Рассказ о том, как на мартовских праздниках мы побывали в сказочном Каргополье и смогли на несколько дней прикоснуться к деревянной истории Русского севера…
2. Мы въехали в Архангельскую область. Очень удачно свернули мы с грязной и перегруженной трассы М8 в районе Сокола и далее ехали Харовск-Вожега-Ерцево-Коноша-Няндома-Каргополь. Абсолютно пустая и чистая трасса — не нужно выполнять бесконечные обгоны, не нужно тратить 100500 литров незамерзайки.
Дорога заняла у нас почти весь день (шутка ли 930 км зимой) и приехали мы уже затемно. Заселились в Каргополочке и рано легли спать — завтра насыщенный день.
3. Утро началось с плохой погоды. Серость на небе и метет сильная метель. Мы в урочище Красная Ляга.
3. Дорога от Ватамановской местами довольно сильно переметена, но это там, где она идет по полю. Там где лес, проблем нет — можно проехать на чем угодно.
4. Вот так выглядит перемет. Снег наметает ветром с поля и дорога почти выравнивается с боковыми брустверами. По такому снегу идем на пониженной на легком глиссировании
5. Параллельно идет дорога, которую не чистили какое-то время, и ее уже почти полностью занесло.
6. Единственный шанс подойти к церкви — это прогуляться пешком. Оставляем машину и выдвигаемся.
7.Поначалу была мысль просто сфотографировать ее телевиком и ехать дальше — раньше мы всегда так и делали, но с начала этого года мы исповедуем новые принципы в путешествиях — никаких компромиссов!
8. Снега в этом году не просто много, а очень много. Мы думали, что мы неплохо подготовились тем, что взяли с собой снежные бахилы, но как оказалось, брать нужно было лыжи или снегоступы — снега по пояс!
9. Изредка выглядывает солнце, и мы не теряем надежды на хорошую погоду
10. Чем ближе, тем больше начинают вырисовываться детали шатровой церкви 1655 года постройки. Подумать только — это же сколько лет он простояла, и ни тронули ее ни ветра, ни пожары, ни революции, ни смены политических строев!!!
11. Елене Викторовне дорога дается легче. Во-первых, она меньше проваливается, а во-вторых, она идет кратчайшим путем по прямой. А я «сайгачу» по снегам, стараясь оставлять «злое солнце» сбоку от себя, чтобы хоть что-то снять нормально.
12. Как подошли ближе, сразу стало понятно, что наши страдания не напрасны. Церковь прекрасна именно своими деталями!
13.
14. Удивительно, с какой любовью к мелочам выполнена вся постройка! Видно, что строили от души, а не за просто так.
15. Можно рассмотреть множество элементов декорированных красной краской. Видимо, это как то намекает на название «Красная Ляга».
16. Множество деталей, из которых и складывается общий облик, невероятно аккуратно и заботливо выполнены в дереве.
17. Многие вещи можно сравнить с кружевом, настолько все изящно и красиво
18. Здесь наверняка висела икона.
19. А вот так выглядели абсолютно все двери. Странно, но все закрыто на замок. Может быть, потому что место сильно туристическое, а может еще почему, но внутрь мы не попали ни в одну из церквей Каргополья. Необъяснимо, но факт.
20. В некоторых местах можно рассмотреть свежие доски. Но сделано аккуратно и в глаза несильно бросается.
21.
22.
23. Можно часами рассматривать каждую деталь.
24. В церкви живут птицы. Наше появление их тревожит, и они с шумом вылетают из открытого окна
25. и кружат вокруг купола
26. Тыльная часть еще интереснее — попробуем рассмотреть ее в деталях. Меня смущает явное солнце и под ним крест с лепестками как у цветка. Вероятно дело в возрасте строения, еще можно проследить «языческие нотки». Хотя это только мои домыслы…
27. В основном, все деревянные кресты на маковках снабжены вот таким металлическим штырем — громоотвод или что-то более простое и банальное?!
28. Погода меняется даже чаще, чем в горах! Опять все затянуло и повалил снег…
29. Дальше едем в заброшенную деревню Кучепалда. Дорога такая же — переметена на полях и совершенно нормальная по лесу. Вот причина того, что дорогу чистят — лес. Всюду, где ездят лесовозы, прочищены дороги, живые жители в деревне совершенно не причина чистить туда дорогу, в этом мы убедились позже.
30. Брошенная деревня, легенду о которой, наверное нет смысла пересказывать, так как все ее знают и так.
31. Мертвая деревня, посредине которой стоит…
32. Спутниковый телефон с солнечными батареями! В мертвой деревне!!! Объяснение есть, но ладно….
33.
34. А дома были крепкие, хорошие. Странно, что люди просто так отсюда ушли
35.
Дальше по плану Большие Лядины (гусары молчать!)
36. Сельский клуб. Мило и трогательно 🙂
37. Тройник Лядинского погоста полностью в лесах. Это, конечно, сильно смазывает его восприятие
38.
39. Из бонусов — наладилась погода
40.
Дальше мы едем в деревню Калитинка с целью увидеть вот эту часовню.
41. Маленькая, но очень живописно сломавшаяся.
42. Время подломило ее и она завалилась, сломав себе же крышу
43. Кругом стоят жилые дома, а она органично расположилась между ними.
44. Совсем рядом здание ГАИ. Оно прекрасно всем: ретро табличкой…
45. Антенной на крыше из прокладки блока цилиндров
46. И заснувшим на зиму УАЗом
Вытащив из снежного плена уже вторую за сегодня легковушку, мы мчим в Саунино/Кипрово.
47. Церковь Иоанна Златоуста 1665 года постройки и колокольня 18 века в с Саунино.
48. Совершенно потрясающее по своей теплоте место. Сюда мы вернемся позже для экспериментальных ночных съемок 🙂
49. Так получается, что все время нужно ходить с задранной головой. Попробуем рассмотреть множество деталей которые можно увидеть только вблизи
50. Я совершенно убежден в том, что эти церкви нельзя реставрировать и возвращать в действующее состояние. Наша задача их «законсервировать» в том виде, в котором они есть сейчас, потому что именно так они являются настоящими и живыми носителями прошедшего времени.
51. Удивительная вещь, которую я раньше нигде не видел. Поправьте, если я не прав, но по моему это лаз для кошки! Странные дела 🙂
52.
53. И снова этот штырь на кресте
54.
55.
56.
57.
58. Дальше жилые дома, но дорогу перемело
59.
Дальше будет небольшое приключение, о котором я рассказывал раньше. Но на него мы потратим минимум времени. Благодаря тому, что на машине теперь стационарная лебедка, мы в течении 10-15 минут отлебеделись и оперативно продолжили наш дальнейший путь по Ошевенскому тракту.
Будем честными — Ошевенский монастырь не представляет из себя ничего интересного и мы проезжаем чуть дальше.
60. Богоявленская церковь в Ошевенске 1787 года постройки.
61.
Рядом с ней произошла любопытная история. Дело в том, что в результате наших кульбитов мы замяли о снег заднюю дверь. Довольно сильно — заметно даже на фотографиях. Уже отсняв эту церковь, я стоял у машины и вдруг подумал о том, как же хорошо, что все довольно удачно обошлось. Никто из нас не пострадал, машина не перевернулась и мы даже не испортили нашу поездку, а спокойно продолжили ехать по запланированному маршруту. А дверь…это совершенная ерунда, о которой и беспокоиться совсем не стоит. Так, что спасибо, что все именно так как есть. Подумал и, убрав фоторюкзак на заднее сиденье, захлопнул дверь. Раздался металлический звон и дверь «отщелкнулась». Металл выправился обратно и ни осталось вообще никаких следов! Казалось бы ничего необычного, так бывает. Но в сочетании с только что озвученными моими мыслями это было почти как «знак»…
62.
63
64. Вот такой транспорт встречался нам на всех дорогах, куда бы мы ни ехали. Грузовиков другого формата я просто не припомню. Есть стойкое ощущение, что регион живет только за счет добычи леса.
Продолжение следует…
One thought on “Деревянная Россия. Север. Часть I.”