Дорога на Маркаколь

 photo IMG_1699.jpg
Староавстрийская дорога и высокогорное озеро Маркаколь были основными целями в Казахстане. Про них я узнал пару лет назад и с тех пор мысль «засела», но повода никак не было. Слишком далеко от Москвы, чтобы съездить туда просто так…

Дорога эта была построена в начале века чешскими и австрийскими военнопленными первой мировой войны. Ничего не смущает? Глядя на карту мира трудно представить себе каким ветром  их могло туда занести. Но тем не менее… Главная проблема в том, что часто в правильных местах мы оказываемся в неправильное время. Так, в общем, и в этот раз. «Австрийка» запланирована между Кавказом и Алтаем и выпадает на начало июня. Перелопатив все отчеты выясняю, что вероятность высокого снега довольно высока, но раз в два года казахские джиперы ездят туда даже на майские праздники! Так что надеемся на лучшее.

2. Дороги восточного Казахстана прекрасны и живописны
 photo IMG_1434.jpg

3. То и дело останавливаемся на фото и видео паузы. Кстати GoPro на скорости >50 км/ч очень быстро залепляется насекомыми.
 photo IMG_1443-1.jpg

4. После бесконечных пустынных перегонов глаз наконец то наслаждается окружающими видами
 photo IMG_1446.jpg

Заправляемся в Катон-Карагай. Заправка вида «из 70ых», зато ценник 117 тенге вместо 102 на фирменных. И бонусом к цене в 20 литровую канистру входит 28 литров топлива. На выходе получилось, что заправились как по московской цене.
В этом поселке находится лесничество. Заезжаем, чтобы разузнать последнюю информацию. Дорога под снегом, вчера пробовали пройти погранцы – не смогли. Лесники будут пробовать не раньше чем через неделю. Прискорбно, но все нужно проверять самим, чтобы не получилось как с дорогой от Джылы-су в Тырнауз, когда местный авторитетно нам заявил, что там даже на квадрике не пройти и мы не смогли закольцевать маршрут. Решаем пробовать ехать.
Отчеты об австрийке пестрят описаниями невероятных трудностей, но при этом ее в разные годы проходили и Subaru Forester и Nissan X-Trail.

5. Начинаем подъем. Будка на въезде пуста и шлагбаум открыт. Это нормально, во время туристического сезона все гораздо строже, но сейчас здесь никого не ждут.
 photo IMG_1457.jpg

6. Дорога несложная. Фотографируем вид на долину, откуда только что приехали
 photo IMG_1466.jpg

7. Появляются первые снежные языки. Но пока они не являются помехой.
 photo IMG_1470.jpg

Еще десяток поворотов и приехали. Следы от уазика уткнулись в снег и развернулись обратно. Видимо это и были «вчерашние погранцы». Стрелка настроения резко падает на ноль. Так быстро и так просто все закончится не должно было.

Проводим оценку «лавинной обстановки». Снега много, по нему не проехать. С краю тоже не пройти, там лошадьми натоптана только узкая дорожка. Один ухожу пешком вперед. Хочу побыть наедине со своими мыслями, а также понять, что нас ждет дальше, чтобы на основании этого предпринимать дальнейшие шаги.
Высота не большая, но уже чувствуется. Дыхалка медленно, но верно заканчивается. Дошел до точки, осмотрелся, оценил обстановку, возвращаюсь. Диспозиция следующая – впереди огромная поляна, с которой потрясающий вид на долину откуда мы приехали и снежный хребет отделяющий казахский Алтай от нашего.

8. Вердикт – копаем первую засаду и едем дальше. Австрийку мы скорее всего не пройдем, потому как дальше высота существенно больше, а значит и снега тоже, но можно устроить себе дневку в красивом месте с хорошим видом. Лопаты в руки и за дело. Денис отбрасывает верхний снег, а я скалываю лед, который под ним. Край дороги раскис от талого снега, поэтому копать нужно с запасом, чтобы правые колеса не соскользнули.
 photo IMG_1482.jpg

9. Минут 40 или около того и можно пробовать. Идем вплотную к снегу, буквально трем бортом об наст. По очереди проводим друг друга – маленькая победа невероятно поднимает настроение.
 photo IMG_1491.jpg

10. Слаженная командная работа и как результат закономерный результат — мы въезжаем на поляну. Огромное пространство, высота 1732 метра. Здесь будет единственная наша полноценная дневка, за все время путешествия. В награду за наше упорство получаем удивительно тихий и спокойный вечер. Хотели бы отужинать с таким видом?! 🙂
 photo IMG_1515.jpg

11. Чуть позже пастухи прогнали вниз животных. Говорят, что наверху много снега и дорога протоптана только под лошадь.
 photo IMG_1505.jpg

12. Высота небольшая, но вид прекрасный. Внизу простирается долина реки Бухтарма, а на горизонте Катунский хребет
 photo IMG_1519.jpg

13. В награду за длинный и унылый перегон прекрасные виды в сочетании с тихим вечером и прекрасным закатным светом
 photo IMG_1525.jpg

14.
 photo IMG_1551.jpg

15.
 photo IMG_1554.jpg

16. Разбредаемся по поляне и «впитываем» окружающую красоту в наши гаджеты
 photo IMG_1561.jpg

17.
 photo IMG_1580.jpg

18.
 photo IMG_1602.jpg

19. Дорога, по которой мы приехали
 photo IMG_1628.jpg

На утро договорились разделиться. Французовы отсыпаются, а мы рано утром пойдем пешком на вершину. Раз уж приехали, надо получить максимум. Ночью было не холодно, около +10, но ураганный ветер всю ночь проверял нас и нашу палатку на прочность. В очередной раз порадовался, что она экстремальной серии и имеет хорошую аэродинамику.

20. Начало пешего подъема. Оглядываемся назад на наш лагерь. Машины отдельно, палатка отдельно. У нас с Французовыми взаимная акустическая неприязнь — у них ночью тарахтит дизель, а я храплю как подраненный медведь. Если ветра нет, то дистанция увеличивается на порядок 🙂
 photo IMG_1651.jpg

Надо сказать, что подъем на перевал пешком менее комфортный и более трудозатратный, чем на авто, но имеет один неоспоримый бонус – гигантское количество снимков. Будь мы на машине – тормознулись бы 2-3 раза на плоской части и все.

21. Дорога почти везде засыпана снегом, в одном месте осыпалась скала.
 photo IMG_1678.jpg

22.Огромные валуны перегородили дорогу. Трудно сказать будут ее чистить или нет, лошади и скот проходят и так.
 photo IMG_1684.jpg

Решил первый раз воспользоваться функцией своего нового фотоаппарата – встроенный GPS. Батарейку высаживает сильнее обычного, но в каждом EXIF записана координата — сможем оценить, как далеко мы дошли.

23. Дорога вверх и чем выше мы поднимаемся, тем сильнее ветер. Местами он сбивает с ног. Идем скукожившись, чтобы уменьшить парусность и в качестве дополнительной опоры используем монопод, благо он кондовый – металлический.
 photo IMG_1697.jpg

24. Любопытный советский артефакт, для тех кто внимателен 🙂
 photo IMG_1699.jpg

25. Холодный ветер вынуждает идти в теплых жилетках, при этом руки мгновенно сгорают от солнца, которое на этой высоте злое
 photo IMG_1706.jpg

26. Выходим на перевал Бурхат. Высота его 2141 метров по генштабу. Мы немного не дошли до вершины, да и часы не откалиброваны.
 photo IMG_1734.jpg

27.
 photo IMG_1735.jpg

28. Открывается прекрасный вид на белки гор и вершину Белухи. Родина на расстоянии вытянутой руки, жаль приграничный режим не позволяет попасть туда кратчайшей дорогой. Официального погранперехода между республикой Горный Алтай и Казахстаном не существует, только через Алтайский край.
 photo IMG_1739.jpg

29.
 photo IMG_1743.jpg

30.
 photo IMG_1747.jpg

31. Никогда не видел ее так близко раньше.
 photo IMG_1767.jpg

32. Время к обеду. Голод зовет нас вниз, да и пора сменить ребят на посту «охраны машин» — они тоже пойдут наверх.
 photo IMG_1775.jpg

33.
 photo IMG_1794.jpg

34. Они уже проснулись и очевидно ждут нас 🙂
 photo IMG_1821.jpg

35.
 photo IMG_1875.jpg

Пройти перевал на машинах нам не удастся – копать снег придется столько, что он быстрее сам растает. План срочно требует переработки, но пока дневка. Смотрим график, прикидываем сроки и даты, высчитываем количество дней.

36. Ветер только усиливается. Прячемся за машинами, но эффективно получается делать это только за колесным диском, так как машина высокая и снизу все равно задувает. Еду готовили салоне дефендера, других вариантов просто не было – ветрозащиту плитки сдувало вместе с плиткой.
 photo IMG_1876.jpg

«Дневка» это удивительная вещь. Когда ее нет, ты страдаешь и ждешь ее. А когда она наконец наступает, скучаешь и слоняешься от безделья.

37. Вечером, как по расписанию, «давали» закаты.
 photo IMG_1939.jpg

38. Вечером помимо шикарного заката и «включили» умопомрачительный ветер. Во избежание недоразумений перегнали машину к палатке, чтобы создать импровизированный барьер для ветра.
 photo IMG_1927.jpg

Программа минимум – завтра едем на Рахмановские ключи и озеро Язевое. А там по факту будем ориентироваться на месте.

39.Вниз проскочили хорошо. Снег еще больше подтаял и на месте наших «раскопок» уже довольно широкая тропа. Весна медленно, но все же вступает в свои права. Едем дальше на восток
 photo IMG_1952.jpg

40. Рахмановские ключи интересны только дорогой к ним. Крутой подъем с впечатляющим лавинным сходом и смотровой площадкой наверху.
 photo IMG_1957.jpg

41. Внизу течет река Белая Берель
 photo IMG_1962.jpg

42. Интересно, что заставляет людей исписывать все камни, до которых они только могут дотянутся?! Лично я всегда мысленно посылаю им «лучи поноса», надеюсь я не одинок в этом и вместе наши желания материализуются.
 photo IMG_1971.jpg

42. Вершина перевала, с которого особенно хорошо видно Белуху.
 photo IMG_2022.jpg

43. Большая удача увидеть ее в такую погоду, облака разошлись буквально на минуту.
 photo IMG_2023.jpg

44. Несколько лет назад здесь бушевали страшные лесные пожары, лес до сих пор не успели почистить от погибших деревьев.
 photo IMG_1990.jpg

45.
 photo IMG_1991.jpg

46. Вокруг царит обстановка апокалипсиса.
 photo IMG_1994.jpg

47. Мертвое озеро очень антуражно. Жаль берега перерыты работающей техникой.
 photo IMG_1999.jpg

48.
 photo IMG_2002.jpg

49.
 photo IMG_2004.jpg

50.
 photo IMG_2018.jpg

51. Рахмановские ключи. Масштабное строительство, укладка плитки и установка уличного освещения по аллеям умопомрачительно дорогого санатория. Дело в том, что дорогу на озеро преграждает этот самый санаторий. Поэтому, если вы не планируете там останавливаться, то самостоятельно попасть дальше проблематично. Когда я готовил маршрут, этот факт как то ускользнул от меня, поэтому рассказываю сейчас, может кому-то пригодится.
 photo IMG_2020.jpg

Остается вариант с озером Язевое. Там по пропускам, но попробовать можно. На въезде в деревню в крайнем доме нас встречает женщина, по совместительству являющейся смотрителем. Нужны пропуска.

Представляемся ей топ блогерами, я — Артемий Лебедев, а Денис – Сергей Доля, едем в  рамках этнографической экспедиции «Мир без границ, погранзоны без пропусков». Женщина сильно озадачена, уходит звонить по спутниковому телефону начальству в Усть-Каменогорск. Минут 10 ее нет, очевидно, что идет жаркое дискуссионное обсуждение. Вердикт, к большому для нас сожалению отрицательный, топовых блогеров они хорошо знают и конечно френдят, но пропустить не могут. Хотя смысла все равно нет – паводком смыло четыре моста из шести. Поворачиваем оглобли…

52. Опять включают красивые пейзажи. Странно, почему в обычной жизни их не бывает с такой частотой. Наверно в нашем будничном ритме 8из24 и 5из7 мы просто не замечаем ничего красивого вокруг себя, а может большие города не пропускают в себя красоту, чтобы не разбавлять ею привычную серость.
 photo IMG_2031.jpg

53. Дорога невероятно хороша, да и мы успели соскучится по привычному ритму
 photo IMG_2038.jpg

54. Только свернули у Большенарымского вдоль водохранилища как началась погодная феерия — молнии, дождь и безумные краски.
 photo IMG_2060.jpg

55.
 photo IMG_2079.jpg

56.
 photo IMG_2132.jpg

57.
 photo IMG_2109.jpg

59.  Спать ложимся на берегу Бухтарминского. Опять в болоте.
 photo IMG_2194.jpg

Завтра на Маркаколь. А сегодня красивый закат и сотни молний одна за одной бьют в противоположный берег.

One thought on “Дорога на Маркаколь

Добавить комментарий