Грузинский отпуск. Часть 1

в грузию на машине
Итак, начинаем рассказ о наших неспешных грузинских каникулах образца сентября 2018 года…

Когда-то давно, когда каждый день отпуска был на вес золота, мы собирали машину накануне и выезжали в 5 утра. Сейчас всё сильно изменилось. Поэтому мы начали собираться накануне, но до самого обеда доделывали какие-то дела. Выезд получился поздним, а в сочетании с тем, что мы не планировали совершать героические марш-броски, то в этот день ночевать мы встали на берегу реки Дон, не доезжая до знаменитой пробки в Лосево.

Это, кстати, крутой лайфхак для тех, кто не сильно торопится, там где вечером была «чёрная» пробка почти на 10 километров в 7 утра не было никого! Вторая ночёвка случилась у нас где-то под Тихорецком и там было как-то так тихо и душевно, что даже фотографий не сохранилось. По плану мы хотели третий раз ночевать не доезжая границы в Верхнем Ларсе, но в итоге приняли решение перейти её уже вечером.

Неожиданная встреча московских «экспедиционеров» где-то за МинВодами. Сентябрь-октябрь — отличное время для Грузии, и не удивительно, что народ массово мигрирует в одну и ту же сторону.
в грузию на машине

Границу мы прошли буднично и просто. На обе стороны у нас ушло времени где-то 1:15, что абсолютно комфортно и приемлемо.  Как тут народ стоял летом по 12 часов даже страшно представить — плохо, если нет возможности выбираться на отдых не в мейнстримное время

Были мысли подняться ночью на поляну к Гергети,  но честно говоря, устали и уже не было сил. Поэтому встали внизу под горой. От Степанцминды тянут асфальтовую дорогу в обход села на самый верх.  Еще буквально немного времени и уже не нужно будет пузотёрным туристам арендовать делики для подъема наверх. Вообще, в Грузии очень сильно работают над тем, чтобы туризм был удобным и комфортным. Во все туристические места тянут асфальтовые дороги и прочий сервис.

После длительного перегона спали мы долго и проснулись, когда солнце было уже высоко. Такой расклад отменял подъем туда в связи с бессмысленностью фотосъемки. Мы перекусили и поехали дальше.
в грузию на машине

Выезжая из Москвы мы начитались плохих погодных прогнозов и в соответствии с ними решили строить свой график передвижения. По прогнозу на побережье черного моря оставалось всего три дня хорошей погоды, которая потом должна была смениться ветрами и дождями. Моря нам хотелось, поэтому мы решили с него и начать.

Самый большой кайф от Грузии в этом году мы получили от того, что мы были одни и в своём ритме и графике, ни на кого не ориентировались.  Кстати, даже в сентябре нам досталось грузинской жары вдоволь, не представляю, как тут в июле и августе. На этом фото можно видеть ту часть экипажа, которая предпочитает без лишней надобности не покидать кондиционированное помещение кабины кемперочка 🙂

Перед выездом я довольно удачно чипанулся и дорога от Степанцминды до Пасанаури далась намного легче и приятнее. У машины существенно добавились низы и эластичность, так что серпантинные шпильки мы ехали на ура!
в грузию на машине

Скатались в сторону ущелья Мна.

Отсюда начинаются разнообразные пешие маршруты и, соответственно, есть сопутствующая инфраструктура.

Кстати, очень красивый памятный столб.
в грузию на машине

Идиллическая картинка с красивым деревом, милой деревенькой и восхитительным задним планом. Еще бы чуть позеленее была бы трава на склонах и не столь жёсткий полуденный свет, то вообще хоть в рамку 🙂

Не очень силён в названиях и ориентирах, но всё это снежное прилегает к Казбеку, только вид сбоку, если ориентироваться относительно Троицкой церкви

У арки дружбы народов останавливаться мы уже не планировали, да там и не было места для парковки. Встали чуть дальше и немного поснимали парапланеристов, которые там, кажется, в любую погоду.
в грузию на машине

Закрываем прошлогодние долги. Оставили машину с собакой в тени скал и пошли пешком смотреть крепость Ананури. Ассортимент сувениров с прошлого года не изменился, так что ничего приобрести не удалось.

Но сама церковь интересная, особенно если рассматривать мелкие детали

Ну и немного красивой черепицы, которая у меня после итальянской поездки Елены Викторовны почему-то стала прочно ассоциироваться с Италией.
в грузию на машине

Тут повествование должно перейти в текстовый вид, потому как фотографировать на этом большом участке было совершенно нечего. Итак, мы заскочили в Мцхету, чтобы наконец приобрести сим-карту грузинского оператора сотовой связи и пообедать в ресторане, в котором нам подали самую лучшую грузинскую еду за всю поездку 2017 года. И если с сим-картой всё прошло быстро и мы, наконец-то, вышли на связь с остальным миром посредством интернета, то ресторан тот мы почему-то не нашли, но откушали всё равно не плохо. На самом деле в этом году с едой нам в Грузии повезло намного больше, чем в прошлом, но об этом потом.

Так как мы торопились в Аджарию, то решили ехать туда асфальтовой дорогой. А если ехать Мцхета-Кутаиси-Батуми, то вроде как грешно не свернуть в Гори с трассы и не заглянуть в пещерный город Уплисцихе, тем более пока суть да дело время уже было к вечеру. Попробовав встать на берегу мы столкнулись с большим количеством желающих составить нам на ночь компанию, поэтому перебрались в один из каньонов

Тут было очень красиво, но как оказалось в последствии довольно шебутно. По началу было всё неплохо, вокруг нас летали в огромном количестве летучие мыши и это было прикольно, но потом компанию нам составили три местных собаки, которые заняв стратегические позиции вокруг нашего кемперочка принялись перебрёхиваться, чем не только мешали нам спать, но и изрядно нервировали Одри, которая постоянно подрывалась и начинала им отвечать, за что само собой огребала. Потом ночью приехал человек на лошади и стал ходить вокруг нас с фонариком в поисках «потерявшегося телёнка». Одри вдоволь облаяла еще и его, а те три собаки радостно включились в этот концерт. В общем спали мы в ту ночь не очень…
в грузию на машине

Рано утром я как обычно начал истерить, что мы всё проспали, свет ушёл, а я хотел фотографировать пещерный город в режимный свет. В итоге мы прибыли на парковку пещерного города за час до открытия и там уже «поцеловались» с закрытыми воротами, так как администрации плевать на режимный свет и всех пускают только с 10.00

Почти все, кто вместе с нами приехал «раньше чем надо», сфотографировались с вывеской и поехали дальше, но мы приняли решение всё-таки дождаться открытия.

Местечко это симпатичное, но свет в полдень, как обычно, жестковат
в грузию на машине

Походили пешком, позаглядывали в гроты, толком ничего не поняли, пожалели, что без экскурсии.

Вид с верхней точки на запад вдоль реки Кура.

В общем, если соберётесь сюда ехать — учтите наш опыт. Пробуйте ловить свет вечером, так как с утра с ним точно проблема и берите экскурсию, чтобы не бродить бестолково и бесцельно 🙂
в грузию на машине

Дальше мы собрали волю в кулак и таки Совершили стремительный марш-бросок к морю почти в 300 километров!

Мы встали на самом берегу, на так называемой «нулевой линии» в самый настоящий кемпинг. Так что на вечер у нас было запланировано сразу несколько поводов для празднования. Мы спустя 14 лет вновь увидели Черное море, мы впервые встали на своем кемпере в «кемпинг», мы впервые купили оранжевого вина, о котором были наслышаны из алко-передач Леонида Парфёнова на ютубе, а ещё мы познакомились с Владимиром и Инной из инстаграма, а развиртуализация — это неожиданный и почти всегда приятный процесс!

Прогноз нас не обманул — жара стояла отменная и море было просто восхитительным. Хотя купаться нормально мне не давала Одри, которая при всей своей нелюбви к воде просто вынуждена спасать «тонущего» хозяина.
в грузию на машине

Сейчас, возможно, кто-то скажет — фу, море! А где оффроуд, преодоление и прочее экспедиционирование, но нам в этом году ужасно захотелось море. Поэтому мы решили оставаться тут до тех пор, пока не испортится погода. Хотя по факту всё равно свалили через три дня, так как заскучали 🙂

К слову, восприятие погоды у кемперовладельцев и обитателей палаточного городка совершенно разное. Например, нас очень устраивал тот факт, что каждую ночь шёл дождь. Для нас это было всего лишь приятный шум во время сна, а для остальных сырые палатки и последующая просушка всего и вся. А об ураганном ветре, который в 4 утра разбудил весь лагерь и заставил ловить улетающее имущество и спасать ломающиеся палатки мы тоже узнали только со слов. Всё-таки житьё в автодоме имеет своё преимущество 🙂

Из неприятного, что хорошо запомнилось нам в этой поездке — это какое-то невероятное количество бродячих собак в Грузии. Они везде и от них невозможно скрыться. Мы останавливались просто в поле на санитарную остановку и тут же из кустов к нам бежали кабыздохи радостно виляя хвостами и вымогая подачки. К людям они совершено миролюбиво настроены, но у на-то с собой была собака, которую надо было выгулять и оградить от общения с данным контингентом.

А в кемпинге получилось еще хуже. Местный «вожак» воспринял её как конкурентку за объедки отдыхающих и твёрдо вознамерился с ней разобраться. В лоб ему это не удалось, тогда он улучил момент когда мы нагруженные фотоаппаратами, стульями и вином шли на пляж, подкрался сзади и вцепился ей в спину. Моя месть не заставила себя долго ждать, но шкуру Одри он прокусить успел. Весь оставшийся отпуск мы будем лечить у неё дырку в спине.
в грузию на машине

Но в целом отдых на море у нас удался. Мы ничего не делали, вкусно кушали, немного выпивали шотландского виски и грузинского вина, загорали и просто физически отдыхали от прошедшего отрезка 2018 года.

Иногда очень требуется именно такой простой и незамысловатый отдых, без точек, треков и прочих достопримечательностей.

Я в основном просто бездельничал, а вот Елена Викторовна вязала красивые носки. Я очень ей завидую, так как «it’s not a hobby it’s a post-apocalyptic life skill»(с) и даже пытался сам освоить хотя бы простейшие способы, но к сожалению, оказался слаб умом и усидчивостью и науку эту так и не изучил.
в грузию на машине

Так что мы с Одри просто наслаждались отдыхом без всякой пользы

В последний вечер на море нам усиленно обещали дождь и грозу, но мы ловко сглазили её установив дополнительные стенки к нашей маркизе. Если ты готов к непогоде на 146% то непогода всегда отступает, чтобы дать тебе понять тщетность приложенных усилий и потом, в следующий раз, когда ты расслабишься, она отомстила бы тебе по полной. Но мы умнее погоды, мы хорошо готовимся и в дальнейшем тоже не расслабляемся 🙂 В общем, обошлись без дождя и заодно проверили, как поживают наши стенки. Дополнительных пять квадратных метров очень серьезно расширяют жилое пространство нашего микро кемперочка, за что огромное спасибо СТОКРАТ — одному из партнёров проекта #уазCargoCamperEdition

Собственно фотографий на море сделано было не много, поэтому я решил выложить их аж все.
в грузию на машине

Вот эта пожалуй моя любимая. Колючая проволока очень органично дополняет эту картинку, будто мы одни во всём мире из живых людей, а все остальные стали зомби

Ну и конечно же ядерный гриб с радиоактивным солнцем. Какой апокалипсис без него?!

Наш кемпинг находился между Кобулети и Батуми. С Кобулети мы ознакомились во время заезда, а вот до Батуми мы не доехали. И хотя наш путь дальше лежал на север в Сванетию, но мы не смогли отказать себе в посещении этого курортного города. Тут оказалось шумно, людно и довольно мило. А еще мы, как большие фанаты хачапури по-аджарски, просто обязаны был попробовать эти хачапури в столице Аджарии.
в грузию на машине

На главной площади Батуми есть колесо оборзения, романтический памятник целующимся влюблённым, многочисленные предложения морских прогулок и множество отдыхающих.

Шумный курортный город, безусловно не лишённый своего очарования. Но, в отличии от нашего кемпинга, тут бы я не хотел пробыть три дня.

Кстати, отличную кухню мы нашли в крошечном заведении под невыдающимся названием «Хинкальная №1». Если кто будет в городе, то смело рекомендуем! Точный адрес данного заведения — 41.649489, 41.630828
в грузию на машине

В городе жара ощущается ещё сильнее, поэтому мы быстренько прогулявшись по старому городу и пополнив запасы в местном Карефуре, включили кондиционер на полную мощность и рванули на север страны в неведанную для нас пока Сванетию.

Примечательный факт произошёл с нами в районе города Поти на площадке рядом с памятником. Мы остановились, чтобы немного отдохнуть от жары и перекусить. Я отошёл не несколько минут, а Лена задремала в модуле, когда подъехала полицейская машина и стала «крякать» спец-сигналом. Оказалось, что рядом с памятником нельзя ночевать! Лена сказала, что мы только отдохнуть, а ночевать тут мы не планировали, полицейские пожелали хорошей дороги и удалились. Что это было, мы не очень поняли.

В Зигуди мы как следуют дозаправились на Лукойле, на котором самая низкая в Грузии цена на 92ой бензин (регуляр) в 2.29 лари и поехали «в горы». Так как дело было уже к вечеру мы решили не ехать в темноте по красивой дороге и запланировали ночевать на стоянке рядом с плотиной Ингурской ГЭС.
в грузию на машине

Мы успели прогуляться до смотровой площадки и сделать пару кадров плотины до того, как стемнело. Одри еще успела вдоволь побегать с местным псом, который был не готов к спортивной форме заезжей москвички и очень быстро сдался.

На обратном пути к машине мы разговорились с охраной объекта. Им было интересно, что у нас такой за уазик необычный, а мы в свою очередь поинтересовались не будут ли они волноваться, если мы останемся на стоянке ночевать. К вечеру к нам в компанию добавились две легковых машины с российскими номерами, которым идея ночевать на парковке тоже понравилась. Из забавного, они по какой-то причине решили что правильно/удобно/безопасно будет встать в двух метрах от нашей машины и мы в итоге засыпали под их бубнёж. При условии, что парковка была довольно большой это было странно, но собачиться не хотелось.

Погода снова нас баловала. Ночью и утром шёл дождь, а потом он прекратился и стало снова жарко и солнечно.
в грузию на машине

Дорога стала забирать вверх и виды стали всё лучше и лучше.

До Местии мы решили сегодня не доезжать и свернули в долину реки Бечо. Там мы жаждали уединения, красивых видов и Ушбы.

Отсюда берут начало многочисленные пешие маршруты, а еще тут множество водопадов, с неизвестными нам названиями.
в грузию на машине

Вечером за верхушки гор зацепилось облако и нам никак не хотели показывать никаких красивых вершин в целом и самой Ушбы в частности

Но уезжать отсюда было жаль и мы решили, что времени у нас вагон, поэтому Местия и Ушгули переносятся на завтра. Мы бросили машину и неспешно гуляли по окрестностям.

Отдельное удовольствие — это глядя в планшет пытаться понять, какая из тех вершин, что ты видишь глазами, имеет то или иное название из карты.
в грузию на машине

Если внимательно смотреть на эту карточку, то можно увидеть низкую радугу. Глазами было красиво, а вот фотографировать радугу я не очень умею.

А еще мы познакомились с немцами! Муж с женой и двумя собаками едут уже больше года, сейчас в Грузии, потом планируют в Иран. Едут на грузовом MAN 1984 года, который ласково называют Wombat. Едут они очень размеренно и никуда не торопятся, говорят что на пенсии и планируют кататься до тех пор, пока не кончатся деньги. Кому интересно — вот их сайт с большим количеством фотографий и картой их маршрута exploretheworld4x4.de

Забавно, что нам про них рассказывали, так как они стояли в том же кемпинге что и мы, но чуть-чуть раньше 🙂 Мир путешествующих по Грузии очень тесен!

Продолжение следует…

За поездку, конечно же, огромное спасибо тем кто помог и продолжает помогать строить нам наш автодом!

Генеральные партнеры проекта

Весь дополнительный свет и внутренняя электрика которой оснащен наш кемпер тщательно подобран и настоен профессионалами команды Off-Road-Light Жилой модуль полностью сварен из алюминия специалистами Triffid Trucks Строительство, обслуживание, тюнинг и доработки лежат на плечах команды PickupService
Лебедки, синтетические троса, шноркель, тент-маркиза и многое другое полезное оборудование установленное на автомобиле носит марку СТОКРАТ Силовой обвес, багажник, хабы,подвеска, колесные диски и многое другое фирмы РИФ предоставлено Автовентури

А также проект  «Я строю внедорожный дом» строится и развивается при многочисленной и очень дружной поддержке многих людей:

• Тепло в нашем внедорожном кемпере вырабатывается при помощи отопителя Webasto, грамотно установленного в техцентре Termo-PRO
  • Великолепные зимние шины от Nokian Tyres Россия
  • Кастомный задний бампер для автомобиля спроектирован и полностью реализован замечательным коллективом BigBender
  • Раздвижные окна жилого отсека специально для меня сделаны силами «Внедорожные Оконные Решения»
  • Поворотные кулаки с бронзовыми вкладышами и кастором +8 от бийского СТО Ваксойл-Сервис
  • Потолочная консоль от roof-console.ru
  • Расширители колесных арок, которые совсем скоро будут установлены, от Lapter
  • GPS/GSM трекер отвечающий за запись трека и онлайн слежение за автомобилем от Locme
  • Потрясающая мебель в жилом модуле от Александра «Зодчего»
  • Солнечная энергетика в кемпере MicroArt — разработчика и производителя с большим стажем.
  • Принудительная блокировка заднего моста предоставлена ИЖ-ТЕХНО
  • Колесные диски OFF-ROAD Wheels

4 thoughts on “Грузинский отпуск. Часть 1

1. Nikolay Chernov

После собственного опыта проживания в кэмпере твои отчеты стало вдвое интереснее читать. Вот например дождь и ветер — меня они совершенно не напрягали и даже убаюкивали. В том числе на вершине горы Шамбулсдаг, 3000м, где ветром несло камешки и стучало ими о будку. Саму будку пи этом мощно потряхивало при порывах. Но так как реальной опасностии не было,я спал отлично. А Аня и Витали чего-то переживали.
    А вот людской шум мне как раз мешал, мы с дуру, точнее для понта встали на смотровой площадке у Дербенской крепости, где но ночам тусят джигиты и почти всю ночь, до 4 утра были вынуждены были слушать громкую джигитскую музыку, которую включали, как мне показалось, специально для нас. Песню пр какие то камни я раз 6 слушал, думал навсегда запомню слова, но к счастью забыл. При это неутепленный кэмпер Виталика шумы пропускает без задержки и я надеялся что утепленный как твой будет лишен такой проблемы.

• Nikolay Chernov

Я тоже так считаю, но утренний вид на город был красив. Не нашли по темноте лучшего места с видом на город.
        А вообще по мне — забуриться куда-нибудь повыше и на всех глядеть!