Дорога на Кату-Ярык

 photo IMG_3570.jpg
Оставшись одной машиной, мы неспешно покатили дальше по Чуйскому тракту. Снова в огромном количестве потянулись легковые машины с номерами 54 региона, снова по обочинам вдоль шоссе стоят многочисленные палатки, горят костры, бегают дети и ползают пьяные люди. Люди любят Горный Алтай…

2. Вот такие спящие вдоль дороги драконы приглянулись мне еще в прошлый раз. Вроде ничего особенного, а нравится 🙂
 photo IMG_3392.jpg

3. Преимущество путешествия одной машиной заключается в том, что ты совершенно ни к чему не привязан. Можно останавливаться где угодно и сколько угодно. Можно фотографировать какие-то банальности или просто тупить.
 photo IMG_3396.jpg

4. Вот перевал Чике-Таман. На его вершине постоянно стоят машины с монгольскими номерами. Зачем, почему, куда и откуда они едут мне не ведомо. Обычно это забитый под завязку древний микроавтобус и дорогой солидный седан. Этот раз не исключение, но расспросить их не получится – языковой барьер.
 photo IMG_3400.jpg

5.
 photo IMG_3397.jpg

6. Вот вид на дорогу близ селения Малый Ябоган. Пока я фотографировал, рядом остановилась 99ая лада с татарскими номерами и двое мужчин средних лет подошли полюбопытствовать, что можно посмотреть в Горном Алтае.
 photo IMG_3413.jpg

Удивительное свойство наших людей – проехать несколько тысяч километров для них несложно, а купить путеводитель или хотя бы посмотреть в интернете, куда же они собрались — проблема.

7. Мы немного утомились и, посчитав, что сегодня никуда уже не успеем, встаем на ночевку.  Микродомик стоит в 400р/сутки. Это и есть кемпинг по-алтайски. В сезон тут все забито под завязку, а очередь в баню расписана аж до ноябрьских праздников.
 photo IMG_3416.jpg

Небольшое авторское интервью.

8. Прекрасно переночевав в домике, мы привели себя и свои вещи в порядок и просушили все, что было мокрым и сырым.
 photo IMG_3419.jpg

Утром мы спокойные и довольные двинулись дальше. Сегодня по плану нужно дойти до вершины перевала Кату-Ярык.

9. Первый в мире подвесной мост, спроектированный архитектором Цаплиным. Вы наверняка его уже видели, даже если не в моем старом отчете, значит в отчете известного путешественника Сергея Доли. Это когда он мужественно боролся с последним лайтрумом в районе Чуйского тракта.
 photo IMG_3440.jpg

10. Ныне мост не используется, фотографируют его обычно с дороги. Но если честно, то там не самый удачный ракурс, да и охранник нового моста очень нервничает. Можно заехать через деревню с другой стороны и оттуда сделать хорошие кадры. Благо время позволяет.
 photo IMG_3443.jpg

11. Вот они вдвоем
 photo IMG_3444.jpg

12. Катунь в это время года совершенно не бирюзовая. Вода несет в себе грязь и цвет имеет соответствующий
 photo IMG_3446.jpg

13. Наш старый знакомый подвесной автомобильный мост. Заезжаем, чтобы снять проезд по нему на видео. В прошлый раз так впечатлились, что забыли это сделать — закрываем старые долги.
 photo IMG_3452.jpg

Пока стояли, подъехали две машины с томскими номерами. Видавший виды праворульный аналог Lexus RX-300 обутый в шины «Кама-Евро» выгрузил своего владельца. «Ну чО, где тут ваши петроглифы?» — вместо приветствия обратился к нам средних лет гопник, очевидно по внешнему виду приняв нас за местных жителей. Однако нужно поскорее и подальше сваливать от цивилизации, в ответ подумали мы.

14. Устье реки Чуя.
 photo IMG_3459.jpg

15.
 photo IMG_3460.jpg

Чуть дальше в навигаторе отмечено место под названием «КалбакТаш». Пока пытались вспомнить что это, проскочили поворот. Пришлось возвращаться. Любопытное место! Оно было открыто во время строительства Чуйского тракта. Так как строили его заключенные, среди которых было довольно много образованных и интеллигентных людей, то они смогли распознать уникальные древние письмена на камнях и не пустили их на щебень.

16. Древние люди умудрились в довольно сложной технике выполнить красивые и очень любопытные рисунки, характеризующие их быт, верования и представления об окружающем мире.
 photo IMG_3487.jpg

17.
 photo IMG_3501.jpg

18.
 photo IMG_3503.jpg

19. Внезапно космический корабль
 photo IMG_3509.jpg

20. А вот этот рисунок выполнен в совершенно другой технике.
 photo IMG_3515.jpg

22.
 photo IMG_3521.jpg

23.
 photo IMG_3526.jpg

24. Тема инопланетян раскрыта
 photo IMG_3529.jpg

25. Сейчас рисунки древних художников старательно охраняют от их современных коллег, которые везде стараются нанести свои упрощенные «петроглифы» с указанием своей фамилии, города, откуда они приехали, и даты когда было совершенно ритуальное нанесение надписи.
 photo IMG_3531.jpg

Приятная женщина провела для нас интересную экскурсию за небольшую сумму денег и мы все подробнейшим образом запротоколировали. К сожалению, ближе к концу рассказа к нам присоединилась семейка «гоблинов», с которой мы познакомились чуть раньше. Их задорные комментарии и довольно странные измышлизмы немного скомкали окончание экскурсии, и, пока они старательно разбрасывали мелкие монеты по камням с древними письменами «на счастье» и «чтобы вернутся», мы стартовали дальше.

26. К тому же погода немного улучшилась.
 photo IMG_3536.jpg

27. Чуйский тракт по-прежнему имеет великолепное асфальтовое покрытие и все еще пролегает в очень красивых местах. В Акташе мы заправились, потаращились на кемпер с голландскими номерами, пообедали и ушли на север.
 photo IMG_3538.jpg

28. Ущелье «Красные ворота». Есть мнение, что цвет породы определен богатым содержанием ртути в почве. Фотографировать его трудно из-за огромного столба пыли, который поднимают постоянно проносящиеся автомобили.
 photo IMG_3549.jpg

Улаганский перевал, как и сам поселок Усть-Улаган проскочили ходом. На перевале встретили Тагаз Тайгер с московскими номерами – перекинулсь с ними парой слов. Они уже довольно давно катаются тут с еще одним ссангйонгом и паджериком.

29. Дальше дорога стала грунтовой и я немного подспустил шины. В сезон здесь ползает огромное количество пузотерок, преимущественно из Новосибирской, Кемерововской и Томской областей. А в этот раз, по дороге туда, мы обогнали только «рафик» из Горно-Алтайска.
 photo IMG_3550.jpg

30. Дорожные знаки и километровые отметки на деревянных столбиках.
 photo IMG_3556.jpg

31. На подспущенных шинах лететь по дороге легко и мягко. Только нужно не забывать, что ограждений тут нет и внезапно бывают вот такие обрывы
 photo IMG_3560.jpg

32. Далеко внизу красивое озерцо
 photo IMG_3558.jpg

33. Второй раз гадаем, куда показывает так тщательно вытертая стрелка?
 photo IMG_3565.jpg

34. Последний подъем и вот он – красавец Кату-Ярык и долина реки Чулышман. Одно из самых сильных впечатлений от поездки 2010 года.
 photo IMG_3567.jpg

35. Этот ракурс невероятно хорош в закатных красках и мы изначально планировали заночевать здесь наверху. Но несколько лет назад, начали строить «гражданскую версию» перевала и всю поляну наверху распахали. Желание оставаться здесь как-то незаметно испарилось.
 photo IMG_3570.jpg

36. Водопад
 photo IMG_3580.jpg

37. Вид на долину реки Чулышман
 photo IMG_3601.jpg

38. Водопад образован рекой Карасу. Чтобы было понятно, насколько дальше глухие места, попробуйте представить, что от этого места, всего 60 км до той самой заимки Лыковых, о которой совсем недавно писал Игорь Шпиленок.
 photo IMG_3610.jpg

39. Вот в кадр попало строительство нового дороги. Она будет менее крутая, по ней смогут легко ездить обычные легковушки. Станет долине от этого лучше или хуже — решайте сами…
 photo IMG_3614.jpg

40. Это растение нам назвали как "заячья капуста". Растет на Алтае повсеместно
 photo IMG_3623.jpg

41.
 photo IMG_3629.jpg

Наверху владельцы кроссоверов расспрашивают только что поднявшийся снизу Subaru Forester на предмет того, сложно ли, можно ли, и вообще возможно ли, им спустится вниз. Мы вспомнили знаменитых Женю  и Таню , взгоготнули в душе, и, закрепив камеру GoPro на багажник, срываемся вниз. Спуститься по этому перевалу я мечтал все 3 года…

Он оказался несложным и нестрашным. Не знаю, то ли в детстве «деревья были большими», то ли мы немного заматерели, но каких-то 13 минут и мы внизу.
Внизу на турбазе стоит ожидая эвакуации VW Passat с порванными шрусами (переусердствовал на подъеме) и Nissan Juke, который в заглушенном состоянии тросом эвакуировали с Телецкого озера после того, как там разлилась река и затопила большой участок дороги.

42. Селимся на турбазе в алтайский аил. Это еще одно национальное жилище в нашу «копилку». До этого там уже была киргизская юрта, бурятское жилище и кажется что-то еще.
 photo IMG_3637.jpg

43. Чулышман разлился и частично затопил долину. Вода грязная и некрасивая. Завтра мы поедем на «южный берег Телецкого». В 2010 году мы не смогли туда попасть, потому, что во время разлива смыло мост через Башкаус и дороги не было. Мы знали об этом заранее, но верили, что МЧС успеет восстановить его. Но тогда не успели…
 photo IMG_3641.jpg

Алтай не балует нас погодой — небо затянуто облачностью и по нескольку раз в день идет дождь. Знакомимся с позитивными дедами на «жуке» и попутно выясняем масштабы затопления дороги. По их словам «жуку сильно выше капота было, но вы легко пройдете».

Противоречиво, но скорее всего не страшно, потому как вытаскивал их оттуда стоковый патриот. Завтра все выясним сами…