photo IMG_2734.jpg
Итак, мы собрались в пеший поход. Нормальные люди выбирают себе группу, инструктора и идут, но мы решили выступить в уже привычном нам одиночном разряде. Чтобы не сгинуть в горах, заблудившись между трёх камней, мы взяли с собой портативный навигатор Garmin eTrex Touch 25 с предустановленной картой. Что из этого получилось, мы сейчас расскажем.

Изначально мы собирались пойти к Оштену, куда мы ходили одним днём в 2015 году, но там у нас как-то не сложилось. Во-первых, заповедник напрочь не хочет видеть у себя на территории нашу собаку, а во-вторых, они с какого-то перепугу решили выставить ценник за четырехдневную прогулку двух пеших туристов по своей территории в 3000 рублей. Эти совокупные факторы заставили нас искать альтернативные маршруты и само собой они были найдены. Отличный четырехдневный трек по хребту Абишира-Ахуба, что к северу от Архыза выглядел просто отлично.  Проблема была только в том, что в отличии от Лаго-Наки, где не только натоптаны, но и хорошо наезжены «тропы», тут требуется хорошо ориентироваться в пространстве. Варианты с планшетом или телефоном у нас не проходили, так как ни мой Samsung ни iphone Елены Викторовны просто не выживет столь длительное время.

На помощь пришёл Великий Майкл (с), который знает всех и вся и который, к своему несчастью, мой сосед. Миша договорился в представительстве Гармин Рашша, чтобы нам дали на тест Garmin eTrex Touch 25 — портативный навигатор с уже установленной картой и сенсорным экраном. И то, и другое было очень кстати, так как за день до выезда я никак не планировал погружаться в магию классических пешеходных навигаторов.

Итак, в навигатор залит трек и точки, которые я наметил сам по SAS.Планета из дома и мы вышли на маршрут.
 photo IMG_1959.jpg

От Архыза идет сразу серьезный набор высоты. По факту мы с 1500 до 2800 метров поднимаемся за первый день.
 photo IMG_1991.jpg

Причем после первого же ориентира (водопад) тропа уходит на большой кольцевой маршрут, а мы фактически начинаем идти по азимуту, ориентируясь только по нашему треку. Больше всего мне не хватало держателя для навигатора на запястье руки, по принципу как носят наручные часы — настолько часто я сверялся с треком, чтобы не уйти в сторону и не сделать лишний крюк
 photo IMG_1996.jpg

Питание у навигатора от двух «пальчиковых» батареек или, говоря нормальным языком, АА. В нашем случае на весь маршрут хватило двух комплектов батарей, то есть всего 4 штуки! Это при том, что навигатор я выключал только на ночь, во время сна. Все остальное время он был включен, писал трек и я постоянно зуммировал экран, чтобы ориентироваться и корректировать направление нашего движения.

С телефоном у меня такого точно не вышло бы — он бы сел еще не дожидаясь вечера первого дня. А забегая вперед скажу, что лично нам без навигации было бы на этом маршруте, МЯГКО говоря, не просто.
 photo IMG_2022.jpg

Собака Одри смотрит на склон и не понимает где лучше спускаться.
 photo IMG_2048.jpg

Стоит отдельно рассказать про экран, потому что он понравился мне больше всего. Днем мы убирали яркость на самый минимум и даже на самом ярком солнце легким поворотом руки можно было получить от вот такого тёмного экрана…
 photo IMG_2123.jpg

До вот такой яркости. Единственный минус был замечен только когда ночью в палатке я решил включить его, чтобы прикинуть маршрут на завтра и долго тупил почему он никак не загрузится. Оказалось, он давно уже включился, просто подсветки экрана нет (на минимуме) и в темноте не видно, что на экране. Но днем, во время ходового маршрута, всё было отлично и батарейки вообще не садились.

photo IMG_2254.jpg

Тут должно было быть мужественное лицо горного покорителя, но вы видите то, что видите 🙂
 photo IMG_2126.jpg

Еще меня поразила чувствительность сенсора экрана. Если честно, то я был уверен, что это будет что-то похожее на мои древние автомобильные навигаторы Digma и Lexand, на которых чтобы подвинуть карту, нужно было перепробовать все пальцы и всё равно двигалось не столько, сколько надо, и не туда, куда хотелось. Здесь же чувствительность на уровне обычных смартфонов — это меня удивило больше всего.
 photo IMG_2252.jpg

Это озеро Турье и по описанию маршрута тут делают полноценную днёвку. Мы со своей физухой, конечно же, приперлись сюда только в обед 🙂
 photo IMG_2446.jpg

Если коротко, то ходить пешком — это круто, хотя и очень тяжело и непривычно (больше всего я страдал от отсутствия своего любимого кемпингового стула)
 photo IMG_2544.jpg

Это то, что записал навигатор. Трек полный, никаких пробелов и потерь. Можно внимательно изучить, где мы тупили, где прошли лишнего или просто не так. Полезно для работы над ошибками и проектированием дальнейших планов.
 photo mapArchiz.jpg

В общем, тест прошел успешно и с большой пользой для тестирующих. Тест состоялся благодаря www.garmin.ru и лично Михаилу Рябинину 🙂
 photo IMG_2545.jpg

18 thoughts on “Полевой тест Garmin eTrex Touch 25 или как не потеряться «чайникам» в пешем походе

1. Dmitriy Smirnoff

Алексей, штука интересная, но 18к на сайте Гармина — это не так уж бюджетно. Что там кроме АА батареек принципиально отличается от телефона с OsmAnd? Я периодически смотрю на такие штуки, но жаба…

2. Andrey Nekrasov

Долго хотел такой навигатор, пока не сходил в магазин Гармина и не посмотрел на их малюсенькие экраны.
    Смартфон RedMi Note3 живет довольно долго на своем аккумуляторе. Плюс есть не тяжелый PowerBank с QC3 (быстрая зарядка, которую понимает и смартфон) и минут за 20 можно еще на световой день зарядить.

• Алексей Климов

как по мне, так для пешего навигатора экран вполне достаточный. Я бы реально его на запястье прицепил как часы

• Andrey Nekrasov

> Никакой смартфон с powerbank-ами не даст такой запас энергии. Да и точность позиционирования на много выше

Эти два утверждения хоть чем-то обоснованы?
        Как батареек можно взять рюкзак, так и повербанка два штуки 🙂
        Точность у них вообще одинаковая, сколько gps/glonass дадут, столько и покажет.

Я бы напирал на «экран», «неубиваемость» + «работу от -20 до +70», но не на точность и время работы.

ps. к сожалению не нашел время работы хоть какого-то смартфона при постоянно используемом GPS/Glonass.

• Алексей Климов

а чем они могут быть обоснованы? Я только на свой опыт опираюсь, у меня самсунг может и «светофор переехать», пока я на красном стою. А этот показывает что трек на 5 метров выше по косогору, туда поднимаешься и видишь тропу и конное говно.

Ну и «упирать» смысла нет, кто с чем хочет тот с тем и ходит. Я вот просто зассал с телефоном идти, а кто-то может смелый 🙂

• Andrey Nekrasov

этот конкретный самсунг давно выпущен? на одной зарядке два дня живет? если нет, это просто старый аппарат и его уже можно поменять на нового китайца 🙂
            я долго держался за sgs note2, пока его не пришлось каждый вечер заряжать, а работать он стал как-то слишком неспешно. внезапно оказалось что новые аппараты куда-как лучше и дольше работают, а стоят дешевле.

вопрос не в том, что-бы кого-то в чем-то убедить, а найти золотую середину.
            мне ну очень хотелось отдельный пешеходный навигатор, смотрел на garmin gpsmap 64st, особенно понравилось, что он может сам заряжать пальчиковые аккумуляторы (от повербанка 🙂
            но нужен он кажется только если идти куда-то в очень экстремальные места, где смартфон сдохнет от холода и где не будет шанса снимать перчатки, что-бы по экранчику повозюкать пальцами.