Зимнее путешествие по Архангельской обл. и респ. Коми. Часть 2.

 photo IMG_2969.jpg
Продолжаю повествование о нашем семейном путешествии по заснеженному Русскому Северу…

Итак, мы в селе Кимжа. Для тех кто не в курсе рассказываю, что наш жилой модуль хоть и имеет отопление и всячески приспособлен к зимним путешествиям, но душа в нем нет. Походная гигиена, основанная влажных салфетках, периодически требует добавки в качестве полноценной горячей воды и поэтому мы изначально запланировали, что из 10 дней нашего путешествия мы 2 ночи будем базироваться в гостиницах или гостевых домах. Первая такая точка пришлась именно на Кимжу и это было не случайно.

2. Село Кимжа — это очень хороший пример живой (не умершей) северной деревни. Мы с Еленой Викторовной заселились в гостевой дом, договорились о завтрашних экскурсиях и отправились на небольшую прогулку по окрестностям. Ночные фотографии — это, кстати, неплохая альтернатива для унылой чёрно-белой погоды
 photo IMG_6058.jpg

3. Колоритный амбар, который нам приглянулся ночью, оказался частью завтрашней эккурсии.
 photo IMG_6059.jpg

4. Наш автомобиль вызвал большое любопытство у местных жителей, говорят, что до нас тут еще не было автодомов.
 photo IMG_6065.jpg

5. В деревне есть туристическая инфраструктура. Местные жители готовы с удовольствием рассказать и показать свою малую Родину
 photo IMG_6066.jpg

6. К большому удовольствию местных, церковь наконец восстанавливается. Перед реконструкцией она была уже в аварийном состоянии и все беспокоились, что она завалится. Выделение федеральных средств было неравномерным и эпизодическим, но в последний год произошел серьезный прорыв в работах.
 photo IMG_6067.jpg

7. Деревенский быт представлен в избе «Политов дом»
 photo IMG_6072.jpg

8. Многие вещи интересны и красивы
 photo IMG_6073.jpg

9. А многие и вообще не привычные — например вот такая люлька
 photo IMG_6074.jpg

10. Или каблук подбитый «деревянными гвоздями»
 photo IMG_6075.jpg

11. Село крепкое — приятно смотреть
 photo IMG_6079.jpg

12. А это внутри вчерашнего амбара — тут хранятся деревянные кресты, которые уже упали
 photo IMG_6088.jpg

13. Каждый крест имеет множество надписей
 photo IMG_6089.jpg

14. У каждой из который есть свой смысл
 photo IMG_6090.jpg

15. Издалека кажется, что церковь «связана крючком». Настолько она легкая и красивая! Это конечно же «новодел», но через какое-то время он снова обретет свой благородный налет возраста
 photo IMG_6095.jpg

16. Большинство северных деревень стоят на реках, потому что река это та «дорога», которая была задолго до появления грунтовых дорог в этих местах. Крайняя улица всегда повернута окнами на реку
 photo IMG_6100.jpg

17. В Кимже расположены самые северные ветряные мельницы (здесь и много где еще будут фотографии Елены Викторовны)
 photo IMG_2948.jpg

18. Крест во дворе. Это может быть обетный крест, это может быть захоронение (на севере часто хоронили умерших людей рядом с домом), а может это тот случай когда крест переехал поближе к дому, чтобы сохраниться.
 photo IMG_2945.jpg

19. А мы едем дальше — впереди Мезень и Долгощелье.
 photo IMG_6108.jpg

20. Мезень решили оставить на завтра и ушли сразу через Кулой в Долгощелье. В этом году тут очень неплохой зимник и можно ехать довольно быстро. Нам это важно, потому что мы опаздываем к окончанию светового дня
 photo IMG_6115.jpg

21. Есть предположение, что Долгощелье — это конец дороги и мы на пути в него разведали себе дорожку через реку. Заметили его случайно — трактор волоком вытаскивал оттуда рубленный лес. Переправа нечищенная и с довольно глубокими колеями
 photo IMG_6119.jpg

22. Само Долгощелье не обладает никакими достопримечательностями, кроме того, что тут первое место, начиная с Вологды, где мы смогли купить корицу для глинтвейна. В гораздо более крупных и живых поселках и городах этого сделать было невозможно
 photo IMG_6126.jpg

23. Не якутские, но тоже довольно лохматые лошадки.
 photo IMG_6127.jpg

24. За фермой и аэропортом дорога закончилась двухметровым снежным бруствером. Решили возвращаться к той переправе через Кулой и ночевать на другой стороне.
 photo IMG_6128.jpg

25. Внезапно, неудачно остановившись на льду, я ловлю диагоналку и не могу стронутся с места. Достал лопату, но не пойму, что ей делать — мосты свободны, машина ни за что ни цепляется, но переднее правое и заднее левое попало на лёд и при отсутствии межколесных блокировок мы беспомощно зависли.
 photo IMG_2969.jpg

26. Конечно же есть сендтраки, но прежде чем их откручивать пробую подложить под заднее колесо охапку найденного сена и надо же — помогло!
 photo IMG_2976.jpg

27. Немного ядовито обработанных вечерних фотографий
 photo IMG_2977.jpg

28. Поселений с этой стороны нет, только покосы. За сеном и лесом сюда ездит трактор, но вряд ли он приедет ночью.
 photo IMG_6133.jpg

29. Встаем на ночевку прямо поперек снегоходного хода. Тут самый твердый наст и машина стоит ровно.
 photo IMG_6131.jpg

30. Ночью, традиционно, улучшили погоду и показывали звезды. Было слегка морозно и мы с удовольствием гуляли вокруг машины и смотрели на небо. Такое чувство, что это небо принадлежит только нам и мы его полноценные хозяева. У улитки дом всегда с собой! Мы неторопливы и громоздки, но мы полностью автономны и в этом большое счастье
 photo IMG_6138.jpg

31. Утром хорошую погоду куда-то дели…

32. Заехали в Мезень. Когда-то на меня это слово производило большое впечатление, но по факту в поселке нет ничего интересно. Есть только одна фотография — это неожиданная встреча с драйвовчанином. Крайне полезный и очень популярный ресурс этот Драйв2, я вам скажу. Николай нам много рассказал про регион и  очень нам помог с поиском оленя — если бы не он, то вряд ли бы мы на обратном пути везли в заднем отсеке отличную ногу дикого и необузданного оленя
 photo IMG_6151.jpg

33. А мы начинаем движение в сторону республики Коми. Заезжая в деревни, расположенные вдоль нашего пути, мы периодически встречаем довольно странные вещи. Например вот этот деревянный «пепелац»
 photo IMG_6155.jpg

34. Лешуконское — это ужасная дыра. Я много раз слышал это название, произносимое с придыханием, но при всем моем уважении к людям которые там живут, это жуткая дыра. Хотя там и есть аэропорт и АЗС
 photo IMG_6157.jpg

С Лешуконского мы уезаем в сторону Большой Нисогоры. Изначально хотели там и ночевать, но массовое и очень серьезное алкогольное опьянение местых жителей нас переубедило.

35. В Б.Нисогоре есть совершенно шикарная деревянная церковь, расположенная на крутом обрыве у огромной, в этом месте, реки Мезень.
 photo IMG_6158.jpg

36. Если сесть на лавочку и представить, что сейчас лето, то можно надолго замечтаться об увиденной красоте. A летом, наверное, тут очень красиво… (c) — в очередной раз вздохнули мы…
 photo IMG_6169.jpg

37. Обрыв крутой и река здесь действительно очень величественная
 photo IMG_6171.jpg

Мне много раз говорили, что фикс объективы для тревел фотографа не очень удобны. Тот самый случай — чемодан с техникой остался в машине, а на шее только камера с «полтинником». Отойти назад, чтобы сделать «зум ногами» нет возможности, потому как за спиной обрыв.

38. Делаю 5 кадров с «перехлестом» и дома сшиваю их в фотошопе. Никаких дисторсий и искажений — даже если бы я взял с собой «двадцатку», то такого кадра у меня бы не было.
 photo Church.jpg

39. На окраине замечен мотовездеход — странные шины и бедлочные диски
 photo IMG_6179.jpg

40. Жизнь тут остановилась очень давно…
 photo IMG_6183.jpg

Дозаправляемся в Лешуконском и уходим на восток. Солнце село и едем в полной темноте, где-то на дороге фары выхватывают силует человека машущего рукой  — тормозим и разговариваем через чуть приоткрытое стекло с включенной передачей и выжатым сцеплением. Немного выпивший начальник дорожников хотел просто пообщаться — ничего страшного. Потом «приклеившаяся» машина сзади и непонятное чувство — пропустить ее или наоборот не стоит ее пускать вперед себя, потому, что уже почти полночь и «а вдруг…»

41. В итоге все хорошо и мы в полной темноте, врубив все Hella фары что у нас есть, наконец находим съезд к озеру и тут ночуем.
 photo IMG_6185.jpg

42. Ночью несколько раз выходили смотреть северное сияние, но небо было затянуто облаками и ничего не было видно. Но к утру растянуло и наступило синее небо и яркое солнце
 photo IMG_6188.jpg

46. Абсолютное большинство церквей тут заброшено. В советские годы они были клубами и домами культуры, а сейчас не нужны никому. Особенно РПЦ, потому, что «нет прихода — нет дохода…»
 photo IMG_6194.jpg

47. Северные дома, кстати, прекрасны — мы наконец разобрались, что означает «пятистенок» и «шестистенок»
 photo IMG_6198.jpg

48. Пока Лена готовит обед, я лежу под машиной — у нас разделение труда!
 photo IMG_6201.jpg

49. Кстати, очень удобным местом для этого оказалась база дорожников, потому как зимник в основном узкий и торчать там долгое время не очень приятно, даже не смотря на крайне слабый трафик. Интересно, к слову, а кто так истоптал крышу домика?!
 photo IMG_6203.jpg

50. Дорожной отрасли 250 лет, а дорога тут появилась совсем недавно.
 photo IMG_6204.jpg

51. Незатейливый быт дорожных рабочих. Впрочем есть печка и дрова, так что переночевать вполне реально.
 photo IMG_6207.jpg

52. Зимник не очень широк, но довольно хорошо прочищен. Самое глухое место было традиционно между областями, но и то — даже легковушка могла бы там пройти на легком глиссе.
 photo IMG_6209.jpg

53. Новый для нашей карты регион — тут мы еще ни разу не были 🙂
 photo IMG_6216.jpg

54. Лена фотографирует, как я полез на сугроб чистить указатель.
 photo IMG_6219.jpg

55. К слову, человек в флиске еще пару дней назад мучался простуженной спиной.Вот правильно говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки вообще, никогда и ничему не учаться…
 photo IMG_3051.jpg

56. Уазик в Коми. Ксати, реально, самые популярные автомобили тут УАЗы и Нивы
 photo IMG_6221.jpg

57. Баки маленькие — недотянули до Усогорска
 photo IMG_6230.jpg

58. Усогорск такая же дыра, как и предыдущие «крупные населенные пункты». Отъехав от него километров пятьдесят мы встаем ночевать на съезде с дороги оставшемся после дорожников
 photo IMG_6241.jpg

59. Дорога хорошо прочищена и довольно широкая. Местные гоняют по ней «на все деньги», но мы по прежнему очкуем едем благоразумно и расчетливо
 photo IMG_3078.jpg

60. Следы «улетов» с дороги и куски бамперов в снегу мы видели постоянно, но такое в первый раз. Не стоит всё же гонять по зимним дорогам сломя голову, даже если ты местный и если ты в себе уверен
 photo IMG_6255.jpg

61. Мы снова пересекли границу и оказались в Архангельской области, но вот тут уже церкви не деревянные, а каменные. Так будет и дальше, когда мы переедем в Вологодскую.
 photo IMG_6257.jpg

62. Внезапно флешбек из дома — команда Внедорог.ру едет на север! Где еще могли выстретиться москвичи, как не в Урдоме! Парни ушли на Нарьян-Мар в составе четырех машин — ну а мы радостно фотографируемся с оффроуд легендами 🙂
 photo IMG_6267.jpg

63. Дальше был перегон через Великий Устюг, Котлас и Тотьму. Фотографии оттуда есть, но понимания, зачем их нужно показывать, нет.
 photo IMG_6275.jpg

64. Пусть будет эта парочка
 photo IMG_6286.jpg

65. Жутковатая переправа через Вычегду, когда сначала под «кирпич» едешь до середины реки по льду, а когда он заканчивается открытой водой, то перегружаешься на паром.
 photo IMG_6287.jpg

66. Потом был «телепорт» через Солигалич в Чухлому, а потом 1200км марш-бросок до дома.
 photo IMG_6308.jpg

Ровно в 02.00 мы вошли в квартиру и до половины четвертого зачем-то тупили в интернете. Так закончилась наша небольшая северная поездка. Сияния мы по прежнему так и не увидели…

P.S. Катались 10 дней, проехали 4200 километров. Сожгли 614 литров бензина. Самого дешевого — 92го, который сейчас почему-то стал стоить дешевле дизеля. В итоге затраты только на топливо составили 21 тысячу рублей (цена варьировалась от 31 от 40 рублей за литр). Средний расход топлива получился 14.6л на 100 километров при 12ти часах в работы webasto в сутки.

Напоминаю, что Проект: «Я строю внедорожный дом» строится и развивается при многочисленной и очень дружной поддержке:

  • Жилой модуль полностью сварен из алюминия специалистами Triffid Trucks
  • Строительство, обслуживание, тюнинг и дороботки лежат на плечах команды PickupService
  • Лебедки, синтетические троса, шноркель, тент-маркиза и многое другое полезное оборудование установленное на автомобиле носит марку СТОКРАТ
  • Силовой обвес, багажник, хабы,подвеска и многое другое фирмы РИФ предоставлено Автовентури
  • Весь дополнительный свет которым оснащен наш кемпер тщательно подобран и настоен профессионалами команды Off-Road-Light
  • Тепло в нашем внедорожном кемпере вырабатывается при помощи отопителя Webasto, грамотно установленного в техцентре Termo-PRO
  • Великолепные зимние шины от Nokian Tyres Россия
  • Кастомный задний бампер для автомобиля спроектирован и полностью реализован замечательным коллективом BigBender
  • Раздвижные окна жилого отсека специально для меня сделаны силами «Внедорожные Оконные Решения»
  • Поворотные кулаки с бронзовыми вкладышами и кастором +8 от барнаульского СТО Ваксойл-Сервис
  • Потолочная консоль от roof-console.ru
  • Расширители колесных арок, которые совсем скоро будут установлены, от Lapter
  • GPS/GSM трекер отвечающий за запись трека и онлайн слежение за автомобилем от Locme
  • Потрясающая мебель в жилом модуле от Александра «Зодчего»

Огромное вам всем спасибо за помощь и поддержку!!

  • Strange_rr

    По крыше явно козлик ходил — серебряное копытце! )