезок пути по грейдеру в направлении Актау и мы сворачиваем в поле по направлению к следующим точкам: некрополи Кенты-Баба и Султан-Эпе.
Стены некрополя также покрыты древними рисунками
Древние захоронения покрыты росписью и арабской вязью. Духовная сила этих мест очень велика, и верующие приходят сюда чтобы попросить удачи или пожелать каких то земных благ.
Дальше наш путь лежит по направлению к морю. Жыгылган или упавшая земля. Описывать ее довольно трудно, слов таких не подобрать. Но если в двух словах, то участок степи, диаметром 10 км вдруг в одночасье обрушился, так как внизу была огромная карстовая полость. Последствия этих событий до сих пор повергают в трепетный ужас «крутых экспедиционеров на джипах» (с).
Вечереет, нужно думать о ночлеге. На берегу моря ночевать и думать нечего – ветер срывает с ног и у моря еще холоднее чем « на континенте». Решено двигаться до источника Тамшалы. Длинный путь через грейдер, короткий вдоль моря. К морю ведет едва заметная грунтовая дорога, очевидно, что ею не пользуются. Но у нас же внедорожная экспедиция. Легкая разведка на пронизывающем ветру и решаем спускаться. Уклон впечатляет даже видавших виды джиперов (это я не про себя, если чо…).
Все бегут объяснять паджерику, как правильно спускаться с таких уклонов — своеобразный ликбез. В итоге все спускаются без проблем, правда мой штурман рвался идти пешком, и это после алтайского перевала Теплый ключ!!! Немного вдоль берега моря и мы на источнике. Уже темно, и мы ставим лагерь неподалеку. Осмотр достопримечательности назначен на завтра.
Впервые мы ночуем в теплой и комфортной температуре. Место подобрано так, что горы закрывают нас со всех сторон. Нигде не дует и тепло. Мы долго и с удовольствием сидим за столом, слушаем песни под гитару и немного выпиваем. Все просто великолепно. Уставшие, но довольные ложимся спать. Начиная с полуночи, заряжает сильный дождь, который не прекращается до самого утра. Все в унынии. Вчера мы спускались по глиняному перевалу. Обратно идти и думать нечего…
Продолжение следует…
10 thoughts on “Казахстан. Мангышлак. Отчет о поездке. Часть 2.”