Очень долгий тест-драйв Garmin Montana 700

GARMIN Montana 700

Два с половиной месяца на знакомство с новым GARMIN Montana 700 и вот, что я обо всём этом думаю…

Garmin Montana 700

Итак, у меня на лонг тесте настоящий «мажорный» ГАРМИН, без всяких компромиссов. Это универсальная серия Montana, которая может и мото/авто и пешком тоже.

<<<Ссылка на сайт производителя тут>>>

До этого мой опыт общения с Garmin устройствами был ограничен крошечным пешеходным Etrex с которым мы ходили 4 дня пешком в Архызе. И вот сейчас новый опыт — большой сенсорный экран, неубиваемое исполнение, фантастическая точность GPS приёмника и просто легенда. Обычно тест-драйвы бывают скоротечными, но этот гаджет прошёл со мной 5 групп на Алтае и потом ещё Дагестан/Чечню вдогонку.

Почти два месяца он жил у меня на лобовом экране, ездил на коленях или таскался в руке в разведках. Опыт получился для меня очень интересным и мне есть, что про него рассказать и в текстовом и в видео формате. А с учётом того, что устройство это достаточно новое, то я думаю и почитать/посмотреть будет тоже интересно.

Зачем вообще нужен Garmin в 2021 году?


Самый главный аргумент который я предвкушаю услышать это про «зачем это нужно — есть же планшет». Планшет под навигацию у меня есть с 2015 года, сначала 10″ samsung, потом 8″ huawei, а сейчас снова 10″ samsung. Причём забавно то, что последний планшет пришёл на смену «лагающему» хуавею, но прекрасно терял связь с gps ровно в тех же местах, так что получилось забавно.

Итак планшеты большие, яркие и сенсорно-отзывчивые. А ещё они слабы по батарейке, боятся воды и грязи, но самое главное что все они периодически подводили меня своим GPS модулем, который в чуть более сложных условиях чем идеальные просто теряет спутники насовсем, а после перезагрузки долго и мучительно ищет A-GPS себе в помощь позиционирования.

В общем я с большим удовольствием половину этого лета катал именно связку из двух устройств на лобовом стекле и гонял пешком с Garmin-ом в руках.

Габариты и размеры

Теперь про размеры — дальнейшие картинки отлично иллюстрируют габариты устройства. На огромном лобовом стекле грузовика с большим расстоянием от водителя до этого самого стекла устройство с 5″ экраном кажется маленьким, а планшет как раз очень уместен даже в 10″ исполнении. В данном случае удобнее было бы крепить его не на стекло, а на кронштейн к торпедо — это было бы намного удобнее.

А вот в «кабине» у багги размер Garmin Montana 700 уже идеальный, потому что кокпит тут очень компактный и всё на расстоянии даже не вытянутой, а полусогнутой руки! Тут, как по мне, наоборот 10″ планшет будет неуместен и излишне громоздок.

В легковом автомобиле Montana удобно и встаёт хоть в угол стойки, хоть под зеркало заднего вида. Тут лобовое стекло близко и оба варианта удобны в использовании и визуально 5″ экран отлично считывается.

И в моём УАЗе он отлично встал на лобовое стекло. Причём в силу специфики посадки и достаточно вертикального лобового стекла у меня кокпит по эргономике максимально похож на посадку в багги и соответственно в Каргуше Montana со своим размером встал просто отлично. Хотя на постоянную эксплуатацию я бы всё равно крепил бы его не на лобовое, а на переднюю панель.

Ну и ходить пешком с ним тоже вполне удобно и реально — в руке он отлично лежит, когда не нужен спокойно помещается в карман куртки или штанов. Конечно в многодневный пеший поход однозначно более логичнее брать eTrex, но прыгнуть пассажиром в багги, в чужой авто или просто отстегнуть навигатор с держателя и сходить в пешую разведку мне комфортнее как раз с этим устройством.

Держатель


Оригинальный держатель это просто восторг души! Тут надо прямо по пунктам
1. Отличная «присоска» к лобовому которая к слову ни разу не отвалилась даже при постоянных наборах/спусках высоты. К слову оригинальный RAM mount под 10″ планшетом отваливался и не раз.


2. Система регулировки на затягиваемых шарах, как на RAM mount. Это очень удобно! Одной рукой ослабляется «вертушок» и оба шара получают свободу и после того как устройство настроено в обеих плоскостях точно также в одно движение это всё фиксируется и больше никуда не «уезжает» даже при сильной тряске


3. Постановка и снятие гаджета в штатный держатель делается одной рукой. Тут трудно это визуализировать фотографией, но на видео я это показал.
4. Очень удобная система с контактной пластиной обеспечивающая зарядку через держатель — не надо выдёргивать/вставлять провод непосредственно в устройство каждый раз

Собственно благодаря пунктам 3 и 4 становится возможным выходя из машины для навигационных консультаций с другими участниками путешествия. Например, с планшетом в RAM mount держателем это не удобно, так как нужно сначала выдернуть зарядный провод, потом раздвинуть держатель двумя руками и придерживать планшет большими пальцами от выпадения. Надеюсь даже по описанию понятно, что это не очень удобно и я стараюсь слишком часто этим не заниматься 🙂


Экран


Самое главное и важное, что экран ОЧЕНЬ контрастный и «зрячий» и никакое, даже самое яркое прямое солнце не является помехой чтобы на него смотреть.

Яркость можно оперативно настраивать из верхнего трея, подбирая оптимальную под текущее освещение. Примечательно, что интерфейс реально адаптирован под райдеров активной техники. Так, например, можно двигать пальцем ползунок яркости, а можно разово тыкать в «солнышко» и таким образом ступенчато менять яркость между минимальная/средняя/максимальная. Когда летишь на хорошей скорости на багги это явно очень удобно.

Чувствительность сенсора к пальцу хоть в перчатке хоть без очень неплохая, при этом через меню можно эту чувствительность настроить непосредственно под себя. Да, это конечно не последний айфон, но смартфонный сенсор и с перчаткой работать не будет, а тут это всё прекрасно — можно скролить, двигать, зумить хоть сенсорными кнопками хоть двумя пальцами и всё очень удобно


Производительность


У меня никаких вопросов не возникло. Карта не тормозила при скроллинге, зуме или вращении из положения горизонтально/вертикально. Поиск работал адекватно, прокладка маршрута занимает вменяемое время если его суммарный километраж был вменяемый. Я пробовал проложить «домой» на 4+ тысячи километров — устройство само сказало, что не надо так делать потому что это будет долго 🙂

Смена ориентации экрана (смотрите в видео обзоре), изменение масштаба, сдвиг карты происходит без каких-либо заметных «тормозов». То есть юзабилити интерфейса показалось мне очень удобным. После классического Android/IOS есть буквально небольшой таймаут для привыкания, но инструкция точно не потребуется.

Главные достоинства Garmin

Теперь собственно к главным конкурентным преимуществам гармина — на мой взгляд тут главный цимус в «железе», внешней антенне, автономной работе и пыле/грязе/влаго защите!

«Железом» я называю в первую очередь приёмник, который ни разу не потерял сигнал и ни разу у меня не возникло вопросов к его точности

В настройках можно выбрать какие спутниковые системы будут использоваться. Я пользовался «только GPS» и «GPS+ ГЛОНАСС». Оба варианта работали отлично. Поэтому не могу сказать, что я как-то заметил, что прибавка ГЛОНАССаа что-то изменила.

Защита от грязи и пыли в случае с автомобильным использованием не так критична, хотя я могу что угодно и куда угодно уронить, но если использовать его на багги/квадре/снегоходе, то это будет один из самых важных моментов. Но в любом случае возможность просто промыть навигатор из душевой лейки это удобно 🙂

Трек

Итак, трек у меня есть цельный и с Алтая и с Дагестана. Причём только по той причине, что его писал Montana. Показательно, что если отсоединить батарею и после включить, то трек не прервётся и не потеряется. Не то чтобы я специально так постоянно делаю, но даже полное обесточивание не означат потерю данных.

Планшет за это время так часто перезагружался мной в поисках «пропавших» спутников, что единого трека там не получилось бы от слова совсем. Вот классическая ситуация этого лета с НОВЫМ планшетом — на подъезде к южному берегу Телецкого спутники потерялись совсем и самое «приятное», что никакой индикации звуковой и световой при этом нет. Отсутствие скорости, нет остатка километража по проложенному маршруту и «серая» точка местоположения — значит пора остановиться и перезагрузиться.

После перезагрузки будет вот так, потому что сотовой связи в долине нет, а соответственно искать потерянные спутники без стартовой поддержки A-GPS планшет будет дольше обычного 🙁

Особенно неприятна такая история когда пользуешься навигацией в режиме прокладки маршрута. Ты ждёшь, мельком смотришь на карту и видишь что до поворота ещё далеко, а в реальности поворот ты уже проехал. Так мы проскочили поворот на Балхар в Дагестане

А на треке у Garmin вся поездка записана одним файлом, со статистикой и точностью такого уровня, что видно где я на трассе останавливался по малой необходимости 🙂

На самом деле это очень удобно если трек потом в дальнейшем будет использоваться для изучения. Не требуется ставить руками промежуточные точки, по съездам будет видно где были смотровые и прочие остановки.

Аккумулятор

Батарея заявлена на 18 часов. Я на пробу ездил целый световой день без зарядки и «истратил» чуть больше половины заряда. В режиме без внешнего питания экран достаточно быстро переходит в режим энергосбережения и существенно снижает яркость. От любого прикосновения он обратно мгновенно включает подсветку и так далее. Этот режим имеет смысл использовать если вы только периодически сверяетесь с маршрутом, но при этом пишете трек непрерывно.

SAS.Планета

Записанный трек можно сохранить и скопировать на компьютер буквально в три касания. Окончание записи, запись, экспорт и далее через любой кабель к компьютеру, который видит гармин как флешку, после чего открываем его в SAS.Планета и дальше смотрим/анализируем/конвертируем

В этом же разделе имело бы смысл рассказать про приложение Garmin Explore, но я решил вынести это в отдельную публикацию вместе с материалом про загрузку сторонних карт.

Интерфейс

У всех тех кто помнит старые устройства Garmin есть ожидаемое опасение дискомфорта привыкания к интерфейсу, но мне не показалось в Montana 700 хоть что-то неудобным. Инструкцию я не открывал ни по какому поводу предпочитая все возможности находить методом тыка. Всё расположено достаточно понятно и логично. Легко находится даже тот функционал который даже не ожидал обнаружить 🙂

Например, беспроводную передачу треков/точек. Это очень удобно в тех случаях когда группа из нескольких человек, а проработанный маршрут в виде точек и треков есть только у одного. Можно перекинуть всё мгновенно и без использования компьютера и сотовой связи.

Или подключение к Wi-Fi и скачивание спутниковых карт также без использования стационарного компьютера. Это удобно если требуемые квадраты небольшие или если принципиально не хочется заморачиваться на формирование внешних карт в IMG формате. Этот функционал у Montana 700 есть раз и навсегда и не требует каких-то дополнительных подписок или покупок обновлений.

Итоговый вывод

Устройство мне очень понравилось. Понятное дело, что есть много случаев когда можно обойтись без него (прокладка простых маршрутов по дорогам общего пользования), и точно так же мне очевидно где и когда без него просто не обойтись (багги/эндуро/квадроциклы). Garmin по прежнему великолепен по железу, но при этом стал гораздо удобнее в интерфейсе.

P.S. За кадром у меня осталось история про загрузку сторонних карт. Это можно сделать сразу несколькими способами и мне показалось интересно рассказать об этом отдельно. Так что публикации про Garmin у меня ещё будут 🙂