Большой маршрут. Тыва.

 photo IMG_4084.jpg
Рассказ о Тыве будет большой по той причине, что и день этот был безумно длинный. Проснулись мы в республике Горный Алтай, а спать легли уже в Хакасии. Такой был план — Тыву мы должны были пройти за световой день…

Нервная обстановка перед сном создала все предпосылки к неспокойной ночи, но тем не менее спал я хорошо и крепко. Правда, проснулся я задолго до будильника от того, что рядом с палаткой кто-то тихонечко ходил. Попытался прислушаться, чтобы понять что или кто это может быть. Шаги то есть, то прекращаются. То ли животное, то ли человек, не пойму… Решил, что все это мне показалось и доспать оставшееся время. Но тут вдруг Лена трогает меня за руку и беззвучно шепчет — ты слышишь?! Галлюцинации массовыми не бывают, значит, не показалось. Но что делать не пойму, внезапно выскочить из палатки не получится. Пока молнии, пока то да сё, не пойму, какую модель поведения стоит выбрать. Вроде бы стихло… Бесшумно пролежали минут пятнадцать, выбрался из палатки — никаких следов вроде нет. Сна как не бывало, быстро собрались и поехали.

2.  Выдвигаемся на перевал. Этот день будет самым «длинным» за все путешествие. И очень тяжелым психологически, так как до последнего нет ясности, сможем пройти или нет.
 photo IMG_3991.jpg

3. Мы идем по северному берегу. Есть два трека, один требует переходить через реку еще раз, а другой продолжает идти по нашей стороне. Лишний раз форсировать полноводную реку желания нет, но по нашей стороне сильный боковой уклон. Выбираем уклон…
 photo IMG_3994.jpg

4.
 photo IMG_3996.jpg

5. Погода хуже не придумать, то и дело начинает идти дождь. Все небо затянуто облаками и холодно, вокруг стоит унылая осенняя серость.
 photo IMG_3999.jpg

6.
 photo IMG_4001.jpg

7.
 photo IMG_4003.jpg

8. Еще до начала поездки я выслушал огромное количество мнений, почему ни при каких условиях нельзя ездить одной машиной в диких местах. Можно сломаться, застрять, вляпаться в "историю" с местными и т.д. и т.п.. Здесь я вдруг впервые ощутил, что все это вполне реально. И кое что из этого может быть очень неприятно.
 photo IMG_4006.jpg

9. Сильный туман добавляет антуража к пейзажу. Не знаю почему, но такие картины меня завораживают. Именно поэтому мне безумно нравится Укок и Сон-кель — дикость и минимализм.
 photo IMG_4007.jpg

10. Есть спутниковые карты и есть треки. Направление "туда", но перспективы нашего продвижения не очень-то ясны. Даже местные не дали нам точного ответа на вопрос о возможности пройти в это время, все говорят одно — снега очень много…
 photo IMG_4008.jpg

11. При всей стрессовости нашей ситуации, нужно понимать, что у медали есть две стороны. Никогда не удастся получить столько сочного и реалистичного погружения в окружающий тебя мир дефилируя колонной бравых внедорожников. Сейчас мы наедине с окружающим миром и ничто не мешает его воспринимать таким, какой он есть
 photo IMG_4010.jpg

12.
 photo IMG_4013.jpg

13. Временами приходится отклонятся от дороги, потому как она идет со слишком сильным боковым уклоном. Тогда мы забираем носом круто вверх и потом спускаемся вниз. Главное, чтобы не боковой уклон. По мокрой от тумана и росы траве машина периодически скользит, настолько большой угол.
 photo IMG_4016.jpg

14.
 photo IMG_4019.jpg

15. На ровных участках выхожу фотографировать. О том, чтобы остановится там, где нравится, и речи быть не может. Не только ручник не удержит, даже на первой передаче с пониженным рядом машина медленно, но соскальзывает.
 photo IMG_4022.jpg

16. Приближаемся к границе республик.
 photo IMG_4024.jpg

17. Заброшенный пост милиции. Трудно сказать, сколько лет он в таком состоянии, но не могу даже представить формат его функционирования. Наверное дежурили вахтовым методом, по неделе или около того.
 photo IMG_4028.jpg

18.
 photo IMG_4031.jpg

19. От блок-поста начинается подъем.
 photo IMG_4032.jpg

20. Чем ближе к перевалу, тем чаще попадается снег. Здесь он совсем рядом с дорогой. Хорошо видно след прошедшей до нас машины.
 photo IMG_4033.jpg

21. На самом перевале снег. Подробная теоретическая подготовка перед поездкой говорит, что справа верховое болото и соваться туда нужно в последнюю очередь. Уходим круто налево, на склон.
 photo IMG_4034.jpg

22. Перевал Бугузун, примерно две с половиной тысячи метров. Мы его взяли, но на душе не отлегло — впереди еще много непростых моментов.
 photo IMG_4035.jpg

23. На вершине традиционно "обо" и мусор.
 photo IMG_4036.jpg

24. На спуск пошла раскисшая колея. Наша следующая цель пройти озеро Ак-Холь и выйти к селу Кызыл-Хая.
 photo IMG_4037.jpg

25. Снег лежит везде, а сверху начинает лить сильный дождь. И так не простые условия усложняются с каждой минутой.
 photo IMG_4041.jpg

26. Озеро Хидиндиктиг-Холь мы не увидим. Верховое болото в это время трудно проходимо, люди с которыми я разговаривал, говорили, что проходя его, ночевали в зрительной видимости от вчерашнего лагеря. У нас уже совершенно нет времени. Наш самолет из Красноярска в Москву улетает через два дня, и очень хочется на него успеть, чтобы не терять деньги.
 photo IMG_4043.jpg

27. Дорога петляет то вверх, то вниз.
 photo IMG_4045.jpg

28. Воды так много, что даже подходы к мостам затоплены.
 photo IMG_4054.jpg

29. Озеро Ак-Холь. Говорят здесь шикарная рыбалка, может быть когда-нибудь сможем проверить это
 photo IMG_4061.jpg

30.
 photo IMG_4067.jpg

31. Пока фотографировались, из под горы выскочила буханка с тувинскими номерами. Машина тормозит и водитель быстро идет ко мне. Не хочется быть невежливым, тем более очевидно, что он хочет что-то спросить. Делаю несколько шагов навстречу, а тем временем из буханки высыпает целая толпа тувинцев. Довольно неприятная ситуация…
 photo IMG_4071.jpg

Оказалось, что они едут в Кош-Агач и просто хотят узнать, какая дальше дорога. А массовая высадка пассажиров связана с тем, что им интересна наша машина. Хотя Володя как раз говорил, что это не очень хорошо, когда тувинцам вдруг понравился твой автомобиль 🙂

32. Перевал около горы Бир-Таг. Очень крутой перелом, когда едешь наверх, ничего не видишь кроме неба. Да и на самой вершине особо места нет, чтобы сфотографировать автомобиль и окрестности, приходится вот так раскорячиться
 photo IMG_4084.jpg

33. Вид сверху на долину. Тувинцы предупредили, что внизу есть несколько заболоченных участков. И у самого села разлилась река и обязательно нужно идти "верхней дорогой".
 photo IMG_4085.jpg

34. Внезапно яки. Или как говорят местные жители —  сарлыки. Животные очень крупные, примерно в полтора раза больше обычного быка.
 photo IMG_4091.jpg

35. Пытаюсь подобраться к ним поближе с крайне неудачно надетым 17-40. Трудно предсказать их реакцию, если животное вдруг проявит агрессию, то бежать до машины мне далеко. Но в какой-то момент они теряют ко мне интерес и отворачиваются. Ближе идти я не решился, ограничился снимками с этого расстояния.
 photo IMG_4098.jpg

36.
 photo IMG_4099.jpg

37. Выходим к реке Моген-Бурен. Воды много, берега в снегу.
 photo IMG_4101.jpg

38. Дорога идет вдоль скального прижима и настолько узкая, что ни о каком разъезде речи даже близко быть не может
 photo IMG_4102.jpg

39. Прошелся ногами, но сколько видно глазу — без изменений. Других вариантов нет — только вперед
 photo IMG_4105.jpg

Дорога петляет вдоль реки и идет вдоль скалы. Там где из-за прижима дорога становится совсем узкой, она перемахивает на другую сторону и так дальше, до следующего прижима.

40. Находим отворотку в гору и съезжаем на обед. Не смотря ни на что — обедать нужно по часам. Голодный человек злой и быстрее утомляется.
 photo IMG_4111.jpg

41.
 photo IMG_4120.jpg

42. Река Моген-Бурен сильно разлилась, подмыла мосты и кое-где даже перекатывается через них. А мостов этих очень много.
 photo IMG_4123.jpg

У Кызыл-Хая река разлилась и затопила луг и дорогу. Как сказали местные — нужно ехать по горе. Поворот на эту «по горе» мы не нашли и уперлись в подтопленную пойму с торчащими оттуда деревьями. Делать нечего – плюхаемся и … вода выше капота. ШОК. Набираю понемногу скорость и иду, гоня перед собою волну. Очень надеюсь, что под водой нет никаких поваленных деревьев и крупных камней. Внутри все сжалось от какого то спазма. Ни фото, ни видео нет. Но в такие моменты особенно остро понимаешь, что путешествуя в таких местах одной машиной у тебя совершенно нет права на ошибку.

Вышли к селу. Лица у людей не приветливые, землистого оттенка и по внешнему виду ближе к монголоидной расе.  Поселок совершенно нищий. В центре хибара с вывеской «Почта России». Просто проехали. Начались километровые столбы.

43. Едем по треку. Асфальт закончился спустя километр от деревни. Начался довольно жесткий грейдер.
 photo IMG_4125.jpg

44. Вот этот ряд деревянных столбиков и есть граница с Монголией. Дорога проложена вдоль самой границы. Вот она Монголия – такая близкая и такая далекая. Мечту можно буквально потрогать рукой…
 photo IMG_4126.jpg

45.
 photo IMG_4131.jpg

46. Крышесносящие виды. Какой там Горный Алтай!!! Это все детский сад по сравнению с Тывой, и при этом тут АБСОЛЮТНО никого нет!!! Мы как будто на другой планете!
 photo IMG_4133.jpg

47.
 photo IMG_4136.jpg

48.
 photo IMG_4142.jpg

49.
 photo IMG_4144.jpg

50. Дорожные знаки на деревянных опорах. Признак цивилизации с одной стороны и в тоже время чего-то еще
 photo IMG_4149.jpg

51. Пограничные столбики кокетливо жмутся друг к другу.
 photo IMG_4154.jpg

52. Красочная вывеска одноименного с рекой племенного колхоза
 photo IMG_4159.jpg

53 Вдалеке виднеются синие крыши монгольской пограничной заставы. Наших пограничников я не видел. Видимо, это связано с тем, что именно тувинцы совершают на Монголию набеги с целью угнать скот, а не наоборот
 photo IMG_4160.jpg

54. Дорога в небо. Надеюсь я смогу туда вернутся и проехать ее еще раз. Спокойно и не торопясь
 photo IMG_4164.jpg

55. Это нельзя сфотографировать. Никаким фотоаппаратом не передать всех чувств, которые пробуждаются в душе. Едем почти молча — есть некоторое состояние потрясения всем этим
 photo IMG_4176.jpg

56.
 photo IMG_4181.jpg

57. Развилка дороги, идущей от Мугур-Аксы. Топливо пока еще есть, поэтому заезжать не планируем.

 photo IMG_4195.jpg

Навител, вместе с бумажным атласом приготовил нам загадку. Все треки ведут в объезд, а они вдвоем предлагают ехать короткой дорогой Мугур-Аксы – Ак-Довурак. Разница в километраже огромная. Но подвох чувствуется. Берем языка – местный житель на перегруженной девятке не очень хотел, но все же остановился.

По-русски он не говорил совсем, жена чуть лучше, но все равно очень плохо. Я тыкал пальцем в карту и повторял «Ак-Довурак», пытаясь таким образом выяснить, существует ли прямая дорога – они только отрицательно качали головами и показывали пальцем на восток. Потом я понял, в чем была причина его нежелания останавливаться — чтобы ему тронутся с места, он поручил ребенку выйти из машины и подложить большой камень под заднее колесо.

Позже дома я перерыл интернет в поисках информации об этой дороге и всё что я нашел, сводилось к тому, что ее не существует и никто там не ездил.

58.
 photo IMG_4199.jpg

59. На 80 километров дороги ушло полдня и почти все моральные и физические силы. Чтобы уложиться в график-план, начинаю "наваливать" по местным дорожкам. На кончившихся аммортизаторах периодически это довольно рискованно.
 photo IMG_4206.jpg

60. После перевала Коге-Дава через некоторое время вышли на асфальт. Скорость возросла еще немного.
 photo IMG_4208.jpg

62.
 photo IMG_4212.jpg

63. Заправившись на перекрестке А163 и А162 мы больше не встретили до самой Абазы ни одной заправки. Выбирать качество не пришлось. Местные смотрели так, будто мы инопланетяне. Иногда этот интерес приятен, а иногда он пугает. Не знаю от чего это зависит.
 photo IMG_4221.jpg

Дорога Чадан — Ак-Довурак — Абаза мягко говоря пустая. Основной трафик идет через столицу Тывы – Кызыл.

64. Пейзажи этой части Тывы невероятно напоминают горную часть Киргизии. Безумно жаль что у нас совсем нет времени и на все это мы можем смотреть только через лобовое стекло и причем на полном ходу.
 photo IMG_4222.jpg

65. На одном из затяжных подъемов, который с трудом вытягивается на второй передаче срывает патрубок интеркулера. Как не кстати, времени до захода солнца в обрез, а ехать еще очень много. Ночевать твердо решили после границы с Хакасией.
 photo IMG_4239.jpg

66. Полностью разгружаю содержимое кунга на обочину. Ящик с инструментами в самом дальнем углу — до этого он нам ни разу не пригодился. Оперативно устраняю поломку и снова мчим.
 photo IMG_4238.jpg

«Сотый перевал» прошли «на ощупь». Туман был такой силы, что я порадовался, что я еду на север и могу просто «прижаться» к скале, встречным машинам, если бы они были, пришлось бы ехать вдоль обрыва. В тумане я не видел никаких «обо» и «побурханить» на удачу не смог бы даже теоретически. Оказалось, что есть случаи, когда это важно 🙂 Граница с Хакасией благополучно пересечена. В полной темноте мы дотянули до поселка Большой Он и заночевали на какой-то поляне рядом с дорогой. Казалось, что событий этого дня могло бы хватить на неделю, из-за этого засыпали мы с чувством некоторой нереальности происходящего. Усталость за месяц дороги, наконец, начала давать о себе знать…

67.
 photo IMG_4242.jpg