Начну рассказ о нашей поездке с середины. Во-первых, так загадочнее, а во-вторых, на это есть свои причины. Итак поехали, на календаре пятый день нашего путешествия и за спиной уже две с небольшим тысячи километров…
Из-за того, что Елена Викторовна в начале была слаба духом, то экстрим в нашей экспедиции никак не нарастал. Но сейчас, когда «суровые северные путешественники» проснулись в гостинице города Ивдель, стало понятно, что тест спальной системы откладывать больше уже не получится. Небольшой марш-бросок до Югорска, дозаправка всех емкостей «до полного» и мы уходим на магистральный зимник прочь от цивилизации и навстречу нашей основной цели.
2. Хорошая погода нас не балует, но настроение все равно улучшилось от того, что мы, наконец, вышли на маршрут. Едем не торопясь, поглядывая по сторонам. Качество зимника хорошее, идет много грузовой техники и в большом количестве встречаются легковые автомобили.
3. Путь довольно оживленный и ошибиться тут сложно. На въезде нас встречают плакаты вот такого содержания. Я не большой знаток в области права на частную собственность дорожной сети и особенности эксплуатации ведомственных зимников, но раз все едут и никого это не смущает, то значит так и надо. В конце концов, если бы было нельзя, то стоял бы не плакат, а шлагбаум и охрана.
4. Только время к обеду, как вдруг неожиданно догнали колонну и встали. На зимнике ведутся работы.
5. Спрашиваю у водителей грузовиков, которые уже давно тут стоят: как надолго это может затянуться? – они смеются, что в прошлый раз на две недели закрыли дорогу, но обычно о таком все же предупреждают и поэтому они надеются, что скоро поедем.
6. Пока ждали, бескомпромиссно перекусили дошираком.
7. У каждого уважаемого себя «сурового северного путешественника» должен быть с собой доширак! Не слушайте никого, кто будет вам рассказывать про то, что для правильного восприятия русского севера нужно постоянно жарить стейк из мраморной австралийской говядины с медиум прожаркой – это все троллинг и глумление. Только лапша быстрого приготовления, только хардкор!
Простояли недолго – легковые машины решили пропустить и мы радостные рванули вперед. Ничто так не поднимает настроение, как хорошая погода. Жаль, что ее пока нет. Едем, фотографируем зимник и себя на зимнике. Рассуждаем о том, насколько нас хватит постоянно радоваться и фотографироваться в столь однообразном пейзаже.
8.
9. Надо немного сказать о самом зимнике. Есть у него такая особенность, в пасмурную погоду его рельеф совершенно не просматривается. Все сливается в белую ленту и все неровности и трамплины ощущаешь на себе уже в процессе их проезда/пролета. Поляризационные очки никак не спасают ситуацию. Хорошо видно зимник или при ярком солнце, когда жесткое освещение «проявляет» рельеф или в сумерках/ночью, когда это все то же самое, но уже в свете фар.
10. Дорога проложена или по болотам или по реке. Так что у вокруг два типа пейзажей. Вот болотный вариант
Зимник соединяет Югорск-Салехард всего несколько месяцев в году, захватывая большое количество мелких деревень и поселков, которые в остальное время года не имеют автомобильного сообщения с остальным миром. Летом все сообщение или по реке или по воздуху. Дорог, в привычном для нас понимании слова, здесь нет.
11. По этой причине встреча на дороге с вот такими вот красавцами здесь вполне обыденная вещь. Пусть вас не смущает, что выглядит он почти как обычный уазик, только на больших колесах. Это специальный автомобиль Трекол, с ценой как у нового Toyota Prado в максимальной комплектации.
12. А вот так выглядит одно из приспособлений для чистки зимника. Старую гусеницу цепляют за грузовиком или трактором и тянут за собой. Управлять такой конструкцией дорожнику довольно трудно, поэтому задача разминутся с ней без каких либо повреждений возлагается на встречный транспорт. Мы пару раз довольно оперативно сдавали назад и уворачивались от нее изо всех сил
Меня все запугали, что на зимнике нужно строго соблюдать все установленные знаки иначе непременно быть биде беде, типа тут с этим не шутят и если стоит знак «20» то значит на это есть крайне веская причина, просто ты ее пока еще не видишь. Ну, люди плохого не посоветуют, едем максимально аккуратно, соблюдая все установленные знаки. Правда, судя по местным водителям, им такого никто не рассказывал. Все носятся как угорелые по поводу и без. Но, нужно сказать, что и «потерянные» бампера от легковушек кое-где на дороге нам тоже попадались.
13. Ну, вот и момент истины. Время к вечеру, ночевать будем «как взрослые». Помня предостережения о том, что ночью по зимнику движение даже более оживленное, чем днем, ищем съезд. Нужно сказать, что «здесь вам не тут», а «зимой не так как летом». Это летом, ты почти в любом месте можешь съехать с дороги и ломая сухие кусты и низкий подлесок углубиться в лес, подальше от посторонних взглядов. На зимнике такие вещи не прокатывают. Во-первых, снежный отвал в рост человека, а во-вторых, тот снег, что «не зимник», даже человека не держит, не то, что машину. Поэтому место под ночевку пришлось поискать.
14. В конце концов нашли прочищенный съезд куда-то в сторону и приткнулись там.
Неумело в первый раз разложились и рассовав вещи по салону приготовились ко сну. Я вышел с фотоаппаратом, взглянуть не полыхает ли в небе то самое северное сияние, но оно к сожалению не полыхало. Или, по крайней мере, из-за затянутого облачностью неба мне этого не было видно. Ну «нет, так нет» и с этой мыслью мы спокойно заснули. Всю ночь по зимнику шёл оживленный трафик из легковых и грузовых машин, но нашему сну это никак не мешало.
15. Кстати о спальнике который я сделал специально под эту поездку. При проектировании крайне важно соблюсти баланс при выборе высоты спальника. С одной стороны хочется больше отдать под объем багажного отсека, а с другой стороны важно оставить комфортную высоту для того чтобы можно было удобно забираться, раздеваться, перемещаться по спальной полке. Мы, как мне кажется, с этим размером угадали, поэтому мы в состоянии «полусидя-полулежа» могли пить чай, читать, вязать и прочее, что происходит в промежутке между постановкой лагеря и укладыванием спать.
16. С одной стороны может и хорошо, что на нашу долю не выпало никаких экстремальных трудностей. Так, например, весь маршрут я прошел без каких-либо «картонок» перед радиатором, а специально купленное одеяло для моторного отсека так и прокаталось невостребованным в кузове, а с другой стороны конечно немного странно, что на всем протяжении нашей поездки ночь с самой низкой температурой оказалась под Казанью.
17. Утром мы позавтракали, и выдвинулись дальше. Березово прошли полным ходом, не заинтересовавшись ни памятником Березову, ни улицей имени Собянина.
Тут нужно рассказать, что поселок Березово знаменит в первую очередь не тем, что является родиной горячо любимого всеми москвичами Собянина, а там, что неподалеку отсюда, во время проведения геологоразведочных работ, в период освоения нефтегазовых месторождений западной Сибири, 60 лет назад произошла авария на скважине, вызвавший выброс огромного газо-водяного фонтана.
Таким образом, произошедшая авария стала одновременно открытием огромного месторождения в западной-сибирской низменности и началом развитием данного региона как крупнейшего нефтегазоносного района страны. Подробнее почитать об этой истории можно например вот здесь, кстати там я и взял эти прекрасные черно-белые карточки
18. Но вернемся из прошлого к реальности. Такая температура не могла не сказаться на качестве самого зимника. Мы в этот момент еще не понимали, но как нам потом объяснили, это очень плохое состояние. Днем воздух прогревался настолько, что казалось, что дорога натурально начинала таять. Даже наш не особо тяжелый автомобиль оставлял колею за собой, а машина просто «вязла». На КПП зимника в Азовах, собралась большая вереница грузовой техники. Днем их не пускают дальше и они стоят и ждут ночи, когда температура упадет и дорогу прихватит морозом.
19. Зимник по которому мы едем официальный и обслуживается дорожниками. Везде стоят знаки, постоянно попадается техника, которая ровняет и чистит дорожное полотно. Все очень серьезно и основательно.
20. Края дороги отмечены полосатыми вешками, чтобы было проще ориентироваться.
21. От скуки развлекаемся вот таким вот образом. Елена Викторовна видит себя экстримальным оператором и постоянно находится в поиске новых ракурсов. Кстати, наснимали довольно много видеоматериала. Так, что чуть позже помучаем вас еще и видеорядом.
Здесь же, в Азовах, с нами и произошел небольшой конфуз, благодаря которому мы развлеклись легким оффроудом. Мы не сразу пошли на зимник, а завернули в поселок, прельстившись указателем с надписью «Кафе». Перекусить нам, конечно же, там не удалось, но, не желая возвращаться обратно, мы решили объехать вокруг деревни. Трек у нас такой был, и мы смело выпали дорожку, которая при ближайшем рассмотрении оказалась снегоходным следом. Пока мы двигались с горки, сохраняя инерцию, мы бодро нарезали «пухляк», а выйдя на горизонтальную прямую естественно подсели.
И хотя автомобиль не застыл неподвижно и в раскачку еще удавалось заставить его продвигаться вперед, скорость такого продвижения была, мягко говоря, неудовлетворительной. В попытке развернутся и выйти в обратном направлении мы окончательно закопались и уже стопроцентно сели. Но, не смотря на столь досадный конфуз, наш экипаж, сохраняя стойкость духа и нордическое спокойствие, «стравился» до одной атмосферы и выехал из этого затруднительного положения своими силами. Чем невероятно потешил самолюбие пилота и вселил безграничную уверенность в наши снежно-внедорожные возможности у штурмана.
22.
23. Накачивание шин принято было совместить обедом. Приготовление пищи у нас выглядело примерно вот так — газовая горелка стоит на ящике, тут же в быстром доступе все необходимые продукты и незамерзающий запас воды.
24. Догнали вот такой агрегат. Уже не на ходу — "время сточило ударный механизм"(с)
На ночь глядя решили не ехать в Салехард. Нашли место, правда порядком переметенное, но я немного поработал лопатой и вот мы припаркованы. Оба кренометра показывают нули, значит можно спать.
В этот день геомагнитная активность была высока как никогда. Говорят, что сияние было видно даже на широте Нижнего Новгорода. Вполне возможно, но у нас была облачность…
Зато под утро ударили морозы и когда мы проснулись вокруг была прекрасная погода и шикарный туман. Пока Лена фотографировала шедевры на айфон я боролся с замерзшими батареями фотокамеры. Свет уходил, туман рассеивался, а камера все не оживала. В отчаянии я даже бегал и фоткал на GoPro – кстати, ничего так вышло, правда, угол широковат. Я если честно последнее время не очень люблю широкий угол ни в фото, ни в видео. Скучно получается – вроде бы все влезло, а ничего интересного. Надоели эти кадры «от уха до уха».
25. Но камера все же ожила и я немного успел снять.
26. Самое интересное, что судя по подписям к снимкам, выложенным на panoramio, эти туманы здесь совсем не редкость. Вот такой удивительный эффект проявляется в этой местности
27. Очень красиво. Если бы такая погода была бы вчера, мы бы наверняка смогли бы увидеть северное сияние, но не будем отчаиваться — у нас все еще впереди!
28.
29.
30. Красиво фоткать, но не комфортно ехать. Зимник в этом месте довольно широкий, но все равно, скорость снижаем, так как видимость минимальная.
31. На навигаторе уже показалась наша цель. Мы идем по левому берегу Оби и приходим в Лабытнанги, Салехард находится по другую сторону. Автомобильного моста через реку нет, поэтому летом сообщение идет с помощью парома, а зимой дорожники намораживают ледовую переправу.
На подъезде к Лабытнангам я, пытаясь разъехаться с неожиданно вырулившей колонной грузовиков, допустил ошибку пилотирования и вылетел с зимника. Страшного ничего не произошло, меня оперативно выдернул тот самый грузовик, с которым я разъезжался. Но по причине того, что все произошло слишком быстро, как вы понимаете, ни видео и фото этого нет.
32. Проехав КПП зимника мы остановились загрузить нетбук, чтобы осмотреться и понять, куда и зачем мы едем дальше и что у нас за планы на сегодня.
33. В этот момент рядом притормозил автомобиль и тут наши планы очень резко изменились. Перекинулись всего парой фраз и мы уже едем следом за этой тойотой на больших колесах. Но об этом уже в следующей части…