Атомный ледокольный флот

 photo IMG_0402.jpg
В декабре, по приглашению Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом», я побывал в Мурманске и смог внимательно познакомиться с «кухней» уникального атомного ледокольного флота. Впечатления об этом мероприятии наконец-то сложились в слова и фотографии…

Атомный ледокольный флот есть только у России. Вообще, ледоколы есть и у других стран, но с атомные только у нас.

2. Ледокол «Арктика» в настоящее время выведен из эксплуатации и готовится к плановой утилизации. За свою жизнь ледоколы проходят несколько плановых ремонтов, процедуру продления ресурса и в конце своей жизни, после выработки ресурса в 175 тысяч часов он подлежит утилизации.
 photo IMG_0415.jpg

3. Такая же участь и у «Сибири». По состоянию на 2014 год в эксплуатации находится четыре ледокола: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы». Еще один «Советский союз» находится в эксплуатационном резерве и в 2015 году у него запланирован плановый ремонт.
 photo IMG_0424.jpg

4. Все работы по техническому ремонту, обслуживанию и утилизации уже списанных ледоколов выполняются силами ФГУП «Атомфлот»
 photo IMG_0419.jpg

5.
 photo IMG_0429.jpg

6. Тут хорошо видно место куда упирается проводимый корабль
 photo IMG_0435.jpg

7. У используемых в настоящее время ледоколов имеется в распоряжении по три винта, каждый из которых имеет четыре лопасти. Лопасти съемные и в случае поломки могут быть заменены прямо на месте. Для этого на ледоколе имеется запасная лопасть, а в составе команды есть водолаз. Кстати, вес одной лопасти около 5 тонн.
 photo IMG_0449.jpg

8.
 photo IMG_0451.jpg

9. Ледоколы «Советский союз» и «Вайгач». Здесь хорошо видны различия между ледоколами разного класса. Первый из них относится к типу «Арктика», а второй «Таймыр». Атомный ледокол типа «Арктика» имеет большую мощность, водоизмещение и ледопроходимость.
 photo IMG_0456.jpg

10.
 photo IMG_0474.jpg

11. Акватория Кольского залива в этой части является закрытой и охраняется. Просто так, без разрешения, поплавать тут на лодочке не получится.
 photo IMG_0478.jpg

Мы покидаем территорию «Росатома» и нашу группу ждет следующий пункт программы — посещение действующего ледокола «50 лет Победы»

12. Ледокол стоит в сухом доке и мы сможем рассмотреть его буквально со всех сторон.
 photo IMG_0497.jpg

13. Это закрытая территория и человеку со стороны сюда также попасть не возможно.
 photo IMG_0502.jpg

14. Ледокол заходит в док, после чего он надежно фиксируется и вода откачивается. Так можно провести плановый осмотр и в случае необходимости выполнить ремонт.
 photo IMG_0513.jpg

15. Хорошо видно «рабочую» поверхность, которая вступает в контакт со льдами. Максимальная толщина льда для этого класса атомохода 2,25 метра.
 photo IMG_0517.jpg

16. Техника проходжения ледовых полей следующая — ледокол не таранит лед «в лоб», а ломает, как бы наползая на него, а потом продавливая своей массой.
 photo IMG_0519.jpg

17. Идем наверх
 photo IMG_0522.jpg

18.
 photo IMG_0531.jpg

19. Вид с верхней палубы на порт
 photo IMG_0534.jpg

20. Обратите внимание на «шипы» которые наварены на ступеньки. Подскользнуться и упасть с такой лестницы это 100% заявка на попадание в топ failcompilation
 photo IMG_0536.jpg

«Экскурсию» по кораблю для нас проводит капитан судна и соответственно есть возможность задать ему любые вопросы.

21. Вот так выглядит каюта капитана. Кто обладает хорошим зрением тот может рассмотреть, что за картинка стоит на «рабочем столе» компьютера 🙂
 photo IMG_0545.jpg

22. А это кают-компания
 photo IMG_0546.jpg

23. Капитанский мостик. В этот момент я был очень доволен, что не поленился таскать с собой тяжеленный штатив.
 photo IMG_0549.jpg

24. Вид с мостика это наверное лучшая фотография из этой поездки. Настолько удачный ракурс и вид, не случайно, что «обои» на рабочем столе компьютера капитана с такой же картинкой
 photo IMG_0553.jpg

25. Гаджет с романтическим названием BNW-52 это кнопка квитирования к системе, которая контролирует дееспособность вахтенного помощника.
 photo IMG_0557.jpg

Целью применения этой системы является отслеживание активности на мостике и распознавание нетрудоспособности вахтенного помощника, чтобы помочь избежать аварии на море. Смысл ее действия в том, что вахтенный помощник должен нажимать кнопку на панели обнуления таймера или производить какие-либо действия с навигационным оборудованием через определенные интервалы времени.

Если помощник не нажимает кнопку в течение предварительно заданного интервала времени, в ходовой рубке включается визуальная и звуковая сигнализация. Если помощник не реагирует на включенную сигнализацию, то система передает сигнал на каютные панели, установленные в других помещениях судна, чтобы информировать капитана и/или других помошников капитана о недееспособности вахтенного помощника.

26. Недостатка в навигационном и другом оборудовании на мостике нет.
 photo IMG_0559.jpg

27. Общий вид на помещение
 photo IMG_0555.jpg

28. и на органы управления
 photo IMG_0560.jpg

Ледокол «50 лет Победы» помимо своей непосредственной функции еще осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики. Любой человек может приобрести билет и прокатиться , например, до географической точки Северного полюса. Стоимость билета начинается от 20 000 евро на человека.

29. В тех случаях, когда ледокол используется в качестве туристического судна на нем все немного перенастраивается. Так, например, экипаж освобождает свои каюты для туристов, а сам перебирается на нижние ярусы. А «курительная» комната отдается под танцевальный зал
 photo IMG_0562.jpg

Кстати, атомный ледокол полностью автономный. «Топлива» в него загружено на пять с половиной лет, а продуктов и воды на полгода.

Атомный ледокольный флот гражданский, что показалось мне довольно странно на первый взгляд. У нас и железнодорожные войска есть и инжинерные, а еще военные врачи и юристы, а тут вдруг неувязочка. Дело в том, что первоначально у атомной энергии закрепилась «дурная слава», а здесь совершенно иное применение и особый акцент на «мирный атом», в связи с этим, военный статут ледокольного флота действительно был бы не очень уместен.

30. Так, что весь персонал корабля гражданский и даже вопреки древним морским суевериям есть женщины, например, на кухне камбузе
 photo IMG_0566.jpg

31. Но наша экскурсия по действующему ледоколу подошла к концу
 photo IMG_0578.jpg

32. Окинем взглядом красавец ледокол и идем дальше, тем более, что нам совсем не далеко
 photo IMG_0581.jpg

Любопытная инфографика про устройство атомохода

33. В Мурманске полярная ночь. Солнце в течении суток вообще не поднимается над горизонтом, но не смотря на это кромешная темнота не круглосуточно. Примерно полтора часа в день всё же немного светло — легкое подобие самого раннего утра в средней полосе
 photo IMG_0572.jpg

34.
 photo IMG_0501.jpg

35. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» был введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Ледокол был спроектирован и построен в рекордные сроки и в его строительстве принимали участие предприятия со всей страны.  Сейчас он выведен из состава флота и превращен в музей.
 photo IMG_0597.jpg

36. Самую большую гордость у персонала музея вызывает то, что ледокол остался полностью в аутентичном состоянии. Всё сохранилось абсолютно без изменений
 photo IMG_0602.jpg

37. Макет атомной паропроизводящей установки.
 photo IMG_0609.jpg

38. Каюта офицера
 photo IMG_0611.jpg

39. Капитанский мостик. Здесь особенно хорошо видно как много отличий от действующего ледокола
 photo IMG_0616.jpg

40.
 photo IMG_0617.jpg

Изначально, в программе было запланировано посещение СЗЦ «СевРАО», где мы смогли бы посмотреть на то как утилизируются и хранятся реакторные отсеки, но что-то пошло не так и пришлось заменить ее на прогулку по городу.

41. Где-то на берегу
 photo IMG_0629.jpg

42. Вид на залив с Абрам мыса
 photo IMG_0649.jpg

43.Памятная доска защитникам Заполярья. Довольно интересная использована художественная манера в изображении лиц
 photo IMG_0647.jpg

44. Вид на город и «50 лет Победе»
 photo IMG_0652.jpg

45. «Стоит над горою Алеша…»
 photo IMG_0664.jpg

46.
 photo IMG_0666.jpg

47. Вечный огонь у подножия мемориала
 photo IMG_0683.jpg

48. Памятник уступает по высоте только волгоградской статуе «Родина-мать» и выполнен в такой же «бетонной» технике
 photo IMG_0686.jpg

49. Бросаем взгляд на город с сопки Зеленый мыс и улетаем домой
 photo IMG_0677.jpg

Было очень интересно. За за организацию поездки огромное спасибо Департаменту коммуникаций Госкорпорации «Росатом», Екатерине Ананьевой из Управления коммуникаций ФГУП «Атомофлот» и Артёму Шпакову