Грузинский отпуск. Часть 2

грузия
Итак, прошлая часть рассказа закончилась на том, что мы познакомились с позитивными путешественниками из Германии, которые, конечно, вежливо предложили нам встать рядом, но мы так же вежливо поблагодарили и предпочли выдержать комфортную для всех дистанцию…

Оставляем машину и отправляемся прогуляться пешком по окрестностям. Прогулки очень важны когда путешествуешь на автомобиле, потому что это смена обстановки и возможность всем размяться.

Облачность цепляется за окрестные вершины и мы рассуждаем о том, увидим ли мы Ушбу. Нам бы хотелось, конечно, но как тут загадывать?!
грузия

Времени полно и я провёл легкую ревизию автомобилю.  Делать большое ТО в день перед выездом, наверное, не совсем правильно всё-таки. Лацетти-вская крышка расширительного бачка, как оказалось, не совсем подходит на бачок нового образца. Все не мог понять, что за запах «спирта» в салоне периодически. Крышка перепускала и антифриз летел на защитный кожух коллектора, где уже угорал. Поставил родную, и проблема решилась.

У наших «знакомых» немцев нарисовались соседи. Мы всё узнали. Это их знакомые, которые уже едут в обратную сторону, после Пакистана и сопредельных стран.

Долина эта совершенно волшебная. Тут абсолютно тихо, спокойно и можно сказать, совсем нет людей. Последний фактор мы особенно оценим, когда на завтра окажемся в Местии.
грузия

Очень красивая «колотая» вершина, но Ушба по нашим прикидкам должна быть правее

Облака в горах всегда дополняют картинку и всё выглядит гораздо интереснее.

Благодаря им же солнечный свет ложится как бы полосками-слоями. И, кстати, на этом снимке хорошо видно, что до осени еще ой как далеко
грузия

Если облако заменить на воду, то что-то  похожее я видел на Байкале. Там есть такой небольшой островок с бакланами и чайками

Вечером к нам приезжали в гости ребята, с которыми мы познакомились в кемпинге. Мы обсудили наши планы на завтра и позвали их ехать через Латпари. Дорог тут немного, так что в любом случае не потеряемся, хотя с сотовой связью и интернетом в Грузии всё прекрасно. Ночевать они не остались и уехали в Местию, так что ночью на этой поляне у немцев был серьезный численный перевес 🙂

Рассветная съемка для кемперовладельца намного приятнее, чем для палаточника. Во-первых, можно не вылезая из спальника оглядеться по окнам и понять, надо ли вообще выбираться, и если «света нет», то тупо дрыхнуть дальше. Во-вторых, камера уже лежит на столе, можно при необходимости прямо в трусах и тапках выбежать, нащелкать шедевров и быстренько прыгнуть обратно в тепло. В общем нет никакого героизма, только сплошной комфорт и прочие плюшки 🙂
грузия

Утром у нас были другие облака и другие вершины, но так как облака двигались, то надежда была.

Солнце медленно выползало подсвечивая разные части склонов и верхушек гор. С погодой, кажется, нам снова везёт и день опять будет жарким. Сентябрь, а мы еще ни одного дня не обходились без кондиционера

Ну-ну, уже почти!

Вот уже видны силуэты!

На самом деле движение облаков не такое уж быстрое, так что я вдоволь погулял с собакой, сходил накинуть флиску, сфоткал вот сказочный лес планеты Пандорра 🙂

Углядел вот эту минималистичную картинку, которую я теперь скорее всего даже распечатаю в большом формате и буду с большим удовольствием рассматривать
грузия

Когда, наконец, она показалась. Я, если честно, ожидал увидеть двузубец, но это было наивно. С этого ракурса только чуть-чуть видно южную вершину Ушбы

Вот так выглядит наш маленький уютный домик в этой огромной долине. Сейчас, в ноябре, я глядя на эту фотографию ужасно хочу вернуться в то грузинское тепло и особенно в отпуск.

Солнце уже довольно высоко и свет становится жестковат, но мы очень довольны. Погода в горах не предсказуема, и если тебе что-то «показалось», то значит, ты это заслужил. Как мы часто шутим в таких случаях — значит, мы хорошие люди и грешим исключительно по мелочи 🙂
грузия

Забыл рассказать, что фотографировать я могу только одной рукой. Второй я должен непрерывно кидать Одри её игрушки, чтобы она за ними бегала и ей было нескучно. Собака это весело!

Ледника отсюда совсем не видно, но в любом случае один рог нам достался

Ну а мы планируем завтракать и выдвигаться в Местию. Я пока не особенно знаю, что там делать, но как обычно разберёмся по месту.
грузия

Фотографирую альпийскую открытку с автодомиком. Кстати, за всё время путешествия по Грузии нам попадались сотни разных кемперов и автодомов, но вот самоделок на базе УАЗа ни одного 🙂

Ну и прощальный вид на большую гору

В Местии мы были поражены количеством людей — их там тысячи! И это при том, что вроде как часть туристов должна была схлынуть из-за начала учебного года. По улицам невозможно проехать, невозможно ничего купить. Везде толпы и толпы людей. Мы купили воды и кофе и быстренько смылись, даже запланированный музей был единогласно забанен к посещению.
грузия

Итак, мы едем в Ушгули. Туда вроде как все ездят, ну значит, и нам тоже надо. Дорогу, кстати, активно строят, как и ко всем туристическим местам в Грузии.

Примерно половина — это асфальт, а потом вполне сносный грунтово-каменистый грейдер. Любой недопривод в сухую погоду туда сможет легко добраться.

Примерно на полпути между Местией и Ушгулями есть та самая отворотка на перевал Латпари. Это третий путь который ведёт в Сванетию, и для нас самый интересный.
грузия

Дорога там несложная, но с крутым набором высоты. Договорились с Владимиром и Инной, что поедем туда вместе. Но так как они уже были в Ушгулях, то пока у них своя программа, а у нас своя. И мы едем дальше.

Вот такой грунтовый перевал ведёт в село. Мы неспешно плетёмся и поэтому нас массово обгоняют разнообразные маршрутки с туристами.

А вот и само село.
грузия

Народу тут почти как в Местии. По центральной улице мы еле протиснулись, так плотно стояли делики и прочие средства доставки туристов. Если проехать чуть-чуть за мост, то с холма будет неплохой вид на церковь и ледник.

На самом деле мы с обратной стороны от Безенгийского ущелья, в котором мы были в ноябре 2015 года

Стена выглядит очень внушительно и красиво. Изначально мы подумывали, что заночуем где-то в этом районе, но передумали. Решили перекусить и ехать на Латпарский.

Перекусывали мы в кафе с совершенно вусмерть пьяным хозяином. Он был очень вежлив и учтив, но смертельно пьян и крайне назойлив. Пожалуй, это единственный раз когда мы были утомлены «гостеприимством», хотя когда-то давно, читая чужие отчёты, я с ужасом замечал для  себя моменты, будто в Грузии совершенно невозможно путешествовать по причине того, что абсолютно все хватают тебя за руки и тащат домой пить вино/чачу и вообще смертельно обижаются отказу. К нашему счастью Грузия оказалась совершенно обычной в этом плане страной, и если ты не жаждешь такого, то с тобой этого и не происходит.
грузия

Может быть вычитанное было преувеличением, а может быть тут просто все уже привыкли к ОГРОМНОМУ количеству туристов. Но в любом случае, мы рады что ни с каким навязчивым гостеприимством мы не сталкивались.

Итак, мы снова вернулись к повороту на Латпари и ждём наших друзей. Тут произойдёт еще одна не очень приятная история, о которой, возможно, стоит рассказать. Лена отдыхала внутри модуля, я немного поработал за ноутбуком, потом играл с собакой и, наконец, решил ненадолго зайти в домик. Вдруг снаружи раздался мощный рык какого-то гигантского пса и визг нашей Одри. Понимая, что скорее всего, её сейчас там рвёт какая-то гигантская псина, я с диким рёвом и криком выпрыгнул из кемпера, чем жутко перепугал обеих собак. Как оказалось, они еще не вступили в активную фазу причинения телесных повреждений, но на свою беду я оступился и упал.

Падая я инстинктивно выставил вперед руки и правой ладонью попал на кусок скальника. Скальник мне хорошо знаком по магаданской трассе. Я знаю, что он острый, как бритва и как ловко он режет и грызёт шины. Но вот что он рассечёт мне руку похлеще хирургического скальпеля, я не ожидал. Острая боль, я переворачиваю руку и вижу разрез примерно в 4 см длиной и более сантиметра грубиной! Через долю секунды с руки хлынула кровь, как со свиньи, и полуобморочная Елена Викторовна начнёт оказывать мне медицинскую помощь.

Обалдевшие собаки обе будут стоять рядом и виновато смотреть на происходящее 🙂
грузия

По-хорошему, руку надо было зашивать, но это рушило все планы и, если честно, не очень хотелось делать это где-то тут. Поэтому мы плотно забинтовали её, и я решил ехать так. Пользоваться правой рукой было почти невозможно, потому как любое движение вызывало такое кровотечение, что мгновенно промокали все ваты, бинты и прочие прокладки. Так я и ехал вверх, переключая передачи левой рукой, ей же и руля на поворотах 🙂

Вот он — самый красивый вид на Ушгули. Вдаль и вправо уходит вторая дорога, которая по слухам не такая уж красивая, так как идёт в расщелине, но при этом не такая уж и страшная, как часто пишут в интернетах.

На стену мы смотрим практически прямо, находясь с ней как бы на одном уровне. Это очень круто! Это как стена из «Игры престолов»!
грузия

Пытаюсь сопоставить географию нашей стороны и понять что за теми зубцами

Глядя на такое неизбежно завидуешь пешим туристам и альпинистам, но потом садишься в уютный кемперочек с винишком и прочими деликатесами в холодильнике и зависть немного отступает

Подъем несложный. Местами действительно крутоват, и я не думаю, что его можно взять без понижайки, хотя чем чёрт не шутит. Но сама дорога абсолютно простая и полного привода не требует.
грузия

Склеил небольшую панораму, чтобы хоть немного дать понять вам, как это увидели мы. Хотя нет — глазами еще более впечатляюще!

Кстати, с нами увязалась еще одна машина. И вот Лена, у которой от страха всегда глаза велики (с) совершенно серьезно так говорит мне: «ну ладно мы, но они же с ребенком — их-то за что туда тащить…»

На самом деле еще раз повторю — перевал нестрашный и неопасный, но красивый и логистически удобный. Кстати,  медленнее всех в этой троице был я, потому как медлительно и неспешно полз и в гору с горы на пониженном ряду, опасаясь за перегрев тормозов и постоянно рассматривая свою мокнущую кровью повязку.
грузия

На вершине перевала на мгновение раздуло облако и мы увидели небольшую церковь и двух чешских туристов.

Церковь красивая и, насколько я понимаю, совсем недавно построенная. Чехам я на ломанном английском объяснил, что по пути вниз у них будут варианты для ночёвки с палаткой и они радостно засеменили туда, откуда мы поднялись, а на перевал опустилось облако и холод, в связи с чем было принято решение на ночевку наверху не оставаться.

Ребята на хайлике с нами тепло распрощались и шустренько поскакали вперед нас, а наша команда, сдерживаемая моей медлительностью, продолжила неспешный спуск.
грузия

Выйдя из облака мы оказались снова в солнечных лучах и тепле и, заприметив небольшую лужу, приняли решение совсем уж вниз не падать и ночевать «на озере»

Кстати о дороге. Дорога эта кратчайший и самый быстрый путь из Лентехи в Сванетию. Вот эта центральная срезка и есть наш маршрут

Дорога эта в первую очередь нужна для обслуживания ЛЭП, поэтому в хорошем состоянии и совсем не «оффроудная». Просто горная и всё
грузия

Кстати, в какой-то момент передние тормоза я всё-таки немного подогрел. Тут вина в том, что задние тормоза у меня слабоваты и я-таки поторапливался на смену повязки.

Ночевка «на озере» вышла совершенно душевная и замечательная. Мы пили вино, ели вкусную еду, обсуждали произошедшее и было очень здорово. Ночь была лунная и я даже вытаскивал штатив, чтобы сфотографировать, как мы возвышаемся над густым и пушистым облаком

Отпуск заканчивался, но грустно от этого не было. Потому что отпуск был хороший, а возвращаться было даже приятно.
грузия

Вот утренний вид на спуск с Латпари и наше озеро.

После этого будет некоторый перерыв в рассказе, потому что рассказывать, а вернее показывать будет нечего. Мы короткой и довольно симпатичной дорогой доехали в Хванчкару, надеясь попасть на экскурсию на завод, но оказалось, что там реконструкция и ремонт. Думали заночевать на Шаорском водохранилище, но оно нам не приглянулось. Потом мы думали погулять по Тбилиси с экскурсией, но была такая жара, что мы поняли, что просто не выдержим. Поэтому мы пополнили запасы гостинцев в неизменном Карефуре и выдвинулись в сторону Степанцминды. Мне очень хотелось переночевать у Троицкой церкви, чтобы рано утром без пыли и бесчисленных делик сфотографировать Казбек.

Приехали мы туда почти в темноте. Одри немного поиграла с осликами, что было для неё в новинку. Дело в том, что она любит лаять на коров и совершенно без ума влюблена в лошадей, а вот ослики ввели её в легкое непонимание. Но в итоге все разобрались и никто не пострадал.

Вечером к нам традиционно приехали Владимир и Инна. Кажется, тут трудно не пересекаться, особенно если выбирать хорошие дороги и интересные точки 🙂
грузия

Ну а утром нам в подарок достался отличный вид без каких-либо туч и облаков.

Ну что ж, и этот гештальт закрыт — я был ОЧЕНЬ доволен.

Ночью, кстати, было очень прохладно и, кажется, это была единственная ночь, когда мы спали с отопителем. До этого нам он просто не требовался. И так было жарко.
грузия

Полезная информация, для тех кому она нужна, заключается в том, что свет на Казбек хорошо ложится именно утром, а не вечером. Так что ночевать на поляне идея как раз хорошая и вполне осуществимая.

Ну а нам предстоял путь домой. Обе границы мы в сумме пересекли за 38 минут и то потому, что остановились выбросить мусор и нас обогнала колонна из десятка машин. Если бы мы этого не сделали то наверное и в 20 уложились бы. Вот такие границы мы любим!

Кстати, на завтрак к нам приходили уже настоящие лошади. Они ловко выпросили у нас весь хлеб, ловко брыкались между собой и неизменно очаровали Одри, которая забыв о здравом смысле и инстинкте самосохранения лезла нюхать им задние копыта.
грузия

Путь домой мы решили разнообразить другой дорогой и поехали через Ингушетию, Чечню, Дагестан и Калмыкию.

Осмотрели две самых известных мечети в Чечне, убедились  в том, что в Дагестане по прежнему нет ни одной нормальной заправки, а только полные клоны наших сетевых азс, в Калмыкии по прежнему нет ничего, но местные КАМАЗы по ночам в комплект к своим подслеповатым фразам теперь включают китайские диодные балки и слепят так, что просто атас

В Калмыкии ночевали в «красивом месте». Просто отъехали по азимуту и встали. Для Калмыкии это даже красиво 🙂
грузия

Потом мы заскочили в Волгоград и посетили совершенно чудесную экскурсию в Старой Сарепте. Перекусили, пересекли этот гигант и вышли на трассу М6. Ночевали просто не берегу реки, но после Калмыкии это было уже ОЧЕНЬ красиво.

А потом был долгий путь по трассе м6, внезапное и немотивированное желание доехать до дома именно в этот воскресный день, совершенно чумовой закат на заправке и безумные пробки на пунктах оплаты м4, которые приходилось объезжать не только по бесплатным участкам, но и чуть ли не огородами. Что-то не так, наверное, работает в этой организации, если в час пик люди хотят, но не могут отдать им деньги и вынуждены выбирать пути объезда

За поездку, конечно же, огромное спасибо тем кто помог и продолжает помогать строить нам наш автодом!

Генеральные партнеры проекта

Весь дополнительный свет и внутренняя электрика которой оснащен наш кемпер тщательно подобран и настоен профессионалами команды Off-Road-Light Жилой модуль полностью сварен из алюминия специалистами Triffid Trucks Строительство, обслуживание, тюнинг и доработки лежат на плечах команды PickupService
Лебедки, синтетические троса, шноркель, тент-маркиза и многое другое полезное оборудование установленное на автомобиле носит марку СТОКРАТ Силовой обвес, багажник, хабы,подвеска, колесные диски и многое другое фирмы РИФ предоставлено Автовентури

А также проект  «Я строю внедорожный дом» строится и развивается при многочисленной и очень дружной поддержке многих людей:

• Тепло в нашем внедорожном кемпере вырабатывается при помощи отопителя Webasto, грамотно установленного в техцентре Termo-PRO
  • Великолепные зимние шины от Nokian Tyres Россия
  • Кастомный задний бампер для автомобиля спроектирован и полностью реализован замечательным коллективом BigBender
  • Раздвижные окна жилого отсека специально для меня сделаны силами «Внедорожные Оконные Решения»
  • Поворотные кулаки с бронзовыми вкладышами и кастором +8 от бийского СТО Ваксойл-Сервис
  • Потолочная консоль от roof-console.ru
  • Расширители колесных арок, которые совсем скоро будут установлены, от Lapter
  • GPS/GSM трекер отвечающий за запись трека и онлайн слежение за автомобилем от Locme
  • Потрясающая мебель в жилом модуле от Александра «Зодчего»
  • Солнечная энергетика в кемпере MicroArt — разработчика и производителя с большим стажем.
  • Принудительная блокировка заднего моста предоставлена ИЖ-ТЕХНО
  • Колесные диски OFF-ROAD Wheels

11 thoughts on “Грузинский отпуск. Часть 2

1. Потрясающе! В этот раз, судя по фоткам, была совсем другая Грузия, в отличие от прошлого отчёта, где страна по краскам показалась хуже нашего Кавказа. Про руку жёсткий отрывок. Будто сам поранился. Нормально зажило, в итоге? Про фуры в Калмыкии очень точное замечание. Там есть ещё такой волнистый участок, где на скорости больше 80, машину будто вот-вот выкинет с дороги

• Aleksey Klimov

Чем медленнее едешь, тем больше видишь и больше нравится. Это главный закон путешествия 🙂

Рука зажила, в том смысле что не кровит и заросла, но чувствительность вокруг шрама еще не скоро восстановится. Нервные окончания сильно повреждены

2. Nikolay Chernov

Умат и улет! Особенно долина где ночевали в начале. Я бы там недели две бы с удовольствием матрасил. Решено, в следующем году меняем засушливый Кавказ на более лесистый и православный…
    п.с. ты вроде просил тыкать на баннеры — у меня их нет (только реклама дисков внизу крохотная). Адблок отключен.

3. Юрий Витальевич

Чтоб остановить кровь на руке, необходимо поднять ее вверх(выше головы) и подержать минут 15-20, она немеет и кровь перестает течь из раны;)