Сказ про то, как я был туристическим гидом


Рассказ о моих личных впечатлениях о работе гидом в туристической группе Терранавтика…

Если честно, то изначально я не собирался писать этот пост, хотя эмоции для меня в той поездке, наверное, наиболее интересные и важные. Но так как русский туристический интернет последнюю неделю довольно активно со всех сторон обсуждал и комментировал данную тематику в контексте отношения «коммерческий турист» vs «внедорожный туроператор», то я вспомнил свой небольшой, но личный опыт и решил облечь его в буквы и слова. Итак, сразу предупреждаю, что пост будет в основном из текста, а фотографии тут практически не несут никакой смысловой нагрузки

Чтобы быть «хорошим гидом», в моём понимании, для группы людей, которые приобрели путёвку на внедорожное приключение, я мыслил и руководствовался следующим образом:

  • В первую очередь гид должен знать, куда ехать. Взять машину напрокат и бесцельно шарахаться из стороны в сторону, не найдя половины точек, а другую посетив в нережимное или неудобное время можно и самому. Если людям нужен гид, значит, они хотят получить концентрированное впечатление, равномерно и насыщенно распределённое по имеющемуся таймингу и отведённые даты.  То есть для начала гид должен точно знать куда и как ехать, какая предстоит дорога, сколько она займёт времени и сил, держать в уме некую градацию запланированных точек, чтобы в случае если график начинает смещаться, выбрасывать малозначительные и оставлять наиболее интересные локации и прочее и тому подобное. То есть маршрут должен быть прокатан и хорошо знаком. Чем лучше он прокатан, тем более ладно сложится в итоге пазл.
  • Гид отвечает за технику, оборудование, гаджеты и прочее. Во вверенном мне автопарке были четыре кемпера на базе импортных пикапов и, собственно, машина сопровождения на базе ГАЗ Соболь 4×4.  Каждый из этих автомобилей имеет свои особенности и специфику, с которыми освоиться людям, видящих их в первый раз, будет не просто. То есть помочь поднять или сложить крышу, запустить и настроить комфортно вебасту, установить общий шатёр, настроить горелки/грили и прочее костровое, выдать всем что-то из общего оборудования или продуктов питания тоже относится к работе гида.
  • Коллектив может собраться разный и совершенно необязательно, что люди будут с опытом автомобильного или какого-то ещё туризма. Но задача гида в том, чтобы в итоге понравилось всем. Чтобы на маршруте присутствовали и внедорожные участки, где можно будет попробовать машину «в деле» и получить от этого некоторый адреналин, чтобы были видовые, читай эффектные, места для фотосъемок и просто созерцания — ради которых собственно все и приехали, чтобы вечерний лагерь стоял в красивом и комфортном месте. То есть нужно организовать некую палитру развлечений для всех.
  • В идеале гид должен быть неким центром притяжения для всей команды. Конечно, если компания уже сложившаяся из людей ранее хорошо знакомых между собой (корпоративный выезд, день рождения или аналогичное) то может и наоборот, лучше быть незаметным, чтобы не мешать людям комфортно отдыхать. Но если они видят друг друга первый раз, то просто молча выдать им стулья и шатёр будет неправильно. Вечерние посиделки с байками и шутками — один из наиболее важных элементов в общей картине путешествия. Это как раз то, что придаёт полученным эмоциям финальные штрихи и превращает поездку именно в путешествие, а не в перемещение на автомобилях из пункта А в пункт Б по заданному треку.

Гид отвечает за безопасность техники в том смысле, что движение и езда на автомобилях должна быть организована так, чтобы автомобили по возможности не получили повреждений, несовместимых с дальнейшим перемещением. В моём случае я решал это следующим образом — исключил из трека глубокий брод, заменив его на тот, что при любом раскладе был безопасным. Плюс я во время движения ехал первым и возглавлял колонну, тем самым определяя направление движения, скорость движения и проверяя сложные места самостоятельно, чтобы потом по рации дать остальным советы, какой стороны в броде лучше держаться, есть ли под водой какие-то крупные камни или брёвна, что и как из внедорожного арсенала нужно будет заблаговременно включить для правильного прохождения конкретного участка.

Так как основное оборудование для обеспечения лагеря и приёма пищи расположено в автомобиле гида, то фактически я постоянно находился «на раздаче». Детям нужны чашки — только я знаю, где они лежат, нужны салфетки и бумажные полотенца — проще выдать самому, чем объяснить, где они и как до них добраться,  организовать доступ к холодильникам, посуде, продуктам и всему остальному — это тоже работа гида и тех людей, которые у него в подчинении, если такие, конечно, имеются.

По сути гид — это такой микс пионервожатого и аниматора. Его задача, чтобы все были сыты, довольны, веселы и радостны. Чтобы никто не потерялся, не отстал, не грустил и не травмировался. Чтобы вернувшись домой люди потом ещё долго и с удовольствием вспоминали эту поездку и мечтали поехать в таком формате куда-то ещё. Способы и методы для реализации этих задач могут быть разными, но результат должен быть одним — люди должны быть в восторге. А иначе зачем они платили деньги?!

На самом деле, всё, что тут написано, не является никаким руководством к действию и сводом каких-то правил. У меня слишком мало опыта в этой сфере, чтобы давать какие-то советы или кого-то учить.  Этот текст больше рассказывает о том, как Я видел и как Я справлялся с обязанностями гида в недельной поездке по Кольскому полуострову в рамках работы в команде Терранавтика

Так как у меня нет возможности оценить себя со стороны туристов, чтобы сказать хороший в итоге был из меня гид или нет, то я могу рассказать только о своих впечатлениях.

Мне понравилась эта работа, но нужно понимать, что это именно РАБОТА, а не собственное путешествие, в компании незнакомых тебе ранее людей, заплативших тебе еще за это деньги. Это тяжёлый труд, который утомляет и выматывает как физически, так и морально. Это очень большая ответственность и большая нагрузка. Но в целом мне очень понравилось.

Ещё нужно сказать, что мне повезло с людьми, которые были в нашей группе. У нас не было конфликтных или капризных людей, всем всё очень нравилось и все были всем довольны.  Мне все помогали во всём, что я делал, будь то: постановка шатра, приготовление еды, помывка посуды и прочее.

На мой взгляд это была идеальная группа. Понятное дело, что если ездить много и часто, то так не будет всегда, потому что люди все разные и статистика рано или поздно подкинет сюрприз, но мне пока везло и в случае, когда я «продавал» индивидуальные билеты космическим туристам на свой магаданский трип, и в этой группе.

P.S. На самом деле, этот пост написан только с одной целью! Благодаря Владу и Насте (наши фото и видео операторы в этой поездке) у меня есть какое-то огромное количество фотографий себя, которые совершенно некуда было деть, а теперь вот нашлось применение 🙂

P.S.2. Единственный шуточный отзыв о моей «работе гидом» когда-то давно написал Даня, с которым мы вместе ехали Хакасия-Тыва-Алтай во время моего #longway2magadan. Но нужно понимать, что тот опыт космического туризма никак нельзя отнести именно к туристической услуге, скорее это было путешествие двух товарищей с софинансированием этого вояжа.

  • Максим Буквич

    Мне кажется, что большинство людей, которые не понимают, за что в таких выездах платятся деньги никогда ничего не организовывали. И весь их драгоценный опыт в лучшем случае состоит в паре клубных покатух, через пару луж в 50 км от дома. И даже там они их не организовывали.
    Я бы и сам наверное с радостью пользовался таким видом услуг. Однако иногда в свой отпуск хочется ехать в одну машину и в своем темпе, который комфортен мне и моей машине, а не ехать, как ты правильно заметил, в пионерлагерь.
    Ибо сколько сил стоит проложить хороший маршрут, особо если с погранзонами и другими зонами я прекрасно предстваляю. Жаль нет услуги «по вашему заказу берем все оформление на себя». Вот это бы реально выручало!

  • Сергей Лукьянов

    Гидом работал в далеких 80-х на всесоюзном маршруте «Сплав по Белой на плотах». Могу сказать, что гид — это папа, мама, доктор, «дежурные уши», повар, будильник, сказочник на ночь (а на день тем более), переговорщик, краевед, строгий начальник, мастер-дровосек…. И еще много чего, о чем деликатно умолчу