Это отчет о там как мы побывали на зимнем Байкале в марте 2011 года. Чуть позже будет сделана подробная инструкция для тех кто захочет повторить нашу поездку. Так же будут отдельные посты о тех местах, которые нас особенно «зацепили».
1 день.
Прилетели мы примерно в обед. Это был первый день после тяжелой 6 дневной рабочей недели, и изначально мне показалось, что в этот же день стартовать на Ольхон будет тяжеловато. На самом деле мы немного перестраховались, т.к. уставшие от работы мы мгновенно отключились в самолете и проспали почти весь полет. Таким образом отдохнуть нам все-таки удалось, и теоретически, получив машину прямо в аэропорту, мы могли сэкономить время и деньги. Но план есть план и мы, заселившись в гостиницу, отправляемся обедать в кафе и знакомиться с городом. Тут мы совершили микро-ошибку, забыв свериться с путеводителем и понадеявшись на таксиста, попросили его отвезти нас «в центр, где можно погулять». Вопрос поставил его в тупик: на рынок или на каток? В итоге так видимо и не поняв, что нам нужно он отвез нас к рынку, где архитектура города была представлена унылыми панельными зданиями.
В очередной раз, получив ложное впечатление о городе, мы погуляли без удовольствия.
2 день
В 9.30 мы в офисе и получаем автомобиль. Цвет никто не угадал, я ставил на белый, а Лена на синий, но логан оказался цвета «губной помады». Автомобиль большой, удобный и комфортный, колдобин на дороге он просто не замечает. За пройденные на нем 1400 последующих км, мы окончательно влюбимся в этого скромного трудягу.
Дорогу на Ольхон мы помним и так, но навигатор и видеокамера уже красуются на лобовом стекле. В Баяндае обед и заправка, дальше нам предстоит грейдер.
Он нам хорошо запомнился в прошлый раз изматывающей тряской и сотнями параллельных грунтовых дорог, наезженных на манер монгольских-алтайских дорожных паутин местными водителями. Логан не заметил проблем с дорогой, одной рукой я попивал чай, другой небрежно вел автомобиль со скоростью 80 км/ч по жутко убитому грейдеру, феноменально! Не доезжая поселка МРС сворачиваем по указателю «Ледовая переправа». Дорога по льду обслуживается, чистится и контролируется. Проезд по ней абсолютно будничный и безопасный.
Так мы попадаем к первой цели нашего вояжа — остров Ольхон. Размещаемся в усадьбе Никиты Бенчарова. Остаток дня проводим в местных прогулках и прочих мелких хлопотах.
3 день.
Позавтракали, немного прогулялись.
Рванули на машине на север острова. «Рванули» закончилось за Харанцами, когда песчаный грейдер сменился набитым буханками зимником. Взяв пару сложных преград ходом, и убедившись в незаурядных геометрических способностях логана, мы повернули вспять. Так как ни лопаты, ни троса у нас не было, и даже в наличии буксировочного крюка мы сомневались, то дальше играть в ФредерикаТаера у нас желание пропало. Вернувшись в Харанцы, мы придерживаясь основной траектории, вышли на берег Байкала.
Запуганные опасностью езды по стихийному ледовому пути мы бросили машину на мысе Харанцы и дальше перемещались пешком. Первым делом мы исследовали одноименный остров. В отличие от летнего времени, зимой нет проблем посетить любой островок.
Осмотрев окрестности с высоты и сделав все необходимые кадры, мы направились «по азимуту» до следующего островка Едор.
Это зима
Это лето
С ним мы познакомились во время летнего круиза на корабле. Он нам особенно запомнился по бесчисленному количеству чаек-попрошаек и независимо, с презрением, взирающих на это действие гордых черных бакланов. Следует заметить, что зима позволяет подобраться ко всем этим островам с другой стороны, недоступной ранее.
Есть возможность осмотреть пещеры, которые выработало своими волнами Малое море и вспугнуть множество птиц, гнездящихся там даже зимой.
Вдоволь насладившись прогулкой, мы вернулись домой, с твердой уверенностью завтра покорять ледовые трассы.
4 день.
Завтрак и быстрые сборы. Нам пообещали, что на Большом море будет холодно и ветрено. Одеваемся в термобелье и сноубордические штаны, шарфы, шапки и перчатки все с собой.
Последний раз на буханке я ездил в 2009 году, и время стерло из памяти яркие краски перемещения на данном типе транспортного средства: тряска, запах дешевого бензина в салоне и страшная жара от печки. Но воспоминания быстро освежились…
Особенности перемещения по льду Байкала на буханке заключается в том, что ее движение противоречит всем основным правилам ледовой безопасности, описанным в литературе. Буханка едет строго по азимуту, ориентируясь только на объезд наиболее крупных торосов. Ни трещина напротив Кобыльей головы, ни теплые подводные течения в заливе Ольхонские ворота ее не смущают, она движется навстречу цели. Наверное, за это мы и заплатили — «байкальский экстрим».
Ступа на острове Огой.
Буддийская святыня, в основе которой заложены религиозные книги, золото, оружие и послания ко всему человечеству. Помимо самого белоснежного объекта на острове есть неизменные пирамидки и великолепные виды.
Остров второй по величине после Ольхона на Малом море.
Следующая остановка уже на Большом море. Восточная сторона, ранее нами не изведанная.
Лед здесь более прозрачный и красивый. С чем связано цветообразование льда мне так и осталось неведомым.
Последняя остановка на нашем маршруте падь Идиба.
Из распадка летом в Байкал вытекает ручей, сейчас его можно определить по грязно-желтому льду, спускающемуся с горы. Здесь высокий гористый рельеф, покрытый лесами.
На обратном пути пару раз возвращались в поиске правильного маршрута. Один раз даже проверяли трещину пешней, видимо мои суждения о простом перемещении по азимуту не совсем верны, есть и для буханки какая то ледовая наука.
Последним местом на маршруте стало посещение «замка», неподалеку от мыса Кобылья голова.
Красивые скалы, покрытые благородным зеленым лишайником, свидетельствующим о благополучном положении экологии с великолепным видом на заливы Малого моря.
Через 40 минут мы на базе, экскурсия рассчитана четко, чтобы экскурсанты не успели окончательно угореть от запаха 80го бензина. Спасибо водителю за смелость в управлении, а нам за стойкость и выносливость, в преодолении трудностей, на пути к прекрасному.
5 день.
Утром, наспех позавтракав, мы прыгаем в машину и мчим на лед.
После вчерашней поездки стихийные ледовые дороги нас уже не пугают и мы готовы к нашей главной цели: проехать летний маршрут, но с другой стороны, с моря, благо оно покрыто надежным льдом. У с. Харанцы съезжаем на лед, и потихоньку, по накатанной дороге двигаемся вдоль берега. Дорога до о. Едор нам знакома, мы уже проделали ее пешком. Дальше путь забирает сильно от берега, обходя большое поле торосов. На полпути нам преграждает дорогу большая трещина, пласты льда сошлись и выдавили наружу полутораметровый торос.
Торос пробит, но под геометрию буханки, логану не под силу его преодолеть. Отбив крупные камни ногами пробуем снова, но нет, геометрия не позволяет — сядем на порог. Подъезжает уазик-головастик, два позитивно настроенных бурята журят нас за беспечность. Как они говорят: «Нельзя на море без пешни выходить!». Дальше они достают пешню и срывают верхнюю часть бугра, так что бы мы смогли проехать.
От оплаты они категорически отказались и уехали по своим делам. Мы же придерживаясь основного маршрута, продолжили свой путь. И вот, изначально приняв его за другой, мы добираемся до мыса трех братьев.
С моря истуканы не так похожи на богатырей, как с берега, но оранжевые лишайники и ледовый пояс все равно выделяет их из ряда прибрежной горной цепи.
Далее еще немного и вот на фоне голубого неба показывается мыс Хобой и вполне узнаваемый бюст «девы». Дева печально смотрит на Байкал, а мы на нее.
Это конечная точка нашего путешествия, дальнейший путь преграждают множественные гряды торосов. Лед у мыса Хобой сравним с льдом на Большом море, такой же прозрачный и чистый, связано это с сильными ветрами, которые хозяйничают на нем.
Обратный путь мы преодолели буднично и просто, чуть меньше чем за час. Летом этот же путь на буханке занимает 3-4 часа…
6 день.
Утром собрали вещи, позавтракали и в путь.
Дорога до Аршана лежит через центр Иркутска. По знакомой уже трассе добираемся до города, объездной нет, так что едем прямо через центр. Дальше наш путь лежит до Култука и там поворачиваем в сторону монгольской границы. Почти сразу за Иркутском трасса превращается в крутой горный серпантин, по сравнению с которым, уральских хребет просто холмы. Спасает положение только слабый трафик и почти полное отсутствие большегрузных автомобилей.
От Култука трафик и вовсе пропал, и мы ехали почти в одиночестве. В логане заглючил датчик топлива и 300 км. от Баяндая мы, получается, проехали с нулевым расходом, датчик показывал по прежнему полный бак. Исходя из разумной необходимости, заправились на жуткой заправке на повороте на Аршан. Далее без приключений, первое знакомое слово «Марьина роща» и мы ловко размещаемся в резном теремке за вполне адекватную стоимость.
Вечер завершился ужином в провинциальном кафе с лирическим репертуаром вечерней дискотеки…
7 день
С самого утра мы направляемся на территорию курорта Аршан. Как сказала нам администратор отеля, на вопрос о существовании карты или путеводителя Аршана: «я даже не уверена, что такие существуют, все, что можно посмотреть, все в одном месте — на территории курорта». Значит нам туда.
Март для Аршана очевидно не сезон, территория парка покрыта льдом, и перемещаться по ней проблематично. При условии, что путь к водопаду проходит с набором высоты по тропинке с одной стороны которой скала, а с другой обрыв, то подъем не только труден, но и немного опасен. Вид водопада компенсирует все сложности подъема.
Бурный поток воды струится за прозрачным ледовым саркофагом, зрелище необыкновенное, омрачаемое только горами мусора и полностью исписанными скалами.
Далее мы посещаем рынок монгольских товаров: магниты, ложки, пояса из верблюжьей шерсти, монгольский «цай» — важно никому не забыть подарка!
Больше делать нечего, а времени вагон. Едем в сторону Монголии, там, в районе Ниловой пустыни должен быть дацан, да и вообще интересно…
По мере приближения обеда, погода смилостивилась над нами, и появилось солнце.
Дорога тоже преподносит сюрпризы. После Жемчуга полностью исчезают все признаки зимы. Вокруг желтая трава и сухая черная земля. А после Кырена дорога превращается в гравийную, и начинает петлять по серпантину то вверх, то вниз при этом вокруг уже глубокая зима! Снег везде: на деревьях, на дороге, на полях… сама дорога пролегает в долине, которая со всех сторон окружена горами, из которых наиболее впечатляющая гряда Тункинских гольцов, шапки которых покрыты снегом и подернуты сизой дымкой.
От Ниловой пустыни дорога идет вдоль реки, прижатой к скалам, местами она сужается так, что двум машинам не разъехаться. Забираемся немного в гору, и с правой стороны показывается дацан.
На обратном пути снова пытаемся заправить логан, но топливо в него не лезет. Кое-как протолкнули 16 литров, потрясающе. На путь от Ольхона, с серпантинами и перевалами, а также постоянно «кочегаря» крохотный моторчик на прямых, мы израсходовали около половины бака. Логан не перестает удивлять!
8 день
Стартовали из Аршана в Слюдянку. Хотели еще раз посмотреть на мраморный вокзал. С вокзалом вышла заминка, т.к. Слюдянка оказалась огромной и пока мы разобрались, что вокзал находится на «той стороне», время уже поджимало.
Напомню, что нам сегодня предстояло помыть машину, заправиться и пройти строгий инструментальный осмотр. Все это требовало времени и видимо нерв. Дело в том, что на досуге мы таки внимательно разобрались с листом осмотра автомобиля, который я ловко подписал при получении логана. Оказалось, что львиная доля его мелких, но не приятных повреждений в нем не отмечены. Настроение, вместе с надеждами на возврат залога таяли на глазах. Платить за собственные косяки не так обидно, как за чужие. Мы, выращенные с ощущением враждебности окружающего мира, готовились к тотальному «разводилову».
Дорога до Иркутска далась тяжело, серпантин был покрыт снежной кашей, обгонять редкие грузовики с безопасным запасом не позволял объем мотора. Разместившись все в той же гостинице, мы направились «сдаваться». Логан снова преподнес сюрприз, с момента последней заправки «под горловину» прошло 300 км, он согласился принять только 9 литров топлива. Умом понимаю, что так быть не может, но это так, причем с учетом постоянных перевалов и серпантинов.
Осмотр автомобиля был как приговор смертной казни, глядя на тщательность осмотра, я все ожидал, когда же начнут разбирать мотор для дефектовки изношенных деталей. Одно хорошо — быстро, минут за 10 мастер управился. Получив акт, направляемся в офис. Настроение на нуле. Офис HERTZ встречает нас радушием и позитивом. Вопросов три: как отпуск, как машина и еще приедете? Доброжелательный менеджер заказывает нам такси, загоняет машину на стоянку и … вручает нам залог. На все про все 5 минут. Даже сидя в такси, по пути к центральной улице города, мы не могли прийти в себя. Все было так, как и должно было быть, но именно это и повергло в такой шок. Надо по подробнее изучить расположение представительств HERTZ, нам нравится такой сервис.
В кафе, отмечая завершающийся отпуск, я ловко, «по-бурятски, управлялся с позами. Их нужно было брать руками, выпивать сок через дырочку сверху и уж потом, есть их. Гораздо удобнее, чем вилками, как мы мучились по началу.
Кстати город Иркутск, все-таки раскрыл нам свою 350 летнюю сущность. Только получив машину и самостоятельно проехав по городу, мы поняли, что исторический центр находится на ул. Карла Маркса и ул. Ленина, а не в районе старого рынка Шанхай, куда нас отвез таксист в день нашего прилета…
93 thoughts on “Зимний Байкал. Март 2011.”