Большой маршрут. Алтай. Карагайский перевал

 photo IMG_2834.jpg
В Барнаул мы приехали как к себе домой. Нас ждала встреча с давними знакомыми и предвкушение какого-то неведомого маршрута. Володя сказал, что место хорошее, дикое. Название «Карагайский перевал» мне ни о чем не сказало, да и «гугление» ничего не прояснило. Ни треков по этим местам, ни даже снимков в panoramio найти не удалось. Видимо, действительно дикое место.

2. Начало подъема
 photo IMG_2842.jpg

3.Как только мы съехали с дороги, стравили шины до 1.5, чтобы не трястись по грейдеру. А как съехали с грейдера, так и вовсе стравили до 1.2, потому что «весна в этом году поздняя» и на перевале местами был даже снег.
 photo IMG_2846.jpg

4.Володя, очевидно, резвится – он включил блокировки обоих мостов и прет прямо по дороге. У меня от этого зрелища включается поисковый инстинкт, я начинаю оперативно искать объездки.
 photo IMG_2850.jpg

5. Так мы спокойно и уверенно берем перевал.
 photo IMG_2853.jpg

6. На вершине перевала нас «берут» пограничники. Двое, на лошадях, со спутниковым телефоном. Здесь погранзона, но так в настоящее время необходимость оформления пропусков для граждан РФ упразднена, то мы просто предъявляем паспорта и едем дальше.
 photo IMG_2858.jpg

7.
 photo IMG_2861.jpg

8. Высота перевала как бы намекает
 photo IMG_2865.jpg

9.
 photo IMG_2872.jpg

10.
 photo IMG_2882.jpg

11. Самое удивительное то, насколько близко мы оказались к тем местам, где несколько дней назад катались по Казахстану (отсюда до Зыряновска 60 км по прямой). Но так как официального перехода между Казахстаном и республикой Алтай нет, то нам пришлось проделать очень долгий путь, длиной более тысячи километров, через Барнаул.
 photo IMG_2897.jpg

12.
 photo IMG_2907.jpg

13.
 photo IMG_2923.jpg

14. Карагайский лесхоз
 photo IMG_2939.jpg

15. Река Хайдун. Снежные вершины — это уже Казахстан
 photo IMG_2951.jpg

16.Кстати, удивительный факт — все броды снабжены вот такими табличками. Лично я первый раз вижу подобную заботу о джиперах.
 photo IMG_2970.jpg

17. Первый день закончился хорошим настроением и предчувствием чего-то большего. Ночью по лесу кто-то ходил с мощным фонарем, видимо охотники. Мы выпили немного и светили в них своим мощным фонарем — было весело.
 photo IMG_3000.jpg

18. Утром движемся на юг. Пограничники сказали, что мы не пройдем, но проверить нужно.
 photo IMG_3037.jpg

19.
 photo IMG_3043.jpg

20.
 photo IMG_3047.jpg

21. В таких местах, единственная полезная навигация это SAS.Планета с подгруженным генштабом. Никакой связи, кроме спутниковой, тут нет. Родители очень нервничали, когда по три дня не было вестей в Instagram, Звонки и SMS им уже давно не нужны — неинформативно 🙂
 photo IMG_3056.jpg

22. Не смотря на середину июня, здесь ранняя весна. Обильно таят снега, и все это, образуя мощные ручьи, течет по дороге. Дорогу, кстати, выбирать не приходится, так что царапины на ЛКП абсолютно естественно добавляются к уже имеющимся
 photo IMG_3081.jpg

23. Никак не приучу себя фотографировать только в режимное время, как настоящие фотографы. А с другой стороны, тогда фотографий было бы еще больше 🙂
 photo IMG_3098.jpg

24. Внезапно снова снег. Серьезный участок, в подъем. Ни прокопать, ни объехать.
 photo IMG_3112.jpg

25.
 photo IMG_3114.jpg

26. Снег тает, но не охотно
 photo IMG_3125.jpg

27.
 photo IMG_3127.jpg

28. Дурачусь и лезу в снег
 photo IMG_3136.jpg

29.
 photo IMG_3146.jpg

30.
 photo IMG_3159.jpg

Для меня проезда однозначно нет, а Володя хочет попробовать. Но ничего не выходит. Земля настолько напитана талой водой, что даже человека не держит, тяжелая машина сразу «садится», не помогают ни блокировки и ни Simex.

31. Для тех случаев, когда пилот переоценил возможности своего автомобиля, совершенно незаменима задняя лебедка. Оперативно по своей же колее можно отлебедиться назад, а если лебедка только одна (передняя), остается только «Алга!»   🙂
 photo IMG_3176.jpg

32. Бросаем машины и идем пешком. Я уже говорил ранее, что в этой поездке мы очень много ходим пешком. Жаль не догадались просуммировать пеший трек за все дни, было бы любопытно.
 photo IMG_3193.jpg

33.
 photo IMG_3195.jpg

34.
 photo IMG_3204.jpg

35.
 photo IMG_3209.jpg

36. Вокруг все в снегу. На календаре конец июня, а тут только начало весны. Лена лепит снеговика, а я купаюсь. Взял в этой поездке за правило купаться во всех водоемах, которые будут попадаться.
 photo IMG_3236.jpg

37.
 photo IMG_3246.jpg

38.
 photo IMG_3250.jpg

39.
 photo IMG_3251.jpg

40. На краю поляны стоит зимовье или охотничий домик. Любопытно было заглянуть внутрь.
 photo IMG_3274.jpg

41.
 photo IMG_3275.jpg

42.
 photo IMG_3276.jpg

43.
 photo IMG_3278.jpg

44.
 photo IMG_3280.jpg

45.
 photo IMG_3286.jpg

46.
 photo IMG_3293.jpg

47. Местные жители. Володя расспрашивает про охоту и путевки. Они говорят, что зверья много, но путевки стоят дорого. Марал — 10т.р, а медведь — 20т.р. Охотники, как вам цены?! 🙂
 photo IMG_3296.jpg

48. Местные пытаются показать нам на этой горе следы медведя, мы смеемся — наверное это просто снег скатывается 🙂
 photo IMG_3300.jpg

Ставим лагерь на берегу реки Хайдун. Вечером, как начало темнеть, на другой стороне реки Володя заметил какое-то движение. Вооружаемся биноклями и отчетливо видим, что в 300 метрах от нас медведица с годовалым медвежонком. Шок!

49.
 photo IMG_3316.jpg

50.
 photo IMG_3313.jpg

51. Ветер в нашу сторону и они совершенно не обращая на нас никакого внимания начинают резвиться на снежной поляне. Медведица набирает полную лапу снега и кидает его в отпрыска, а он уворачивается и скачет вокруг нее. Все это продолжалось минут двадцать. Удивительное чувство нереальности происходящего. Как-будто ты попал в передачу Animal Planet или вообще в какой-нибудь, прости господи, National Geographic. Наигравшись вдоволь они уходят дальше.
 photo bears.jpg

Вечером хорошо убираем весь мусор и остатки еды. Смеемся, что обычных туристов из палатки им жрать будет скучно и они захотят попробовать дефицитные «консервы из алюминиевой банки».

52. Утром пробуем проехать в другую сторону, но все ограничено рекой.
 photo IMG_3328.jpg

53. Уровень очень высок и поток воды слишком сильный. Даже перейти пешком не получается.
 photo IMG_3330.jpg

54.
 photo IMG_3340.jpg

55. Раз ехать больше некуда – ставим лагерь и матрасничаем. Пытаемся ловить рыбу, дегустируем вино и просто травим байки.
 photo IMG_3346.jpg

56.
 photo IMG_3353.jpg

57. Вечером было красиво, а потом включили дождь, который шел до самого утра. Уровень воды в реки сильно поднялся, а перевал окончательно размыло. Мы собрали вещи, позавтракали и пошли на перевал. На перевале мы не сняли ни одного кадра. Потому что было по-настоящему тяжело и страшно.
 photo IMG_3355.jpg

Чтобы было хоть чуть-чуть понятно, расскажу один пример. На глиняном подъеме меня стянуло на правый бок с креном даже большим чем на Кавказе, но лебедиться было не за что, и вторая машина не могла ко мне подойти. Поэтому ничего другого не оставалось, как просто ехать вперед. Но было уже не страшно, потому что после дороги на Хасаут я понял что «прилечь на бок» гораздо лучше чем «кувырнуться с горы». Но все прошло хорошо и мы даже ничего не сломали.

58.А потом были животные. Извиняйте за качество, но снималось с рук, и немного впопыхах. Фотограф-анималист из меня никудышный — ну не привык я видеть животных в дикой природе и постоянно оказываюсь не готов.
 photo IMG_3360.jpg

59. Редкое зрелище дикие животные вместе с домашними
 photo IMG_3364.jpg

60.
 photo IMG_3366.jpg

61. Косули
 photo IMG_3374.jpg

62. Вот так огорожен маральник. За забором следят и подновляют
 photo IMG_3376.jpg

63.
 photo IMG_3378.jpg

64. Красивая семейная пара
 photo IMG_3380.jpg

65.
 photo IMG_3382.jpg

66.
 photo IMG_3386.jpg

А потом мы трогательно распрощались с Владимиром и Екатериной и поехали каждый в свою сторону. Они в Барнаул, готовиться к поездке в Монголию, а мы дальше, закрывать старые долги по Алтаю и Тыве.