Так как пассажир обычно менее загружен в дороге, чем пилот, то на его долю как раз и выпадают разные дополнительные обязанности, такие как: навигация по маршруту, мелкие бытовые обязанности, разведка местности на внедорожных участках и прочее — этакий многофункциональный штурман.
Вписаться «штурманом» относительно легко и самое главное довольно бюджетно. Людей, имеющих собственный подготовленный внедорожник, много, а друзья у них обычно или сами на внедорожниках или просто равнодушны к данному виду отдыха, а семья не у всех поддерживает увлечение или имеет возможность принять участие в поездке. А от хорошего штурмана пилоту сплошные плюсы. Не так скучно, есть возможность смениться за рулем в случае чего, ну и опять же затраты на топливо пополам.
Штурману же бонус в том, что на него делятся лишь текущие расходы, а наиболее дорогие вложения (как мы знаем, это как раз подготовка автомобиля) ему не актуальны.
Первое и главное, что нужно понять: машина — это дом. Но дом она для хозяина, а вы будете как раз в гостях. Это не плохо и не хорошо, это просто факт, но его нужно иметь в виду. То есть если у хозяина есть некоторые привычки, то именно вам придется их терпеть. А как иначе? В чужой монастырь со своим уставом как известно…
- Курение. Водитель может курить (или наоборот не курить) это может быть серьезной проблемой. Кому-то придется уступить, и тут баланс сил явно не в сторону пассажира;
- Стиль вождения на дорогах общего пользования. Водитель может иметь стиль вождения отличный от того, к которому вы привыкли сами (актуально для тех штурманов, которые либо водят сами, либо привыкли к какому-то определенному стилю). Кто-то водит резко и агрессивно, кто-то, наоборот, через чур флегматично и заторможено. В любом случае это потребует определенного привыкания.
- Интерьер. Водитель может устраивать в салоне бардак из личных вещей первой необходимости (или наоборот, не разрешать его устраивать). Это не принципиально на коротких поездках, но на больших сроках это немаловажно.
- Ходовой комфорт. Автомобиль в который вы вписались может отличаться по комфорту от того к чему вы привыкли, например, подвеской. Как следствие это повышенная утомляемость от слишком жесткой или склонность к укачиванию на слишком мягкой.
- Ритм движения и отдыха. У водителя может быть совершенно иной ритм движения. Кто-то, например, постоянно делает перерыв на отдых/туалет/перекур/перекус, а кто-то десятками часов пилит без остановки. Сюда же стоит отнести и предпочтения в ритме отдыха. Кто-то любит устраивать частые и продолжительные дневки с матрасным отдыхом, а кто-то чувствует себя участником скоростного ралли-рейда. Несовместимость по этому фактору может серьезно омрачить поездку.
- Цели и мотивация. Как, например, отношение к фото. Один устраивает у каждого цветочка/кусточка затяжную фотосессию, а другой делает два кадра в сутки и считает, что этого вполне достаточно, а все что более того просто бесцельная трата времени на лишние остановки.
Так или иначе, нужно понимать, что в столь тесном соприкосновении шероховатости неизбежны и нужно обоим участникам уметь сглаживать острые углы.
Однако не стоит думать, что главная задача штурмана это просто терпеть притеснения от водителя. Также не стоит думать, что вы купили билет в бизнес-класс и вам теперь предстоит только наслаждаться маршрутом.
Главное правило хорошего тона для штурмана – не спать во время движения!!! Во время монотонного перегона водителю скучно и как следствие сонливо, и задача штурмана поддержать ненавязчивую беседу на разные темы. Так и обоим веселее и безопасней. Поверьте мне – тело, которое на пассажирском сиденье дрыхнет целыми днями, со временем начинает совершенно заслуженно раздражать (исключением из этого правила может быть только тот случай, когда едут в два руля и пока один рулит, другой восстанавливает силы).
Также хорошо известны неединичные случаи, когда штурман вдруг внезапно снимался с маршрута прямо в процессе поездки. Либо из-за накопившегося негатива, либо по окончанию основной части, не желая принимать участие в скучном и утомительном перегоне до дома. Самая большая проблема в этом именно неожиданность. Потому как водитель может рассчитывать на помощь второго члена экипажа до самого последнего момента, как на физическую, так и на финансовую. Очевидно, что такие вещи стоит оговаривать отдельно и заблаговременно.
Однако, это опыт интересный и хоть раз попробовать стоит. Может после такого захочется ездить исключительно самому, или наоборот, только вторым номером. В любом случае — желаю всем интересных маршрутов и хороших попутчиков!