Было это давно, да вот что-то недавно вдруг вспомнилось…
Когда-то я писал долгие и очень подробные повествования о наших поездках и покатушках. Тут поели, тут поспали, тут красиво, а тут вот просто так картинка. Не знаю, нравилось ли кому-то это читать, но сейчас мне и самому это уже не интересно. Хотя подробно конечно всё изложено, так что если вдруг, то вот…
Однако прошлой зимой, вдруг по синей ностальгической лавочке вдруг вспомнилась эта история и даже поднимался вопрос повторить ту поездку, но потом как-то всё само сошло на нет… Если честно, то не думаю, что участники того вояжа вдруг снова объединят усилия и соберутся на ремейк, но приятные воспоминания меня тем не менее захлестнули. Я уж, простите, не стану излагать всю историю целиком, а только расскажу, самый ее драматический эпизод, предварив конечно ее небольшим описанием что же это было и для чего, ведь не все же тут присутствующие читают мой блог 5+ лет 🙂
Итак, на тогда ещё вполне живом ПикапКлубе возникла тема о том, что можно было бы съездить к заброшенному городу Чаронда. Название это было овеяно романтическими легендами и байками. Когда-то это был крупный населенный пункт, через который проходили торговые пути из архангельской губернии в вологодскую, но со временем он утратил свое значение и ценность и сначала захирел, а потом и вовсе умер. Расположение его оказалось не очень удачным, так как с запада у него были непроходимые болота, а со всех других сторон он был окружен озером Воже. Так вот — собралась команда из 4 экипажей и морозным мартовским праздником мы выдвинулись…
У нас была очень неплохая логистическая подготовка и довольно посредственная техническая. То есть подготовленными у нас были только две машины, которые имели лебедки и довольно крупные колеса, само собой, по тогдашней моде, это были МТ колеса. Как только обслуженный зимник закончился, мы все стравили колеса и с разной степенью успешности поперли в сторону охотничьего домика, расположенного на берегу озера и где мы должны были базироваться эти дни. Андрей на Nissan np-300 пробивал довольно глубокий снег и садился, далее Женя на Mazda bt-50 его сдергивал назад и всё повторялось заново. Двигались они так довольно ловко, чего не сказать о двух других автомобилях…
Оставшиеся участники — это я на своем Ford Ranger и еще Люба с мужем Андреем на Mitsubishi l200. Лебедок у нас нет, а по нарытой глубокой колее после двух первых машин нам идти никак не удается. Мы конечно потыркались, покопали лопатками, даже еще немного подспустились, нас немного поддернули вперед и стало очевидно, что эти две машины протащить будет крайне трудно. По крайней мере не в тот временной интервал, которым мы располагали.
Было принято решение забрать необходимые вещи, машины бросить прямо там, а самим при помощи снегохода поддержки перебазироваться в домик.
Женя и Андрей с Виктором решили пробовать доехать до домика на двух машинах. На самом деле, за некоторое время до нашего старта стало известно, что лёд встал не очень хорошо и даже на реке, которая в отличии от озера, обычно неплохо промерзает, провалилась машина. Чтобы не отменять планы мы договорились на то, что нас будет ждать 3 снегохода которые нас забросят к Чаронде, а потом вернут обратно. Это конечно было не совсем то, что мы планировали, но тем не менее все равно интересно и лучше чем ничего. Ребята в тот день, кстати, действительно смогли проехать на своих машинах до домика, но уже совсем поздно и с не очень приятными новостями.
Пока рубились на ниссане отказал генератор и пропала зарядка, а также, по какой-то причине, перестало еще много чего работать, включая свечи накаливания. Если с электричеством вопрос был более менее решаемый, его добывали из прекрасно работающей мазды, то со свечами было грустно — потому как морозы стояли довольно приличные и по прогнозу температура должна была еще упасть.
Так как на ходу осталась только одна машина, то мы решили воспользоваться запасным планом. Мы погрузились в снегоходные сани и поехали в Чаронду.
На самом деле, как это часто бывает, легенды оказались гораздо красивее, чем сама цель. По факту это частично брошенная деревня, на берегу которой стоят останки довольно красивой церкви, в которой в советские годы размещался дизель-генератор и собственно всё.
Часть деревенских домиков выкупили местные рыбаки и даже облагородили их сайдингом. Еще там был «губернатор» — забавный мужичок и единственный постоянный житель заброшенной Чаронды. Пофоткав немного заброшенных деревенских домов и вдоволь надышавшись свежим морозным воздухом мы выдвинулись обратно к месту базирования у домика.
Дело в том, что дороги к домику тоже толком нет, и пока ребята ехали к нему они местам уже, вынужденно шли по льду озера. Бросить тут «умершую машину» не представлялось возможным, потому как эвакуировать ее потом, когда лед растает было бы очень сложно. С утра, когда немного прогрелся воздух, парни наловчились заводить мотор ниссана с помощью эфира и теплого аккумулятора с мазды и сейчас было принято решение, пока он окончательно не умер, перегнать его на «материк», туда, где уже стояли форд и митсубиси.
Задача осложняется тем, что электричество на вес золота и его нужно экономить. Глохнуть никак нельзя, да и ехать надо как-то получше чем вчера. Травятся колеса уже на совсем и мы выезжаем. Андрей и Евгений довольно ловко вчера прокачали свои навыки езды по снегу, а может за ночь колею по которой они шли немного прихватило, но до берега мы дошли совсем быстро и легко. Девчонок с Андреем и хозяином домика Юрой мы оставили в домике, за приготовлением праздничного ужина, а сами поехали вчетвером — Андрей с Виктором впереди на ниссане, а я с Женей сзади на мазде.
Уже было видно брошенные в снегу пикапы, когда в остатках заходящего солнца показался купол церкви. Не знаю, было ли так задумано или, что более вероятно, это было спонтанное решение, но наш полумертвый ниссанчик, который мы мечтали только бы доставить до большой земли бодро вывернул руль и резко помчал по заснеженному озеру в направлении чуть виднеющейся церкви. Азарт и адреналин брызнул в кровь и мы не сговариваясь рванули за ним. Буквально через несколько десятков метров впереди идущая машина резко просела, в стороны полетела вода и повалил пар. Мы как вкопанные остановились.
Не знаю, что было в головной машине, но мы с Женей, даже глядя на это со стороны, охренели. Наверное, какие-то слова у нас всё таки вырвались в тот момент, но это были только отрывистые фразы из ничего конкретно не обозначающей обсценной лексики. Обсуждать было особо нечего — если этот ниссан утопить сейчас в озере, то проблемы с его эвакуацией решаться сами собой…
На самом деле машина не провалилась под лед. Это был толстый слой снега, под которым стояла не замерзшая, по какой-то причине, вода. Радости это тоже особо не прибавляло, если даже вода не замерзла, то вряд ли лед как следует промерз. Но остановить никого уже было нельзя, да и желающих останавливать особо не было.
Тактика передвижения была довольно простая — ниссан пер на полном газу вперед, и когда садился быстро пытался откопаться силами штурмана. Мы же смотрели на это с некоторого удаления, чтобы не увеличивать давление на лед в данном локальном месте.
Но так как машина проваливалась довольно сильно, то довольно часто приходилось ее сдергивать лебедкой назад. Для этого Женя подъезжал, по возможности, не слишком близко и лебедил ниссан. Мы в какой-то момент обсудили даже, что будет если одна из машин начнет вдруг резко проваливаться — нужно ли тогда будет быстро обрезать лебедочный трос ножом или наоборот это будет единственный шанс потом ее извлечь, но дальше рассуждений дело не пошло. Точной стратегии на случай ЧП у нас не было.
Собственно вот так выглядит заснеженное озеро Воже. Выбирать особо нечего поэтому первая машина просто шла по прямой. Мы в свою очередь шли за ней след в след, так как считали, что раз первая не провалилась то и мы вроде как не должны.
Чтобы не «засесть» мы, второй машиной, шли на совсем уж полном ходу выкидывая из колеи огромные фонтаны парящей на морозе воды. Иногда правда тоже садились и тогда уже головная машина сдергивала нас вперед. На этом фото я уже не помню кто кого спасает, но это и не важно. Важно было то, что солнце стремительно садилось и обратно мы похоже должны были уже ехать в темноте. Напомню, что на ниссане не работает генератор и даже без печки и фар электричество в нем медленно кончалось. Понимания того, когда именно и где оно иссякнет окончательно у нас было довольно приблизительное.
Ни тогда, ни потом я не мог вспомнить — сколько же времени занял этот спецучасток. По ощущениям было и «в одно мгновение» и «вечность» одновременно. Помню как Женя сказал мне: убрал бы рюкзак на заднее сиденье, что ты его на руках-то держишь! Если вдруг, что — не выскочишь же…» В его словах было разумное зерно, но в рюкзаке были столь любимые мне объективы и новенькая зеркальная камера и без них, если вдруг что, мне выскакивать совсем не хотелось..
Расстояние от берега до Чаронды около 12 километров, сейчас я посмотрел по данным в фотографиях и знаю, что мы преодолели его за 40 минут. Мы сфотографировали машины на фоне церкви, сфотографировали свои ошалевшие морды, выпили прямо из бутылки по глотку виски, которое впрочем никак не повлияло на наши распаленные адреналином организмы и что есть силы рванули обратно.
Насколько сейчас помню, то ехали по своему же следу. Воду довольно быстро прихватило, так как мороз был сильно за 20 градусов и на обратном пути лебедились всего несколько раз.
Вся вода , что попала на подвеску и агрегаты замерзла и при движении издавала жуткие звуки.
Состояние аффекта от того, что «мы это сделали» медленно перерастало в усталость и легкий стресс. Сейчас, на обратном пути, уже действительно было страшно и провалиться совсем не хотелось. Я помню даже пытался прикинуть, сколько идти до домика пешком и реально ли будет туда дойти на таком морозе в мокрой одежде.
Машины по прежнему проваливались, причем порой довольно сильно, в ниссане начали гаснуть лампочки приборки, берег приближался, но почему-то очень медленно.
В какой-то момент, что-то даже чудило в лебедке, которой сегодня прилично довелось поработать.
Каких-то десять с небольшим километров, причем не по северному ледовитому океану, а всего то лишь по торфяному вологодскому озеру, но нам казалось, что это был подвиг. Все были мягко говоря довольны программой максимум и тем как слаженно и четко сработала вся команда.
Телефоны тут не работали, поэтому нас никто не искал, хотя в домике наверняка уже волновались из-за нашего долгого отсутствия. Но так как никому и в голову не могло придти, что же мы учудили, то волновались они не сильно. Больше для приличия и от того, что праздничный ужин стынет.
Электричества в ниссане хватило точно до места парковки ранее брошенных машин. Мы оставили его там третьим горемыкой, а сами, все погрузившись в мазду, быстро и легко, уже нигде не застревая, долетели до домика.
Потом мы долго и шумно отмечали международный женский день, ели вкусную еду и пили не менее вкусные напитки, громко и эмоционально рассказывали второй половине группы о нашем приключении и все были очень счастливы…
С тех пор прошло почти пять лет. В прошлом году по синей ностальгической лавочке вдруг снова вспомнилась эта история и даже поднимался вопрос повторить ту поездку, но потом как-то всё само сошло на нет…