Четыре дня пешком или прогулка по хребту Абишира-Ахуба. Часть I

photo IMG_2010.jpg
Когда-то давным давно мы шли пешком по Лаго-Наки и встретили женщину с рюкзаком и лабрадором. Тогда мы оба подумали, что как же круто вот так гулять с собачкой. И вот, наконец, настал наш час «круто прогуляться»…

Изначально мы хотели пойти по тому же Лаго-Наки, только не одним световым днем как раньше, а с палаткой и на трое-четверо суток. Дойти до озер, подойти поближе к Оштену и Фишту. Но заповедник, к которому относится данная местность, имеет довольно своеобразное понимание о работе с населением. И в итоге мы решили сменить место будущего похода и, как оказалось в итоге, правильно сделали.

2. До Архыза ведет идеальная асфальтовая дорога и мы решили, что ехать на кемперочке просто потому, что он у нас есть, это не совсем разумно. Мы покидали рюкзаки в городского пузотёра и с максимально разрешенной на трассе М4 скоростью рванули в Карачаево-Черкесию
 photo IMG_1941.jpg

3.  Логистика у нас была довольно простая — мы переночевали в гостинице прямо у горы, договорились, что оставим у них на территории на 4 дня машину, а по возвращению заселимся еще на одну ночь, перед отъездом. Чтобы отдохнуть, отмыться и вообще.  И вот ранним утром второго сентября мы начали свой первый пеший поход под рюкзаками такой длительности и протяженности
 photo IMG_1944.jpg

4. У нас был трек, примерная разбивка по дням, хороший запас еды и одежды и, как следствие, существенный перегруз в рюкзаках
 photo IMG_1947.jpg

5. И хотя идти в полной выкладке нам жарко, но мы очень довольны. Когда мы смотрели на погоду из Москвы, она была неутешительная. Накануне, сидя в кафе, мы видели, как четверо молодых людей спустились с горы с рюкзаками и сказали, что они 7 дней провели под непрерывным дождём. К такому экстриму мы были не очень-то готовы и поэтому перемена погоды на жаркую и солнечную нас очень радовала.
 photo IMG_1959.jpg

6. Представление о маршруте у нас слабое и поэтому воду мы тащим прямо от гостиницы. В целом, нам всё равно так тяжело, что лишние пару литров воды не особенно играют роль 🙂
 photo IMG_1964.jpg

7. Принципиальное отличие от Лаго-Наки в том, что тут в первый же день идет серьезный набор высоты — больше километра. Это тяжело для таких овощей как мы, но мы послушно кряхтим под рюкзаками и даже мысли нет о том, чтобы отступить — мы реально давно хотели попробовать многодневный поход.
 photo IMG_1965.jpg

8. В описании тура, откуда я узнал про этот маршрут,  первая ночёвка была обозначена недалеко от этого водопада, у старого коша. Но они начинали идти примерно с обеда, так как первая половина дня это доезд от Кисловодска. А мы стартовали утром, поэтому ночевать нам предстоит явно где-то дальше. Немного отдохнув и полностью наполнив свои резервуары с водой (4,8 литра) мы двинулись дальше. Примерно тут же нас обогнал еще один пеший турист, который явно превосходил нас и в силе, и в ловкости. Мы поздоровались и он на хорошей скорости ушел вперед. Это, кстати, важный момент и к нему мы еще вернёмся.
 photo IMG_1971.jpg

9. А мы потянули дальше.
 photo IMG_1978.jpg

10.  Если честно, то мы были уверены что тут натоптана прям нормальная тропа и навигатор нам больше для подстраховки, но мы ошиблись.  Натоптанная тропа ушла на большое кольцо, а в сторону нашего четырехдневного кольца была только слегка примятая тропа впереди идущего «мистера оранжевого» (мы забыли спросить имя встреченного туриста и называли его так за яркий рюкзак)
 photo IMG_1993.jpg

11. Но от трека мы вроде не отклоняемся, а он должен привести нас туда куда надо. Так что опираемся на палки и прем в гору
 photo IMG_1999.jpg

12. Когда-то давно я прочёл, что у профессионалов пешего хода есть два полярных взгляда на использование трекинговых палок. Одни считают, что с ними легче идти и таким образом разгружаются колени, а кто-то считает, что они бесполезны настолько, что это просто лишний вес и занятые руки. Мы не профессионалы, но без палок мы бы просто умерли там, причем я почти уверен, что это не метафора.
 photo IMG_2003.jpg

13. Было пару отрезков, где я просто втыкал палки выше себя в склон и практически подтягивался на руках.
 photo IMG_2005.jpg

14. Собака нежно любит Елену Викторовну, но хозяином считает меня. Поэтому она всё время идет рядом со мной, а Лена у нас в арьергарде
 photo IMG_2010.jpg

15. Нам с Леной, кстати, не очень удобно идти вместе. У меня чуть выше скорость и я отрываюсь от неё и потом мне приходится её ждать. Ждать как раз самое тяжелое, потому что просто стоишь и в этот момент затекают ноги и плечи. Снимать же каждый раз рюкзак просто нереально — так устанешь еще больше.
 photo IMG_2017.jpg

16. Где-то за час до заката мы выползли на ровную поляну рядом с Баритовым перевалом.  С одной стороны мы рады, что успели выйти на ровную площадку до темноты, а с другой — тут нет никакой воды, а свой запас мы прилично истратили во время подъема. От жары мы много пьём и собака тоже пьёт не меньше
 photo IMG_2018.jpg

17. Первая распаковка рюкзаков. Чтобы что-то найти проще вывалить всё на землю, потому что пока еще не запомнили что и где лежит.
 photo IMG_2020.jpg

Ночью я спал плохо. Меня мучила жажда, но воду надо было экономить, так как еще нужно было оставить её для завтрака и неизвестно, когда будет следующий источник воды.  Во сне воображение рисовало мне страшные картины, как мы идем завтра весь день и не можем найти воду.

18. Будильник у нас срабатывает с рассветом.  Осень, и световой день уже не такой длинный, как летом, и нам нужно экономно к нему относиться.
 photo IMG_2022.jpg

19. Трек ведёт куда-то туда. Там будет перевал Архыз и затем озеро.
 photo IMG_2029.jpg

20. Наш маленький домик
 photo IMG_2031.jpg

21.
 photo IMG_2034.jpg

22. С гор в посёлок сползло облако и его не видно — ночевали мы на высоте 2800 метров
 photo IMG_2037.jpg

23.
 photo IMG_2038.jpg

24. Собака пока полна сил и радости от непрерывной прогулки. Не совсем понимает, почему ей толком не дают пить, но в целом у неё все хорошо.
 photo IMG_2048.jpg

25. Опытные люди, видимо, и глазами видят куда идти и на что держать направление, мы же постоянно сверяемся с треком, чтобы не делать лишних петель и не уйти в сторону.
 photo IMG_2051.jpg

26. Тропы как видите никакой не наблюдается. Так и не скажешь, что это популярный маршрут.
 photo IMG_2055.jpg

27. Выйдя на перевал Архыз мы встретили мелкую козочку тура и нашли грязную лужу из которой заставили попить Одри. Она не особенно, кстати, сопротивлялась 🙂
 photo IMG_2056.jpg

28. Озеро внизу есть, но до него еще нужно дойти.
 photo IMG_2064.jpg

29. После того как мы спустимся к озеру, нам нужно будет обойти этот хребет и выйти к Турьему озеру
 photo IMG_2065.jpg

30. Трек ведёт сюда, но спуск тут, мягко говоря, не простой. Лене вообще очень тяжело идти, а камни которые сыпятся из под неё очень опасно летят в меня. В итоге спуск нам дался тяжелее чем вчерашний подъем.
 photo IMG_2067.jpg

31. После сыпухи обнаружилась ровная полянка и ручей. В идеале здесь и надо было бы ночевать, но мы бы сюда никаким образом не смогли дойти. Мы до Баритового то еле доползли вчера, а сюда мы пришли только к обеду второго дня. Снимаем рюкзаки, раздеваемся и долго валяемся на пенках и пьём и пьем воду в доволь — устали очень, но довольны и ушло волнение насчет воды. Дальше идем вдоль реки и перспектива уринотерапии нам уже не грозит 🙂
 photo IMG_2092.jpg

32. От этого места до озера наконец-то видна тропа. Можно даже идти не утыкаясь носом в garmin
 photo IMG_2093.jpg

33. Хотя уклон всё-таки приличный — Лена традиционно намяла большие пальцы ног до синих ногтей.
 photo IMG_2106.jpg

Кстати, как только мы отошли от места обеда, мы увидели нашего старого знакомого — мистера Оранжевого, который шел от озера вдоль реки. Этот факт нас ОЧЕНЬ обрадовал! Он конечно опережает нас и существенно, но то что мы его всё-таки увидели говорит о том, что мы, во-первых, на верном пути, а во-вторых, более или менее в графике.

34.  Забавно, что не смотря на сильную усталость никто из нас не ноет и не жалеет. Мы примерно так себе всё это и представляли — будет очень тяжело, но красиво.
 photo IMG_2116.jpg

35. У реки кстати кипит жизнь — тут пасутся лошади и коровы.
 photo IMG_2121.jpg

36. Нам надо перейти через реку и обогнув хребет идти строго в противоположном направлении, но уже с набором высоты.
 photo IMG_2122.jpg

37. Несмотря на то, что по ровному идти очень легко у нас уже накопилась двухдневная усталость и мы часто отдыхаем. Жарко так, что и не скажешь что уже сентябрь.
 photo IMG_2128.jpg

38. Телефонной связи тут нет, а спутникового телефона у нас нет. Перед выходом мы зарегистрировались в МЧС с указанием дат и примерного маршрута. Не уверен, что в этом был какой-то смысл, но мы это сделали.
 photo IMG_2132.jpg

39. Оттуда мы пришли и слева как раз тот спуск где мы тяжело спускались по сыпухе. Много шутим про ту историю, которая была пару месяцев назад в новостях, о том как в Швеции туристка вызвала спасательный вертолет потому, что очень устала. Ржём, что все, кто были возмущены её поступком, просто никогда не ходили пешком под рюкзаком — мы бы тоже с удовольствием «вызвали» :)))
 photo IMG_2135.jpg

40. До заката еще есть время, но мы в каньоне и тут стемнеет быстрее, так как солнце зайдет за гору.
 photo IMG_2144.jpg

41. Немного отклонились от трека, решив что так даже лучше будет и вместо того чтобы перейти по камням мелкий ручей, потом будем полноценно разуваться и переходить уже его в широком и глубоком месте. Устали уже и я даже напрасно ворчу на Лену
 photo IMG_2147.jpg

42. Решили, что это знак и ночевать будем тут — у реки Кяфар-Агур. Рядом летник с животными, но идти дальше уже нет сил и желание, плюс там точно начнётся набор высоты и непонятно будут ли ровные и хорошие места. А тут опять же у воды :))) Это важно!
 photo IMG_2150.jpg

43. Достал телевик — не зря же тащу эти 700+ грамм 🙂
 photo IMG_2153.jpg

44. Погода нас балует так, будто мы кому-то что-то хорошее сделали безвозмездно 🙂
 photo IMG_2154.jpg

45. К вечеру, как только скрывается солнце, начинает холодать. Лена кутается в плед, но как видно нисколько не унывает
 photo IMG_2155.jpg

46. В лагере у нас само собой мега-срач! Мокрые майки типа как сушатся на палках, а целофановые пакеты это у нас для одежды вместо гермомешков, на случай дождя — туристы мы еще те 🙂 Я кстати очень проникся к летним термоноскам, которые впервые купил перед этой поездкой. До этого я только их зимние варианты пробовал и под сноубордический ботинок.
 photo IMG_2157.jpg

47. Спали хорошо, потому что рядом шумела река и никто не мучился от жажды — как же мало надо человеку для счастья, оказывается 🙂 А утром встали раньше будильника, потому что пришли коровы с телятами и Одри обязательно надо было с ними собачиться. Забавно, что она заливисто лает и пытается «строить» коров и овец и замирает в благоговейном ужасе глядя на лошадей. Лошади ей нравятся так, что она даже дышать не может!
 photo IMG_2166.jpg

48. А мы снова форсировали реку и поперли в гору по самой жаре. От того места, где мы ночевали, есть два пути, один наш, а другой длинный, который пойдёт на перевал Кяфар и одноименное озеро.
 photo IMG_2172.jpg

Вот карта с нашим треком, чтобы немного можно было сориентироваться в нашем перемещении.

49. Фотоаппарат брали только мой, так как тащить две камеры нам показалось расточительно для наших слабых сил. Поэтому Лена пристаёт ко мне, чтобы я фоткал разные ягоды и цветочки. Я чертыхаюсь и лезу по жаре за аппаратом, чтобы щелкнуть этот непонятный и бессмысленный сюжет.
 photo IMG_2186.jpg

50. Подъем идет вдоль ручья, но мы всё равно набрали полные бутылки воды. Первый день очень напугал нас и мы решили, что лучше тащить напрасно, чем потом жалеть и страдать
 photo IMG_2188.jpg

51. Жара такая, что мы пораздевались до маек и мгновенно сгорели. Я был даже не medium rare, а прямо well done, по стейковой классификации.
 photo IMG_2193.jpg

52. Так как солнце светит нам в лицо, то фотографировать можно только назад. Вот по этой долине мы поднимаемся вверх, а тот большой камень внизу размером больше чем пятиэтажка.
 photo IMG_2199.jpg

53. Видимо когда-то давно эти камни с грохотом катились вниз и замерли каждый на своем месте — можно представить себе какой это был апокалипсис.
 photo IMG_2211.jpg

54. Продвижение вверх по жаре у нас идет не быстро, поэтому у нас много фотографий «назад»,
 photo IMG_2220.jpg

55. Тут, кстати, уже просматривается тропа и мы порой даже идем не совсем по треку, а как видим глазами и если считаем что так будет лучше.
 photo IMG_2226.jpg

56. И вот мы наверху. Отсюда до озер уже рукой подать и получается что у нас будет полдневка! Это конечно не целый день, как должно быть у нормальных туристов, но уже что-то…
 photo IMG_2245.jpg

57. Оставляю обессилевшую Елену Викторовну с рюкзаками, а сам с Одри лезу на вершину.
 photo IMG_2247.jpg

58. Бурное и Турье озеро
 photo IMG_2250.jpg

59. Вид с самой верхней точки на наш сегодняшний путь
 photo IMG_2251.jpg

60. Высота по Garmin 2748, высота по версии SAS.Планета (это уже тыкая дома мышкой в карту) тут 2735. Ну и самая важная информация для нас это время до заката!
 photo IMG_2254.jpg

61. Одри больше всего ей не любит когда мы разделяемся. Это её нервирует 🙂 Спускаемся за Леной, чтобы пинками загнать её на эту вершину. Во-первых, она должна увидеть эту красоту…
 photo IMG_2260.jpg

62. А во-вторых, она может меня сфоткать 🙂
 photo IMG_2265.jpg

63. Даже не верится, что мы прошли всё это расстояние ногами
 photo IMG_2268.jpg

64. Обратно пошли спускаться немного другой дорогой и обнаружили вот это… Зажигалку я положить рядом не догадался, но поверьте на слово — диаметр 40 см. Я вот прям почти уверен, что это медведь, но если не прав и это всего лишь козлик какой-нибудь так насрал, то можете меня поправить.
 photo IMG_2281.jpg

65. На озере мы опять встретили мистера Оранжевого — он оказывается пришёл сюда вчера вечером и у него полноценная цельная дневка сегодня.  Гвозди бы делать из этих людей…
 photo IMG_2283.jpg

Ну что же, раз его вчера медведь не сожрал, то возможно его тут нет или это всё таки козлик. Но ракетницы я на всякий случай переложил из рюкзака в карманы себе и Лене.

Продолжение следует…

25 thoughts on “Четыре дня пешком или прогулка по хребту Абишира-Ахуба. Часть I

1. Alexey Zaytsev

Ну круто же!
    а в 2015 году ты писал: «Пешие туристы — сочувствую им всегда. Низшая цепь эволюции — неделями волочить ноги по камням, тащить на себе корм из расчета 42 грамма гречки в сутки на человека, ну и прочие унижения. БДСМ в чистом виде »
    изменил мнение?)))

P.S. какашки не медвежьи)

2. Andrey Nekrasov

Красиво!

Палатка черная или просто так кажется? Как называется?

Советую сайт http://www.kovinov.com/
    У него отличные отчеты по походам, в том числе с ребенком в рюкзаке (собаки вроде нет). Подробно пишет про экипировку всегда. Все очень современное и супер-легкое.

С собакой и ребенком и мужем 🙂 ходит Аня (ronya.lj.ru), её просто интересно читать и смотреть.

• Aleksey Klimov

по мне так гораздо более сложно, когда ты идешь одним днем. Потому что постоянно идет расчет когда надо поворачивать обратно. А когда за плечами палатка и еда то всё как то смелее

3. Nikolay Chernov

Ностальгия! Чайнико-туристы, очень знакомы все впечатления и сложности. У меня было с точностью так же только высоты поменьше, ибо в Крыму, в 2003. Но в противовес были нестерпимо тяжелее рюкзаки, сдуру я тащил 35 кг плюс воду и вино в стекле 🙂
    А еще спасибо за мысль о хорошем походике небольшой продолжительности по красивым местам. Я вот думаю Красоты Кавказа начинаются именно там где уже не растет лес…