Итак, мы на полярном круге. Короткая экскурсионная прогулка по уникальному городу, разделенному полярным кругом на две части, и мы переходим к «сладкому», собственно к тому, зачем мы сюда и приехали….
Программа посещения Салехарда у нас была самой минимальной. Стеллы, мамонт, паровоз и, конечно же, консервный завод. Консервный завод — это самое интересное — там продаются сувениры!!!! Ну, в самом деле, вы же не магнитик хотите из ЯНАО привезти 🙂 В магазин стоит заходить только вооружившись википедией. Муксун, нельма и прочие незнакомые наименования для жителя средней полосы.
Ну и главная цель – тушенка из оленины. Про тушенку нам рассказали забавную историю. Так как своего консервного завода в Салехарде нет, то туши оленей отправляют в Курган, а уже оттуда они возвращаются упакованные в аккуратные жестяные банки. Вот такие олени-путешественники ждут нас в этих банках!
2. Мамонт
3. Автомобильчик наш бодр и весел. Никаких серьезных трудностей пока на его долю не выпало и он сияет московской чистотой. Да-да, трудно поверить, но за почти три с половиной тысячи километров не было истрачено ни грамма незамерзайки и автомобильчик сохранил свежесть и чистоту. Редкая удача!!!
4. Заехали посмотреть на Обдорский городок. Ничего особенного. Свеженький и чистенький, готовится к празднованию масленицы.
5. Вид с холма на порт. Сейчас жизнь тут замерла и ждет того момента, когда Обь вскроется из подо льда.
6. Памятник «501 стройке». Удивительный проект, к разговору о котором мы вернемся в следующей части нашего повествования
А пока снова о «тойоте на больших колесах». Как совершенно правильно угадало большинство читателей прошлого поста, это легендарный заполярный «джипер» Женя Сказка. Евгений с первой же секунды нашей встречи заключил нас в объятия своего гостеприимства, полностью взяв на себя заботу о нашем быте, проживании и развлечении.
Отдельно нужно рассказать об уникальной тактичности этого человека. Так, узнав, что мы собрались в пургу, плохую видимость и сильный ветер совершить восхождение на Райиз он вместо того, что бы начать гомерически смеяться снабдил нас подробнейшими инструкциями и даже, со словами: «может, пригодятся…», выдал нам снегоступы!!!
Забегая вперед скажу, что отсутствие у нас необходимого опыта никак не сказалось на чувстве самосохранения: когда мы внимательно оценили погодную обстановку, непосредственно перед началом подъема, то с глубоким сожалением вынуждены были отказаться от этой затеи.
Совершив вечером пару звонков, Евгений сказал, что завтра еще две машины туда же поедут и у нас даже будет компания. А компания — это хорошо…
Утром стартуем на запад. Наш путь лежит мимо поселка Харп, известного тем, что в нем расположена самая северная колонией «Полярная сова». Знаменито данное учреждение ФСИН еще и фактом, что там в суровых северных условиях содержались самые отъявленные негодяи, маньяки и убийцы. Стоит назвать лишь несколько, чтобы стало понятно: битцевский маньяк, выживший террорист из Беслана, печально известный милиционер Евсюков и до недавнего времени …. Платон Лебедев! Вот такая разношерстная компания.
7. Но наш путь лежит дальше, съезжаем на окраине города с трассы и движемся вдоль нитки железной дороги.
8. В первый же серьезный подъем наш автомобиль не может забраться и начинает рыть. Но мы люди не гордые, отвертку в руки и сдуваем шины до одной атмосферы. Волшебное действие, которое я в последнее время перестал лениться делать и которое никогда меня еще не подводило. Попутчики меня, правда, в этом не поддержали. Причем если мотивацию Руслана я еще могу понять – большие колеса, три блокировки, чудовищные низы, то прадик, как мне кажется, поступал опрометчиво. Но, как говорится, не мне учить, тем более, что он в эту горку зашел без каких-либо проблем.
9. По дороге встретили снегоходчиков. Один на «бомбардье», другой на «Тайге», один едет, другой постоянно ломается — все логично.
10. Судя по карте мы уверенно пробираемся в самое сердце Полярного Урала, но в соответствии с безотказно работающим законом подлости мы ничего вокруг себя не видим.
11. Пурга и ветер при низкой облачности — это лучшие условия для съемки эффектных кадров в данной местности.
12.
13. Подъехали к горному массиву Райиз – вот подъем, но как говорится — в следующий раз.
В конце марта тут проводится массовое восхождение на вершину в рамках широко празднуемого дня оленевода. В хорошую погоду этот маршрут доступен большинству физически здоровых людей, а сверху открывается прекрасный вид. В нашем случае о каких-либо видах речи вести не приходится. Да и подъем в подобных метеоусловиях нам, очевидно, не по зубам.
14. Руслан вежливо дождался того, что мы сами примем решение отказаться от восхождения и только потом подтвердил разумность этого решения.
15.
Решили двигаться дальше, проедем сколько можем. Руслан прет ледоколом, потом я и прадик замыкающим.
16. Доехали до реки Собь. Поверх льда огромная наледь. Мы осторожничаем, а Руслан резвится.
17. Наледь не толстая, во многих местах из под нее выступает вода и кое-где автомобиль может даже проломить ее, но полностью под воду он не уйдет, ниже уровнем есть настоящий толстый лед. Эта вода круглый год стекает с гор и намерзает поверх уже скованной морозами Соби причудливым голубым льдом.
18. А вот наледь вздулась здоровым пупырем. Говорят, что она бывает и больше и голубее. Но нам сравнивать не с чем, поэтому все нравится
19. Окидываем взглядом окрестности
20. Трудно представить себе как тут все выглядит при хорошей погоде с ярко голубым небом. Судя по снимкам в panoramio погода тут особо не балует и большинству достаются именно такие виды.
21. Ходим, гуляем, фотографируемся. Ветер такой, что по льду можно ехать просто повернувшись спиной к потоку воздуха
22. Пока мы гуляем, под машиной расползаются красивые трещины. Кстати, на этом фото хорошо видно, как спущены колеса. Проходимость даже при столь незначительном снижении давления возрастает в разы.
23. Ну порезвились и едем дальше, пока еще хоть чего-то видно. Зрение, к слову, довольно быстро утомляется от всего этого белоснежного царства, а очки не очень помогают, потому как снижают доступ к глазами и без того небольшого количества света
24. Короткий участок дороги по лесу. Тут практически не переметает и едется легко
25. Дальше дорога идет прямо по льду реки. Можно было бы бояться, но в нашей колонне первой уверенно идет машина, визуально гораздо тяжелее нашей, да и Руслан здесь далеко не первый раз.
26. Тут будет интересно немного рассказать про данный автомобиль. Большие колеса, минимум веса, все блокировки, на машину установлен 4.2 атмосферный мотор в дополнение к мостам с главными парами от чахлого 2.8 и на фоне такого серьезного арсенала отсутствие лебедки не могло меня не заинтересовать. Оказалось, это специфика местного оффроуда. Вот эти жалкие деревца, которые вы видели на предыдущем снимке, имеют крайне слабую и неглубокую корневую систему, поэтому лебедиться за них никак не получается. Они просто массово выкорчевываются и все. Вот такая вот любопытная информация.
27. Где-то там вдалеке граница с Коми и самая северная стелла границы Европа-Азия.
28. Наслаждаемся минимализмом гор Полярного Урала. Да это не Тянь-Шань, но свое очарование есть и в них.
29.
30. Как вам дорожка? Ехать легко, приятно, вот только немного очково волнительно
31. Дальше колея пошла сильно переметенная, но нам было уже интересно. Руслан и мы прошли без каких-либо проблем, а вот прадик вдруг подсел.
32. Началась спасательная операция. Патруль возвращается за «управляй мечтой» и пытается его вызволить.
33. Ведутся консультации на тему как, чем и что к чему
34. Наше дело маленькое. Стоим и смотрим вдаль. Эта фотография сделана как раз на самой дальней точке нашего маршрута. Если кому то вдруг интересно N66°58’28,95″ E65°36’00,47″
35. Тем временем вызволение «лэнд крузера» затягивалось. Он успел прилично нарыть и хорошо «прилипнуть».
36. Руслан набивает себе колею, чтобы потом по ней было проще сдернуть прадо с насиженного места. Веревка, как озвучено, хоть и обладает динамическими качествами, но на мой взгляд в недостаточной мере. Поэтому тянуть тяжелую и прилипшую машину трудно.
37. В дело вводится план «Б». Идея выдернуть прадо на лед реки, которая проходит параллельно колее, что уже прилично разворотили. Для этого патруль сдает назад и заходит на лед.
38. Процесс затянулся настолько, что нас уже догнали снегоходчики, успевшие и починиться и съездить куда-то по своим снегоходным делам
39. Зайти по льду это только звучит легко и просто. На деле это выглядит сначала так…
40. А потом, когда задний мост тяжелого патруля, проломил лед и правое колесо ушло в воду, и вот так!
41. Теперь у нас две недвижимости и можно расслабиться. Пока фотографировались и думали, как лучше поступить, используя наш пикап, чтобы не получить три недвижимости из за горизонта появилось «оно»!
42. Я, не зная, что здесь такое оживленное движение, бросил машину прямо на фарватере. И сейчас я немного нервничал глядя на стремительное приближение ГТСки
43. Но все обошлось, и вездеход, ловко разминувшись с пикапом, направился прямо к нам
43. Нужно сказать, что тут все было прекрасно. И экипаж, и, собственно, сам снего-болотоход
44. Даже не знаю, что может быть более естественным в данном пейзаже 🙂
45. При поддержке гусеничной техники все «недвижимости» превратились движимости. От «танкистов» же узнали, что дальше нашей компании соваться неразумно, что в принципе всех устраивало. Уровня нужного экстрима все достигли, ожидать при такой погоде каких-то вновь открывшихся красот было трудно, а Воркуту в качестве цели никто не ставил. Принято было решение поворачивать оглобли.
Единственное, что так как я в составе головной команды изначально довольно ловко успел проскочить далеко вперед, то сейчас я оказался отрезанным от основной группы перепаханным двумя автомобилями и гусеничным вездеходом целиной. От таких новостей я необычайно разволновался и даже еще немного стравил шины.
Самостоятельно выйти из засадного места мне чуть-чуть не хватило динамики, но подсел уже на самом финише, почему был все равно очень доволен. Меня оперативно поддернули и мы, заняв прежний порядок, рванули назад, потому как ГТСка, чтобы не разбивать нам дорогу любезно согласилась дать нам небольшую фору.
46. Движение было наше стремительным, но не долгим. Лендкрузер выкинуло из колеи, и он снова засел. Руслан стал его спасать и тойоту довольно неприятно раскорячило. Дальше началась очередная спасательная операция, осложняемая тем, что уронить «легенду» на бок ни у кого не было желания.
47. Прадик тянули в противоположную сторону, а он упрямо упираясь пахал целину вдоль набитой колеи
48. Мы ожидая конца данного действия рассматривали окрестности, обсуждали возможные причины, по которым владельцы тойот столь неохотно расстаются с имеющимся у них в колесах воздухом, а также развлеклись полезными делом, которое в обязательном порядке показано всем внедорожникам с независимой подвеской после ледово-водяных приключений.
49. Минимализм и красота, тлен и безысходность Полярного Урала
50. А вот собственно и то самое романтическое действие, столь красноречиво демонстрирующее единение душ владельца и внедорожника
С какой собственно целью я так разлегся, наконец, поинтересуетесь вы?! Езда по воде в отрицательные температуры приводит к обмерзанию элементов подвески и агрегатов. И если лед на рычагах, рулевых тягах и аммортизаторах просто досаждает при езде жуткими звуками, то значительное обмерзание нижней лопатки рычага может привести или к повреждению пыльника ШРУСа или к срыву хомута его фиксирующего. И то, и другое грозит нам ненужным геморроем даже в случае своевременного диагностирования данной неприятности. А в случае разгильдяйства и невнимательности механика-водителя и повреждением данного агрегата с последующими дорогостоящими вложениями (привод в сборе на Ford Ranger стоит около 18000р. есличо)
51. Поэтому я, имея в активе довольно много времени, аккуратно освободил подвеску от излишнего льда.
52. Солнце в какой то момент предприняло попытку скрасить унылые будни «северных экспедиционеров», но картина получилось пост-апокалиптической, как будто вдруг наступила ядерная зима.
53. В этот момент будет очень уместно упомянуть компании, которые не жалея сил и средств, поддерживают нашу команду. Эти прекрасные люди заслуживают исключительных респектов и уважухи. Уверен, что всем будет интересно в очередной раз услышать их наименования: это производитель надежного внедорожного оборудования для пикапов и внедорожников Triffid Trucks и крупнейший интернет-магазин 4х4 товаров для внедорожников и их владельцев Фабрика монстров
54. Что можно сказать про Полярный Урал? Мы увидели его ровно на столько, чтобы нам захотелось сюда вернутся, и такие планы даже есть, но в следующий раз хотелось бы сделать это летом.
55. Ну и он, в свою очередь, прощаясь с нами, сбавил гонор и немного показался нам из-за снежной пурги.
56. Сдержанно, сурово, но тем не менее красиво. Определенно, все это было не зря!
58.
59. Ну а мы выскакиваем на окраину поселка, и вот вам всем немного яркого и радостного Харпа!
60. Здесь кипит жизнь и бьет ключом позитивная энергетика. Не зря, мне кажется, колонию для пожизненно осужденных расположили именно здесь
61. Ну а наш Салехардский этап заканчивается. Завтра мы отправляемся в Надым по зимнику, проложенному вдоль трансполярной магистрали или, как еще ее называют, легендарной сталинской 501 стройки.
P.S. Отдельно хотелось бы сказать о том, что очень часто, отправляясь за дикой природой в отдаленные уголки нашей необъятной земли, судьба преподносит подарки в виде знакомства с удивительными людьми. В этот раз нам повезло повстречать на пути вот этого невероятно душевного человека. Спасибо Евгению от нас за все. Мы будем очень рады, если наши пути пересекутся еще раз.
P.S.2> Я очень люблю фотографироваться с хорошими людьми, но при этом у меня почему-то всегда вот такая дебильная рожа — наверное потому, что в этот момент позитивные эмоции переполняют меня через край.
Ну а продолжение следует…