Итак, начинаем рассказ о наших неспешных грузинских каникулах образца сентября 2018 года…
Когда-то давно, когда каждый день отпуска был на вес золота, мы собирали машину накануне и выезжали в 5 утра. Сейчас всё сильно изменилось. Поэтому мы начали собираться накануне, но до самого обеда доделывали какие-то дела. Выезд получился поздним, а в сочетании с тем, что мы не планировали совершать героические марш-броски, то в этот день ночевать мы встали на берегу реки Дон, не доезжая до знаменитой пробки в Лосево.
Это, кстати, крутой лайфхак для тех, кто не сильно торопится, там где вечером была «чёрная» пробка почти на 10 километров в 7 утра не было никого! Вторая ночёвка случилась у нас где-то под Тихорецком и там было как-то так тихо и душевно, что даже фотографий не сохранилось. По плану мы хотели третий раз ночевать не доезжая границы в Верхнем Ларсе, но в итоге приняли решение перейти её уже вечером.
Неожиданная встреча московских «экспедиционеров» где-то за МинВодами. Сентябрь-октябрь — отличное время для Грузии, и не удивительно, что народ массово мигрирует в одну и ту же сторону.
Границу мы прошли буднично и просто. На обе стороны у нас ушло времени где-то 1:15, что абсолютно комфортно и приемлемо. Как тут народ стоял летом по 12 часов даже страшно представить — плохо, если нет возможности выбираться на отдых не в мейнстримное время
Были мысли подняться ночью на поляну к Гергети, но честно говоря, устали и уже не было сил. Поэтому встали внизу под горой. От Степанцминды тянут асфальтовую дорогу в обход села на самый верх. Еще буквально немного времени и уже не нужно будет пузотёрным туристам арендовать делики для подъема наверх. Вообще, в Грузии очень сильно работают над тем, чтобы туризм был удобным и комфортным. Во все туристические места тянут асфальтовые дороги и прочий сервис.
После длительного перегона спали мы долго и проснулись, когда солнце было уже высоко. Такой расклад отменял подъем туда в связи с бессмысленностью фотосъемки. Мы перекусили и поехали дальше.
Выезжая из Москвы мы начитались плохих погодных прогнозов и в соответствии с ними решили строить свой график передвижения. По прогнозу на побережье черного моря оставалось всего три дня хорошей погоды, которая потом должна была смениться ветрами и дождями. Моря нам хотелось, поэтому мы решили с него и начать.
Самый большой кайф от Грузии в этом году мы получили от того, что мы были одни и в своём ритме и графике, ни на кого не ориентировались. Кстати, даже в сентябре нам досталось грузинской жары вдоволь, не представляю, как тут в июле и августе. На этом фото можно видеть ту часть экипажа, которая предпочитает без лишней надобности не покидать кондиционированное помещение кабины кемперочка 🙂
Перед выездом я довольно удачно чипанулся и дорога от Степанцминды до Пасанаури далась намного легче и приятнее. У машины существенно добавились низы и эластичность, так что серпантинные шпильки мы ехали на ура!
Скатались в сторону ущелья Мна.
Отсюда начинаются разнообразные пешие маршруты и, соответственно, есть сопутствующая инфраструктура.
Кстати, очень красивый памятный столб.
Идиллическая картинка с красивым деревом, милой деревенькой и восхитительным задним планом. Еще бы чуть позеленее была бы трава на склонах и не столь жёсткий полуденный свет, то вообще хоть в рамку 🙂
Не очень силён в названиях и ориентирах, но всё это снежное прилегает к Казбеку, только вид сбоку, если ориентироваться относительно Троицкой церкви
У арки дружбы народов останавливаться мы уже не планировали, да там и не было места для парковки. Встали чуть дальше и немного поснимали парапланеристов, которые там, кажется, в любую погоду.
Закрываем прошлогодние долги. Оставили машину с собакой в тени скал и пошли пешком смотреть крепость Ананури. Ассортимент сувениров с прошлого года не изменился, так что ничего приобрести не удалось.
Но сама церковь интересная, особенно если рассматривать мелкие детали
Ну и немного красивой черепицы, которая у меня после итальянской поездки Елены Викторовны почему-то стала прочно ассоциироваться с Италией.
Тут повествование должно перейти в текстовый вид, потому как фотографировать на этом большом участке было совершенно нечего. Итак, мы заскочили в Мцхету, чтобы наконец приобрести сим-карту грузинского оператора сотовой связи и пообедать в ресторане, в котором нам подали самую лучшую грузинскую еду за всю поездку 2017 года. И если с сим-картой всё прошло быстро и мы, наконец-то, вышли на связь с остальным миром посредством интернета, то ресторан тот мы почему-то не нашли, но откушали всё равно не плохо. На самом деле в этом году с едой нам в Грузии повезло намного больше, чем в прошлом, но об этом потом.
Так как мы торопились в Аджарию, то решили ехать туда асфальтовой дорогой. А если ехать Мцхета-Кутаиси-Батуми, то вроде как грешно не свернуть в Гори с трассы и не заглянуть в пещерный город Уплисцихе, тем более пока суть да дело время уже было к вечеру. Попробовав встать на берегу мы столкнулись с большим количеством желающих составить нам на ночь компанию, поэтому перебрались в один из каньонов
Тут было очень красиво, но как оказалось в последствии довольно шебутно. По началу было всё неплохо, вокруг нас летали в огромном количестве летучие мыши и это было прикольно, но потом компанию нам составили три местных собаки, которые заняв стратегические позиции вокруг нашего кемперочка принялись перебрёхиваться, чем не только мешали нам спать, но и изрядно нервировали Одри, которая постоянно подрывалась и начинала им отвечать, за что само собой огребала. Потом ночью приехал человек на лошади и стал ходить вокруг нас с фонариком в поисках «потерявшегося телёнка». Одри вдоволь облаяла еще и его, а те три собаки радостно включились в этот концерт. В общем спали мы в ту ночь не очень…
Рано утром я как обычно начал истерить, что мы всё проспали, свет ушёл, а я хотел фотографировать пещерный город в режимный свет. В итоге мы прибыли на парковку пещерного города за час до открытия и там уже «поцеловались» с закрытыми воротами, так как администрации плевать на режимный свет и всех пускают только с 10.00
Почти все, кто вместе с нами приехал «раньше чем надо», сфотографировались с вывеской и поехали дальше, но мы приняли решение всё-таки дождаться открытия.
Местечко это симпатичное, но свет в полдень, как обычно, жестковат
Походили пешком, позаглядывали в гроты, толком ничего не поняли, пожалели, что без экскурсии.
Вид с верхней точки на запад вдоль реки Кура.
В общем, если соберётесь сюда ехать — учтите наш опыт. Пробуйте ловить свет вечером, так как с утра с ним точно проблема и берите экскурсию, чтобы не бродить бестолково и бесцельно 🙂
Дальше мы собрали волю в кулак и таки Совершили стремительный марш-бросок к морю почти в 300 километров!
Мы встали на самом берегу, на так называемой «нулевой линии» в самый настоящий кемпинг. Так что на вечер у нас было запланировано сразу несколько поводов для празднования. Мы спустя 14 лет вновь увидели Черное море, мы впервые встали на своем кемпере в «кемпинг», мы впервые купили оранжевого вина, о котором были наслышаны из алко-передач Леонида Парфёнова на ютубе, а ещё мы познакомились с Владимиром и Инной из инстаграма, а развиртуализация — это неожиданный и почти всегда приятный процесс!
Прогноз нас не обманул — жара стояла отменная и море было просто восхитительным. Хотя купаться нормально мне не давала Одри, которая при всей своей нелюбви к воде просто вынуждена спасать «тонущего» хозяина.
Сейчас, возможно, кто-то скажет — фу, море! А где оффроуд, преодоление и прочее экспедиционирование, но нам в этом году ужасно захотелось море. Поэтому мы решили оставаться тут до тех пор, пока не испортится погода. Хотя по факту всё равно свалили через три дня, так как заскучали 🙂
К слову, восприятие погоды у кемперовладельцев и обитателей палаточного городка совершенно разное. Например, нас очень устраивал тот факт, что каждую ночь шёл дождь. Для нас это было всего лишь приятный шум во время сна, а для остальных сырые палатки и последующая просушка всего и вся. А об ураганном ветре, который в 4 утра разбудил весь лагерь и заставил ловить улетающее имущество и спасать ломающиеся палатки мы тоже узнали только со слов. Всё-таки житьё в автодоме имеет своё преимущество 🙂
Из неприятного, что хорошо запомнилось нам в этой поездке — это какое-то невероятное количество бродячих собак в Грузии. Они везде и от них невозможно скрыться. Мы останавливались просто в поле на санитарную остановку и тут же из кустов к нам бежали кабыздохи радостно виляя хвостами и вымогая подачки. К людям они совершено миролюбиво настроены, но у на-то с собой была собака, которую надо было выгулять и оградить от общения с данным контингентом.
А в кемпинге получилось еще хуже. Местный «вожак» воспринял её как конкурентку за объедки отдыхающих и твёрдо вознамерился с ней разобраться. В лоб ему это не удалось, тогда он улучил момент когда мы нагруженные фотоаппаратами, стульями и вином шли на пляж, подкрался сзади и вцепился ей в спину. Моя месть не заставила себя долго ждать, но шкуру Одри он прокусить успел. Весь оставшийся отпуск мы будем лечить у неё дырку в спине.
Но в целом отдых на море у нас удался. Мы ничего не делали, вкусно кушали, немного выпивали шотландского виски и грузинского вина, загорали и просто физически отдыхали от прошедшего отрезка 2018 года.
Иногда очень требуется именно такой простой и незамысловатый отдых, без точек, треков и прочих достопримечательностей.
Я в основном просто бездельничал, а вот Елена Викторовна вязала красивые носки. Я очень ей завидую, так как «it’s not a hobby it’s a post-apocalyptic life skill»(с) и даже пытался сам освоить хотя бы простейшие способы, но к сожалению, оказался слаб умом и усидчивостью и науку эту так и не изучил.
Так что мы с Одри просто наслаждались отдыхом без всякой пользы
В последний вечер на море нам усиленно обещали дождь и грозу, но мы ловко сглазили её установив дополнительные стенки к нашей маркизе. Если ты готов к непогоде на 146% то непогода всегда отступает, чтобы дать тебе понять тщетность приложенных усилий и потом, в следующий раз, когда ты расслабишься, она отомстила бы тебе по полной. Но мы умнее погоды, мы хорошо готовимся и в дальнейшем тоже не расслабляемся 🙂 В общем, обошлись без дождя и заодно проверили, как поживают наши стенки. Дополнительных пять квадратных метров очень серьезно расширяют жилое пространство нашего микро кемперочка, за что огромное спасибо СТОКРАТ — одному из партнёров проекта #уазCargoCamperEdition
Собственно фотографий на море сделано было не много, поэтому я решил выложить их аж все.
Вот эта пожалуй моя любимая. Колючая проволока очень органично дополняет эту картинку, будто мы одни во всём мире из живых людей, а все остальные стали зомби
Ну и конечно же ядерный гриб с радиоактивным солнцем. Какой апокалипсис без него?!
Наш кемпинг находился между Кобулети и Батуми. С Кобулети мы ознакомились во время заезда, а вот до Батуми мы не доехали. И хотя наш путь дальше лежал на север в Сванетию, но мы не смогли отказать себе в посещении этого курортного города. Тут оказалось шумно, людно и довольно мило. А еще мы, как большие фанаты хачапури по-аджарски, просто обязаны был попробовать эти хачапури в столице Аджарии.
На главной площади Батуми есть колесо оборзения, романтический памятник целующимся влюблённым, многочисленные предложения морских прогулок и множество отдыхающих.
Шумный курортный город, безусловно не лишённый своего очарования. Но, в отличии от нашего кемпинга, тут бы я не хотел пробыть три дня.
Кстати, отличную кухню мы нашли в крошечном заведении под невыдающимся названием «Хинкальная №1». Если кто будет в городе, то смело рекомендуем! Точный адрес данного заведения — 41.649489, 41.630828
В городе жара ощущается ещё сильнее, поэтому мы быстренько прогулявшись по старому городу и пополнив запасы в местном Карефуре, включили кондиционер на полную мощность и рванули на север страны в неведанную для нас пока Сванетию.
Примечательный факт произошёл с нами в районе города Поти на площадке рядом с памятником. Мы остановились, чтобы немного отдохнуть от жары и перекусить. Я отошёл не несколько минут, а Лена задремала в модуле, когда подъехала полицейская машина и стала «крякать» спец-сигналом. Оказалось, что рядом с памятником нельзя ночевать! Лена сказала, что мы только отдохнуть, а ночевать тут мы не планировали, полицейские пожелали хорошей дороги и удалились. Что это было, мы не очень поняли.
В Зигуди мы как следуют дозаправились на Лукойле, на котором самая низкая в Грузии цена на 92ой бензин (регуляр) в 2.29 лари и поехали «в горы». Так как дело было уже к вечеру мы решили не ехать в темноте по красивой дороге и запланировали ночевать на стоянке рядом с плотиной Ингурской ГЭС.
Мы успели прогуляться до смотровой площадки и сделать пару кадров плотины до того, как стемнело. Одри еще успела вдоволь побегать с местным псом, который был не готов к спортивной форме заезжей москвички и очень быстро сдался.
На обратном пути к машине мы разговорились с охраной объекта. Им было интересно, что у нас такой за уазик необычный, а мы в свою очередь поинтересовались не будут ли они волноваться, если мы останемся на стоянке ночевать. К вечеру к нам в компанию добавились две легковых машины с российскими номерами, которым идея ночевать на парковке тоже понравилась. Из забавного, они по какой-то причине решили что правильно/удобно/безопасно будет встать в двух метрах от нашей машины и мы в итоге засыпали под их бубнёж. При условии, что парковка была довольно большой это было странно, но собачиться не хотелось.
Погода снова нас баловала. Ночью и утром шёл дождь, а потом он прекратился и стало снова жарко и солнечно.
Дорога стала забирать вверх и виды стали всё лучше и лучше.
До Местии мы решили сегодня не доезжать и свернули в долину реки Бечо. Там мы жаждали уединения, красивых видов и Ушбы.
Отсюда берут начало многочисленные пешие маршруты, а еще тут множество водопадов, с неизвестными нам названиями.
Вечером за верхушки гор зацепилось облако и нам никак не хотели показывать никаких красивых вершин в целом и самой Ушбы в частности
Но уезжать отсюда было жаль и мы решили, что времени у нас вагон, поэтому Местия и Ушгули переносятся на завтра. Мы бросили машину и неспешно гуляли по окрестностям.
Отдельное удовольствие — это глядя в планшет пытаться понять, какая из тех вершин, что ты видишь глазами, имеет то или иное название из карты.
Если внимательно смотреть на эту карточку, то можно увидеть низкую радугу. Глазами было красиво, а вот фотографировать радугу я не очень умею.
А еще мы познакомились с немцами! Муж с женой и двумя собаками едут уже больше года, сейчас в Грузии, потом планируют в Иран. Едут на грузовом MAN 1984 года, который ласково называют Wombat. Едут они очень размеренно и никуда не торопятся, говорят что на пенсии и планируют кататься до тех пор, пока не кончатся деньги. Кому интересно — вот их сайт с большим количеством фотографий и картой их маршрута exploretheworld4x4.de
Забавно, что нам про них рассказывали, так как они стояли в том же кемпинге что и мы, но чуть-чуть раньше 🙂 Мир путешествующих по Грузии очень тесен!
Продолжение следует…
За поездку, конечно же, огромное спасибо тем кто помог и продолжает помогать строить нам наш автодом!
Генеральные партнеры проекта
Весь дополнительный свет и внутренняя электрика которой оснащен наш кемпер тщательно подобран и настоен профессионалами команды Off-Road-Light | Жилой модуль полностью сварен из алюминия специалистами Triffid Trucks | Строительство, обслуживание, тюнинг и доработки лежат на плечах команды PickupService |
Лебедки, синтетические троса, шноркель, тент-маркиза и многое другое полезное оборудование установленное на автомобиле носит марку СТОКРАТ | Силовой обвес, багажник, хабы,подвеска, колесные диски и многое другое фирмы РИФ предоставлено Автовентури |
А также проект «Я строю внедорожный дом» строится и развивается при многочисленной и очень дружной поддержке многих людей:
- Тепло в нашем внедорожном кемпере вырабатывается при помощи отопителя Webasto, грамотно установленного в техцентре Termo-PRO
- Великолепные зимние шины от Nokian Tyres Россия
- Кастомный задний бампер для автомобиля спроектирован и полностью реализован замечательным коллективом BigBender
- Раздвижные окна жилого отсека специально для меня сделаны силами «Внедорожные Оконные Решения»
- Поворотные кулаки с бронзовыми вкладышами и кастором +8 от бийского СТО Ваксойл-Сервис
- Потолочная консоль от roof-console.ru
- Расширители колесных арок, которые совсем скоро будут установлены, от Lapter
- GPS/GSM трекер отвечающий за запись трека и онлайн слежение за автомобилем от Locme
- Потрясающая мебель в жилом модуле от Александра «Зодчего»
- Солнечная энергетика в кемпере MicroArt — разработчика и производителя с большим стажем.
- Принудительная блокировка заднего моста предоставлена ИЖ-ТЕХНО
- Колесные диски OFF-ROAD Wheels
4 thoughts on “Грузинский отпуск. Часть 1”