Теплый Север — 2014. Часть 2. Полярный Урал.

 photo IMG_7189.jpg
Итак, мы на полярном круге. Короткая экскурсионная прогулка по уникальному городу, разделенному полярным кругом на две части, и мы переходим к «сладкому», собственно к тому, зачем мы сюда и приехали….

Программа посещения Салехарда у нас была самой минимальной. Стеллы, мамонт, паровоз и, конечно же, консервный завод. Консервный завод — это самое интересное — там продаются сувениры!!!!  Ну, в самом деле, вы же не магнитик хотите из ЯНАО привезти 🙂 В магазин стоит заходить только вооружившись википедией. Муксун, нельма и прочие незнакомые наименования для жителя средней полосы.

Ну и главная цель – тушенка из оленины. Про тушенку нам рассказали забавную историю. Так как своего консервного завода в Салехарде нет, то туши оленей отправляют в Курган, а уже оттуда они возвращаются упакованные в аккуратные жестяные банки. Вот такие олени-путешественники ждут нас в этих банках!

2. Мамонт
 photo IMG_7013.jpg

3. Автомобильчик наш бодр и весел. Никаких серьезных трудностей пока на его долю не выпало и он сияет московской чистотой. Да-да, трудно поверить, но за почти три с половиной тысячи километров не было истрачено ни грамма незамерзайки и автомобильчик сохранил свежесть и чистоту. Редкая удача!!!
 photo IMG_7014.jpg

4. Заехали посмотреть на Обдорский городок. Ничего особенного. Свеженький и чистенький, готовится к празднованию масленицы.
 photo IMG_7020.jpg

5. Вид с холма на порт. Сейчас жизнь тут замерла и ждет того момента, когда Обь вскроется из подо льда.
 photo IMG_7021.jpg

6. Памятник «501 стройке». Удивительный проект, к разговору о котором мы вернемся в следующей части нашего повествования
 photo IMG_7028.jpg

А пока снова о «тойоте на больших колесах». Как совершенно правильно угадало большинство читателей прошлого поста, это легендарный заполярный «джипер» Женя Сказка. Евгений с первой же секунды нашей встречи заключил нас в объятия своего гостеприимства, полностью взяв на себя заботу о нашем быте, проживании и развлечении.

Отдельно нужно рассказать об уникальной тактичности этого человека. Так, узнав, что мы собрались в пургу, плохую видимость и сильный ветер совершить восхождение на Райиз он вместо того, что бы начать гомерически смеяться снабдил нас подробнейшими инструкциями и даже, со словами: «может, пригодятся…», выдал нам снегоступы!!!

Забегая вперед скажу, что отсутствие у нас необходимого опыта никак не сказалось на чувстве самосохранения: когда мы внимательно оценили погодную обстановку, непосредственно перед началом подъема, то с глубоким сожалением вынуждены были отказаться от этой затеи.

Совершив вечером пару звонков, Евгений сказал, что завтра еще две машины туда же поедут и у нас даже будет компания. А компания — это хорошо…

Утром стартуем на запад. Наш путь лежит мимо поселка Харп, известного тем, что в нем расположена самая северная колонией «Полярная сова». Знаменито данное учреждение ФСИН  еще и фактом, что там в суровых северных условиях содержались самые отъявленные негодяи, маньяки и убийцы. Стоит назвать лишь несколько, чтобы стало понятно: битцевский маньяк, выживший террорист из Беслана, печально известный милиционер Евсюков и до недавнего времени …. Платон Лебедев! Вот такая разношерстная компания.

7. Но наш путь лежит дальше, съезжаем на окраине города с трассы и движемся вдоль нитки железной дороги.
 photo IMG_7031.jpg

8. В первый же серьезный подъем наш автомобиль не может забраться  и начинает рыть. Но мы люди не гордые, отвертку в руки и сдуваем шины до одной атмосферы. Волшебное действие, которое я в последнее время перестал лениться делать и которое никогда меня еще не подводило. Попутчики меня, правда, в этом не поддержали.  Причем если мотивацию Руслана я еще могу понять – большие колеса, три блокировки, чудовищные низы, то прадик, как мне кажется, поступал опрометчиво. Но, как говорится, не мне учить, тем более, что он в эту горку зашел без каких-либо проблем.
 photo IMG_7032.jpg

9. По дороге встретили снегоходчиков. Один на  «бомбардье», другой на «Тайге», один едет, другой постоянно ломается — все логично.
 photo IMG_7035.jpg

10. Судя по карте мы уверенно пробираемся в самое сердце Полярного Урала, но в соответствии с безотказно работающим законом подлости мы ничего вокруг себя не видим.
 photo IMG_7037.jpg

11. Пурга и ветер при низкой облачности — это лучшие условия для съемки эффектных кадров в данной местности.
 photo IMG_7038.jpg

12.
 photo IMG_7039.jpg

13. Подъехали к горному массиву Райиз – вот подъем, но как говорится — в следующий раз.
 photo IMG_7042.jpg

В конце марта тут проводится массовое восхождение на вершину в рамках широко празднуемого дня оленевода. В хорошую погоду этот маршрут доступен большинству физически здоровых людей, а сверху открывается прекрасный вид. В нашем случае о каких-либо видах речи вести не приходится. Да и подъем в подобных метеоусловиях нам, очевидно, не по зубам.

14. Руслан вежливо дождался того, что мы сами примем решение отказаться от восхождения и только потом подтвердил разумность этого решения.
 photo IMG_7043.jpg

15.
 photo IMG_7046.jpg

Решили двигаться дальше, проедем сколько можем. Руслан прет ледоколом, потом я и прадик замыкающим.

16. Доехали до реки Собь. Поверх льда огромная наледь. Мы осторожничаем, а Руслан резвится.
 photo IMG_7051.jpg

17. Наледь не толстая, во многих местах из под нее выступает вода и кое-где автомобиль может даже проломить ее, но полностью под воду он не уйдет, ниже уровнем есть настоящий толстый лед. Эта вода круглый год стекает с гор и намерзает поверх уже скованной морозами Соби причудливым голубым льдом.
 photo IMG_7052.jpg

18. А вот наледь вздулась здоровым пупырем. Говорят, что она бывает и больше и голубее. Но нам сравнивать не с чем, поэтому все нравится
 photo IMG_7054.jpg

19. Окидываем взглядом окрестности
 photo IMG_7055.jpg

20. Трудно представить себе как тут все выглядит при хорошей погоде с ярко голубым небом. Судя по снимкам в panoramio погода тут особо не балует и большинству достаются именно такие виды.
 photo IMG_7057.jpg

21. Ходим, гуляем, фотографируемся. Ветер такой, что по льду можно ехать просто повернувшись спиной к потоку воздуха
 photo IMG_7062.jpg

22. Пока мы гуляем, под машиной расползаются красивые трещины. Кстати, на этом фото хорошо видно, как спущены колеса. Проходимость даже при столь незначительном снижении давления возрастает в разы.
 photo IMG_7067.jpg

23. Ну порезвились и едем дальше, пока еще хоть чего-то видно. Зрение, к слову, довольно быстро утомляется от всего этого белоснежного царства, а очки не очень помогают, потому как снижают доступ к глазами и без того небольшого количества света
 photo IMG_7076.jpg

24. Короткий участок дороги по лесу. Тут практически не переметает и едется легко
 photo IMG_7080.jpg

25. Дальше дорога идет прямо по льду реки. Можно было бы бояться, но в нашей колонне первой уверенно идет машина, визуально гораздо тяжелее нашей, да и Руслан здесь далеко не первый раз.
 photo IMG_7081.jpg

26. Тут будет интересно немного рассказать про данный автомобиль. Большие колеса, минимум веса, все блокировки, на машину установлен 4.2 атмосферный мотор в дополнение к мостам с главными парами от чахлого 2.8 и на фоне такого серьезного арсенала отсутствие лебедки не могло меня не заинтересовать. Оказалось, это специфика местного оффроуда. Вот эти жалкие деревца, которые вы видели на предыдущем снимке, имеют крайне слабую и неглубокую корневую систему, поэтому лебедиться за них никак не получается. Они просто массово выкорчевываются и все. Вот такая вот любопытная информация.
 photo IMG_7232.jpg

27. Где-то там вдалеке граница с Коми и самая северная стелла границы Европа-Азия.
 photo IMG_7086.jpg

28. Наслаждаемся минимализмом гор Полярного Урала. Да это не Тянь-Шань, но свое очарование есть и в них.
 photo IMG_7087.jpg

29.
 photo IMG_7088.jpg

30. Как вам дорожка? Ехать легко, приятно, вот только немного очково волнительно
 photo IMG_7094.jpg

31. Дальше колея пошла сильно переметенная, но нам было уже интересно. Руслан и мы прошли без каких-либо проблем, а вот прадик вдруг подсел.
 photo IMG_7106.jpg

32. Началась спасательная операция. Патруль возвращается за «управляй мечтой» и пытается его вызволить.
 photo IMG_7107.jpg

33. Ведутся консультации на тему как, чем и что к чему
 photo IMG_7109.jpg

34. Наше дело маленькое. Стоим и смотрим вдаль. Эта фотография сделана как раз на самой дальней точке нашего маршрута. Если кому то вдруг интересно N66°58’28,95″ E65°36’00,47″
 photo IMG_7110.jpg

35. Тем временем вызволение «лэнд крузера» затягивалось. Он успел прилично нарыть и хорошо «прилипнуть».
 photo IMG_7115.jpg

36. Руслан набивает себе колею, чтобы потом по ней было проще сдернуть прадо с насиженного места. Веревка, как озвучено, хоть и обладает динамическими качествами, но на мой взгляд в недостаточной мере. Поэтому тянуть тяжелую и прилипшую машину трудно.
 photo IMG_7121.jpg

37. В дело вводится план «Б». Идея выдернуть прадо на лед реки, которая проходит параллельно колее, что уже прилично разворотили. Для этого патруль сдает назад и заходит на лед.
 photo IMG_7124.jpg

38. Процесс затянулся настолько, что нас уже догнали снегоходчики, успевшие и починиться и съездить куда-то по своим снегоходным делам
 photo IMG_7125.jpg

39. Зайти по льду это только звучит легко и просто. На деле это выглядит сначала так…
 photo IMG_7133.jpg

40. А потом, когда задний мост тяжелого патруля, проломил лед и правое колесо ушло в воду, и вот так!
 photo IMG_7131.jpg

41. Теперь у нас две недвижимости и можно расслабиться. Пока фотографировались и думали, как лучше поступить, используя наш пикап, чтобы не получить три недвижимости из за горизонта появилось «оно»!
 photo IMG_7134.jpg

42. Я, не зная, что здесь такое оживленное движение, бросил машину прямо на фарватере. И сейчас я немного нервничал глядя на стремительное приближение ГТСки
 photo IMG_7145.jpg

43. Но все обошлось, и вездеход, ловко разминувшись с пикапом, направился прямо к нам
 photo IMG_7148.jpg

43. Нужно сказать, что тут все было прекрасно. И экипаж, и, собственно, сам снего-болотоход
 photo IMG_7151.jpg

44. Даже не знаю, что может быть более естественным в данном пейзаже 🙂
 photo IMG_7154.jpg

45. При поддержке гусеничной техники все «недвижимости» превратились движимости. От «танкистов» же узнали, что дальше нашей компании соваться неразумно, что в принципе всех устраивало. Уровня нужного экстрима все достигли, ожидать при такой погоде каких-то вновь открывшихся красот было трудно, а Воркуту в качестве цели никто не ставил. Принято было решение поворачивать оглобли.
 photo IMG_7162.jpg

Единственное, что так как я в составе головной команды изначально довольно ловко успел проскочить далеко вперед, то сейчас я оказался отрезанным от основной группы перепаханным двумя автомобилями и гусеничным вездеходом целиной. От таких новостей я необычайно разволновался и даже еще немного стравил шины.

Самостоятельно выйти из засадного места  мне чуть-чуть не хватило динамики, но подсел уже на самом финише, почему был все равно очень доволен. Меня оперативно поддернули и мы, заняв прежний порядок, рванули назад, потому как ГТСка, чтобы не разбивать нам дорогу любезно согласилась дать нам небольшую фору.

46. Движение было наше стремительным, но не долгим. Лендкрузер выкинуло из колеи, и он снова засел. Руслан стал его спасать и тойоту довольно неприятно раскорячило. Дальше началась очередная спасательная операция, осложняемая тем, что уронить «легенду» на бок ни у кого не было желания.
 photo IMG_7199.jpg

47. Прадик тянули в противоположную сторону, а он упрямо упираясь пахал целину вдоль набитой колеи
 photo IMG_7202.jpg

48. Мы ожидая конца данного действия рассматривали окрестности, обсуждали возможные причины, по которым владельцы тойот столь неохотно расстаются с имеющимся у них в колесах воздухом, а также развлеклись полезными делом, которое в обязательном порядке показано всем внедорожникам с независимой подвеской после ледово-водяных приключений.
 photo IMG_7178.jpg

49. Минимализм и красота, тлен и безысходность Полярного Урала
 photo IMG_7189.jpg

50. А вот собственно и то самое романтическое действие, столь красноречиво демонстрирующее единение душ владельца и внедорожника
 photo IMG_7190.jpg

С какой собственно целью я так разлегся, наконец, поинтересуетесь вы?! Езда по воде в отрицательные температуры приводит к обмерзанию элементов подвески и агрегатов. И если лед на рычагах, рулевых тягах и аммортизаторах просто досаждает при езде жуткими звуками, то значительное обмерзание нижней лопатки рычага может привести или к повреждению пыльника ШРУСа или к срыву хомута его фиксирующего. И то, и другое грозит нам ненужным геморроем даже в случае своевременного диагностирования данной неприятности. А в случае разгильдяйства и невнимательности механика-водителя и повреждением данного агрегата с последующими дорогостоящими вложениями (привод в сборе на Ford Ranger стоит около 18000р. есличо)

51. Поэтому я, имея в активе довольно много времени, аккуратно освободил подвеску от излишнего льда.
 photo IMG_7198.jpg

52. Солнце в какой то момент предприняло попытку скрасить унылые будни «северных экспедиционеров», но картина получилось пост-апокалиптической, как будто вдруг наступила ядерная зима.
 photo IMG_7206.jpg

53. В этот момент будет очень уместно упомянуть компании, которые не жалея сил и средств, поддерживают нашу команду. Эти прекрасные люди заслуживают исключительных респектов и уважухи. Уверен, что всем будет интересно в очередной раз услышать их наименования: это производитель надежного внедорожного оборудования для пикапов и внедорожников Triffid Trucks и крупнейший интернет-магазин 4х4 товаров для внедорожников и их владельцев Фабрика монстров
 photo IMG_7214.jpg

54. Что можно сказать про Полярный Урал? Мы увидели его ровно на столько, чтобы нам захотелось сюда вернутся, и такие планы даже есть, но в следующий раз хотелось бы сделать это летом.
 photo IMG_7234.jpg

55. Ну и он, в свою очередь, прощаясь с нами, сбавил гонор и немного показался нам из-за снежной пурги.
 photo IMG_7235.jpg

56. Сдержанно, сурово, но тем не менее красиво. Определенно, все это было не зря!
 photo IMG_7255.jpg

58.
 photo IMG_7256.jpg

59. Ну а мы выскакиваем на окраину поселка, и вот вам всем немного яркого и радостного Харпа!
 photo IMG_7261.jpg

60. Здесь кипит жизнь и бьет ключом позитивная энергетика. Не зря, мне кажется, колонию для пожизненно осужденных расположили именно здесь
 photo IMG_7262.jpg

61. Ну а наш Салехардский этап заканчивается. Завтра мы отправляемся в Надым по зимнику, проложенному вдоль трансполярной магистрали или, как еще ее называют, легендарной сталинской 501 стройки.
 photo IMG_7276.jpg

P.S.  Отдельно хотелось бы сказать о том, что очень часто, отправляясь за дикой природой в отдаленные уголки нашей необъятной земли, судьба преподносит подарки в виде знакомства с удивительными людьми. В этот раз нам повезло повстречать на пути вот этого невероятно душевного человека. Спасибо Евгению от нас за все. Мы будем очень рады, если наши пути пересекутся еще раз.

P.S.2> Я очень люблю фотографироваться с хорошими людьми, но при этом у меня почему-то всегда вот такая дебильная рожа — наверное потому, что в этот момент позитивные эмоции переполняют меня через край.
 photo IMG_7277.jpg

Ну а продолжение следует…