В декабре, по приглашению Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом», я побывал в Мурманске и смог внимательно познакомиться с «кухней» уникального атомного ледокольного флота. Впечатления об этом мероприятии наконец-то сложились в слова и фотографии…
Атомный ледокольный флот есть только у России. Вообще, ледоколы есть и у других стран, но с атомные только у нас.
2. Ледокол «Арктика» в настоящее время выведен из эксплуатации и готовится к плановой утилизации. За свою жизнь ледоколы проходят несколько плановых ремонтов, процедуру продления ресурса и в конце своей жизни, после выработки ресурса в 175 тысяч часов он подлежит утилизации.
3. Такая же участь и у «Сибири». По состоянию на 2014 год в эксплуатации находится четыре ледокола: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы». Еще один «Советский союз» находится в эксплуатационном резерве и в 2015 году у него запланирован плановый ремонт.
4. Все работы по техническому ремонту, обслуживанию и утилизации уже списанных ледоколов выполняются силами ФГУП «Атомфлот»
5.
6. Тут хорошо видно место куда упирается проводимый корабль
7. У используемых в настоящее время ледоколов имеется в распоряжении по три винта, каждый из которых имеет четыре лопасти. Лопасти съемные и в случае поломки могут быть заменены прямо на месте. Для этого на ледоколе имеется запасная лопасть, а в составе команды есть водолаз. Кстати, вес одной лопасти около 5 тонн.
8.
9. Ледоколы «Советский союз» и «Вайгач». Здесь хорошо видны различия между ледоколами разного класса. Первый из них относится к типу «Арктика», а второй «Таймыр». Атомный ледокол типа «Арктика» имеет большую мощность, водоизмещение и ледопроходимость.
10.
11. Акватория Кольского залива в этой части является закрытой и охраняется. Просто так, без разрешения, поплавать тут на лодочке не получится.
Мы покидаем территорию «Росатома» и нашу группу ждет следующий пункт программы — посещение действующего ледокола «50 лет Победы»
12. Ледокол стоит в сухом доке и мы сможем рассмотреть его буквально со всех сторон.
13. Это закрытая территория и человеку со стороны сюда также попасть не возможно.
14. Ледокол заходит в док, после чего он надежно фиксируется и вода откачивается. Так можно провести плановый осмотр и в случае необходимости выполнить ремонт.
15. Хорошо видно «рабочую» поверхность, которая вступает в контакт со льдами. Максимальная толщина льда для этого класса атомохода 2,25 метра.
16. Техника проходжения ледовых полей следующая — ледокол не таранит лед «в лоб», а ломает, как бы наползая на него, а потом продавливая своей массой.
17. Идем наверх
18.
19. Вид с верхней палубы на порт
20. Обратите внимание на «шипы» которые наварены на ступеньки. Подскользнуться и упасть с такой лестницы это 100% заявка на попадание в топ failcompilation
«Экскурсию» по кораблю для нас проводит капитан судна и соответственно есть возможность задать ему любые вопросы.
21. Вот так выглядит каюта капитана. Кто обладает хорошим зрением тот может рассмотреть, что за картинка стоит на «рабочем столе» компьютера 🙂
22. А это кают-компания
23. Капитанский мостик. В этот момент я был очень доволен, что не поленился таскать с собой тяжеленный штатив.
24. Вид с мостика это наверное лучшая фотография из этой поездки. Настолько удачный ракурс и вид, не случайно, что «обои» на рабочем столе компьютера капитана с такой же картинкой
25. Гаджет с романтическим названием BNW-52 это кнопка квитирования к системе, которая контролирует дееспособность вахтенного помощника.
Целью применения этой системы является отслеживание активности на мостике и распознавание нетрудоспособности вахтенного помощника, чтобы помочь избежать аварии на море. Смысл ее действия в том, что вахтенный помощник должен нажимать кнопку на панели обнуления таймера или производить какие-либо действия с навигационным оборудованием через определенные интервалы времени.
Если помощник не нажимает кнопку в течение предварительно заданного интервала времени, в ходовой рубке включается визуальная и звуковая сигнализация. Если помощник не реагирует на включенную сигнализацию, то система передает сигнал на каютные панели, установленные в других помещениях судна, чтобы информировать капитана и/или других помошников капитана о недееспособности вахтенного помощника.
26. Недостатка в навигационном и другом оборудовании на мостике нет.
27. Общий вид на помещение
28. и на органы управления
Ледокол «50 лет Победы» помимо своей непосредственной функции еще осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики. Любой человек может приобрести билет и прокатиться , например, до географической точки Северного полюса. Стоимость билета начинается от 20 000 евро на человека.
29. В тех случаях, когда ледокол используется в качестве туристического судна на нем все немного перенастраивается. Так, например, экипаж освобождает свои каюты для туристов, а сам перебирается на нижние ярусы. А «курительная» комната отдается под танцевальный зал
Кстати, атомный ледокол полностью автономный. «Топлива» в него загружено на пять с половиной лет, а продуктов и воды на полгода.
Атомный ледокольный флот гражданский, что показалось мне довольно странно на первый взгляд. У нас и железнодорожные войска есть и инжинерные, а еще военные врачи и юристы, а тут вдруг неувязочка. Дело в том, что первоначально у атомной энергии закрепилась «дурная слава», а здесь совершенно иное применение и особый акцент на «мирный атом», в связи с этим, военный статут ледокольного флота действительно был бы не очень уместен.
30. Так, что весь персонал корабля гражданский и даже вопреки древним морским суевериям есть женщины, например, на кухне камбузе
31. Но наша экскурсия по действующему ледоколу подошла к концу
32. Окинем взглядом красавец ледокол и идем дальше, тем более, что нам совсем не далеко
Любопытная инфографика про устройство атомохода
33. В Мурманске полярная ночь. Солнце в течении суток вообще не поднимается над горизонтом, но не смотря на это кромешная темнота не круглосуточно. Примерно полтора часа в день всё же немного светло — легкое подобие самого раннего утра в средней полосе
34.
35. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» был введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Ледокол был спроектирован и построен в рекордные сроки и в его строительстве принимали участие предприятия со всей страны. Сейчас он выведен из состава флота и превращен в музей.
36. Самую большую гордость у персонала музея вызывает то, что ледокол остался полностью в аутентичном состоянии. Всё сохранилось абсолютно без изменений
37. Макет атомной паропроизводящей установки.
38. Каюта офицера
39. Капитанский мостик. Здесь особенно хорошо видно как много отличий от действующего ледокола
40.
Изначально, в программе было запланировано посещение СЗЦ «СевРАО», где мы смогли бы посмотреть на то как утилизируются и хранятся реакторные отсеки, но что-то пошло не так и пришлось заменить ее на прогулку по городу.
41. Где-то на берегу
42. Вид на залив с Абрам мыса
43.Памятная доска защитникам Заполярья. Довольно интересная использована художественная манера в изображении лиц
44. Вид на город и «50 лет Победе»
45. «Стоит над горою Алеша…»
46.
47. Вечный огонь у подножия мемориала
48. Памятник уступает по высоте только волгоградской статуе «Родина-мать» и выполнен в такой же «бетонной» технике
49. Бросаем взгляд на город с сопки Зеленый мыс и улетаем домой
Было очень интересно. За за организацию поездки огромное спасибо Департаменту коммуникаций Госкорпорации «Росатом», Екатерине Ананьевой из Управления коммуникаций ФГУП «Атомофлот» и Артёму Шпакову
One thought on “Атомный ледокольный флот”