Ледник Актру и дорога к перевалу Бугузун

 photo IMG_3854.jpg
График начинал уже поджимать, а в списке обязательных дел еще был один очень важный пункт — ледник Актру.

2. Первым препятствием стал мост в Курае, который смыло. Переговорив с местными жителями, мы нашли объезд через поселок.
 photo IMG_3832.jpg

3.
 photo IMG_3834.jpg

4. Гигантская рябь течения. Когда то здесь буйствовал ледник, следы его движения нашли отражение в такой вот любопытной аномалии.
 photo IMG_3837.jpg

5. Погода по-прежнему не балует. Небо затянуто и видно невооруженным взглядом надвигающийся фронт дождя.
 photo IMG_3838.jpg

6.
 photo IMG_3854.jpg

7. До «перевалки» дорога действительно очень приличная и доступна почти любому автомобилю. А вот дальше уже вопрос. Вопрос, который пока не имеет для нас решения.
 photo IMG_3868.jpg

8. Первое же препятствие – разрушенный мост.
 photo IMG_3869.jpg

9.
 photo IMG_3872.jpg

10. Уровень воды не глубокий, но дно из очень крупных валунов, которых еще и не видно за  мощными потоками вода.
 photo IMG_3871.jpg

11. В сети очень много противоречивой информации о том, как лучше преодолевать этот брод. Трудно все это сопоставить с действительностью, поэтому едем так, как кажется правильно нам самим
 photo IMG_3874.jpg

Пока Лена снимала мой прорыв, навстречу вышла группа туристов. Причем главное внимание стоит уделить аудио ряду.
Забавно слушать закадровый текст, где два человека по-разному говорят о том, что нас ждет впереди в плане дороги. Сначала Лена разговаравает с алтайцем, а потом с девочкой из туристической группы.

12. Сначала дорога была даже ничего
 photo IMG_3878.jpg

13.
 photo IMG_3881.jpg

А дальше началась жесть, но я уже рассказывал об эпичном преодолении этого отрезка, поэтому не буду повторяться, а просто перейду к пешей части нашего маршрута.

14. Лошадь.
 photo IMG_3884.jpg

15. Вид на ледник закрывают тучи.
 photo IMG_3899.jpg

16. Мы идем то по руслу реки, то по тропинке вдоль леса.
 photo IMG_3902.jpg

17.
 photo IMG_3911.jpg

18.
 photo IMG_3912.jpg

19. Долина реки Актру (не пойму как правильно, где то пишут Актру, а в других источниках Актуру)
 photo IMG_3918.jpg

20.
 photo IMG_3923.jpg

21. Дошли до альплагеря. Здесь тоже никакого движения. В дождь восхождения проблематичны и все ждут погоды.
 photo IMG_3927.jpg

22.
 photo IMG_3938.jpg

23. Устраиваем легкий перекус с «видом на ледник». Дальше идти нет смысла, возвращаемся.
 photo IMG_3941.jpg

24.
 photo IMG_3943.jpg

25. Красиво и величественно, наверное, здесь в хорошую погоду
 photo IMG_3944.jpg

27. Возвращаемся на трассу. Наш уставший и побитый автомобильчик. Этот день дался ему наверное труднее всего из всего маршрута. Жаль, это никак не передать.
 photo IMG_3949.jpg

28. Дорога в Кош-Агач.
 photo IMG_3952.jpg

29. Такая же фотка у меня есть с 2010 года, но там я без номера 🙂
 photo IMG_3958.jpg

Заехали к пограничникам и уточнили, что пропуска действительно теперь не требуются. И в Тыву, и далее можно ехать всего лишь имея при себе паспорт гражданина РФ. (Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 октября 2012г. N 515 г.Москва)
Следующий немаловажный вопрос – проходимость брода через Бугузун. Пограничник говорит, что тувинцы в этом году еще не приезжали на рынок торговать, а значит, уровень воды еще высокий. Отъехали буквально на 300 метров и видим подготовленный Hunter со шноркелем и на 35ых колесах. Останавливаемся узнать обстановку. Ответ однозначный: «Воды много – через Бугузун не пройти. А зачем через Бугузун?! Езжайте в объезд!» — А это как?! О_О
Нужно будет все-таки купить диктофон, чтобы записывать объяснения местных жителей о том, как можно проехать. Хотя даже так воспользоваться сбивчивым и довольно поверхностным описанием будет непросто. Основная идея, что нужно вернуться и ехать через Теленгит-Сортогой. Дорога чуть длиннее, и вместо одного брода нужно будет преодолеть 4 или 5, но они все не глубокие.

30. Тем временем солнце начинает садится и быстро темнеет
 photo IMG_3960.jpg

31. Пока еще не понятно, это просто разведка другого пути или мы уже «ушли на маршрут»
 photo IMG_3963.jpg

32. Эх, если бы мы знали про этот объезд в 2010 году!!! Но может быть, так даже лучше.
 photo IMG_3965.jpg

33.
 photo IMG_3969.jpg

34. Довольно быстро темнеет. Нужно искать место для ночевки, не доходя перевала, а пока вокруг только открытая местность.
 photo IMG_3974.jpg

35. Несколько таких бродов заменили нам один полноводный Бугузун
 photo IMG_3983.jpg

Вдруг видим юрту. Подъезжаем узнать, что к чему. Абориген говорит, что совсем недавно в сторону Тывы прошел уазик. Спрашивает про наши планы. Мы включаем хитрость-mode. Говорю, что собираемся пройти перевал и заночевать уже после него. Алтаец говорит, что  на перевале еще снег и нам нужно поторапливаться, чтобы не застрять там в темноте. Естественно мы не собирались форсировать незнакомый перевал одной машиной в темноте. Но следы нужно было заметать.

Отъехав за гору, мы по накатанной колее ушли влево в гору. А проехав некоторое расстояние свернули уже назад. Это все, для того, чтобы примятая трава не выдала наш маневр тем, кто поедет по дороге в ближайшее время, пока не стемнеет.36. Мы заехали за вершину холма и спрятались в низине у небольшого леска. Машину не видно уже с 50 метров, но все равно меры предосторожности максимально соблюдаем.

 photo IMG_3987.jpg

37. Открытого огня не разводим, вещи достаем и раскладываем по минимуму, палатку ставим уже после захода солнца в темноте, убедившись, что к этому времени никто нас не обнаружил.
 photo IMG_3988.jpg

38.
 photo IMG_3989.jpg

39. До этого момента мы были готовы в течение пары минут собраться и уехать. Массовая пропаганда «о злобных тувинцах» делает свое дело. Связи нет, но если залезть на холм, то можно попробовать отправить сообщение методом подбрасывания телефона.
 photo IMG_3990.jpg

Отправил в твиттер координаты стоянки, на всякий случай. Спать ложились с тяжелым сердцем. Я взял с собой в палатку топор, и поставили будильник на 4 утра. Чтобы собраться и уехать как можно раньше…
 photo tweet.jpg

Продолжение следует…