Лето выдалось богатое на поездки по работе и вот не успев перевести дух после кавказских приключений с квадроциклами я приземляюсь в аэропорту Горно-Алтайска, где уже стоят два автовоза с кемперочками Терранавтики…
Столица республики Алтай не может предоставить искушённому столичному гостю каких-либо особенных развлечений, так что было принято решение предаваться джетлагу и прочим акклиматизациям уже на севере Телецкого озера. Так что встречаем гостей с самолёта, завтрак, небольшой инструктаж и мчим — благо ехать в Артыбаш совсем не далеко
Сам я никогда не был на севере Телецкого и данные виды для меня в новинку. Тут, кстати, предлагается неплохая инфраструктура и в сезон вообще почти как в Сочи, но единственное, что может пригнать сюда внедорожного туриста это возможность загрузиться на баржу до южного берега.
Делать это лучше большой группой, как у нас. Так как регулярного сообщения между берегами нет и паром поплывёт только при полной загрузке, а так как ценник на трансфер совсем не три копейки, то ожидание может быть или долгим или совсем ничего не получится
Наш план был в том, чтобы загрузить кемперы и соболь сопровождения на баржу рано утром, а самим отдельно стартовать на быстроходном катере, который провезёт нас по всем туристическим водопадам расположенным на берегах озера.
И потом догнать автомобили уже непосредственно перед выгрузкой
Говорят, что лето 2019 года выдалось на Алтае особенно дождливым, но нам как-то невероятно повезло и в наши даты этом непрерывном сезоне дождей разверзлось погодное окно, которое подарило нам всем отличную жару!
Акватория озера заполнена большими и маленькими катерами, которые непрерывно снуют туда-сюда выгружая и загружая туристов с/на берег.
На берегу туристов обилечивают уже другие люди и пропускают смотреть на водопады. На водопадах, как водится, уже очередь из желающих сделать эффектное селфи
Селфи фотосессии нашей группы качественно отличаются тем, что накануне мы все забрендировались в фирменные майки с логотипом Терранавтики на плече и эмблемой алтайского трипа на груди. Это, кстати, была совершенно офигенная идея от которой была в восторге вся группа и я в частности 🙂
Но водопады быстро закончились и вот уже баржа с автомобилями. Боюсь ошибиться, но баржа с одного берега на другой идёт около 7 часов. На это надо рассчитывать, если вы хотите плыть вместе с машиной, а не отдельным курсом как мы.
На юге Телецкого я был летом 2013 года и тогда Чулышман славно разлился и даже подтопил часть дороги от Кату-Ярык
Первая и главная моя задача как гида это найти место на берегу под лагерь и потом добыть 300 литров воды. В данном случае мы имеем чистейшее озеро, откуда с помощью шлангов и мощного насоса, запитавшись прямо от бортовой 220 вольтовой сети можно оперативно заполнить нашу гигантскую емкость
В этот раз у меня есть возможность использовать фотографии с коптера Влада, который уже в третий раз едет с нами штатным оператором.
Собственно вот эта песчаная коса и является главным курортным местом для отдыха на южном берегу
Ну и мы не мудрствуя лукаво просто встаём на пустом месте
Вечером будут давать полный штиль, чудесные розовые закаты и фантастический вид на Телецкое.
На берегу полно сухого топляка и поэтому в дополнение ко всему вышеописанному прилагался тёплый и ламповый источник огня
Обычно люди стараются избегать становиться лагерем в местах массового скопления людей, так как ночью будет шум, ор и громкая музыка. У нас такой проблемы не возникло, так шум, ор и громкая музыка у нас была своя 🙂
На утро в результате переклички в нашей команде нашлось не мало желающих активного отдыха и прочего хайкинга, так что мы запланировали для желающих подъем «на грибы».
Сама же дорога от Телецкого до перевала Кату-Ярык живописна, но летом в сезон уж больно пыльна. Поэтому в этот раз у меня нет каких-то особенно красивых фоток оттуда.
Из разговоров с местными я сделал вывод, что последние 3-4 года поток туристов на Алтай увеличился в разы и теперь везде просто аншлаг.
«На грибы» надо переправляться через реку на лодке и идти пешком. Мне очень хотелось, но после вчерашних ночных танцев у костра и купания в озере меня по стариковски разбил радикулит и я с негнущейся спиной был вынужден позорно оставаться внизу, но в силу служебного положения фоточку с коптера вам показать могу 🙂
Изначальный план подразумевал ночёвку на вершине перевала Кату-Ярык, чтобы встречать там сначала рассветный, а потом и закатный свет. Но так как мы немного выбились из графика, то подъем на перевал начинаем уже почти в сумерках.
В интернете любят запугивать сложностью и страшностью перевала, но в реальности там, при известной ловкости, ездят даже легковые машины. Вот видео нашего спуска в 2013 году, где видно как нам на встречу летят маленькие машины
В этот раз мы снимаем подъем уже на коптер, но этих кадров у меня пока нет — они позже войдут в общий фильм о путешествии.
Соболь без особенных проблем преодолел подъем на пониженном ряду трансмиссии, остановившись в процессе лишь для того, чтобы отловить коптер с садящейся батареей
Заодно отсняли стремительный заезд первого кемпера.
Огорчения от опоздания на вечерний свет рассеялись на верху — облака затянули небо и никакого особенного света не было
Сразу после нашего подъема на спуск пошёл грузовой кемпер на базе Mitsubishi Canter/Fuso и мы, стоя на верху, некоторое время наблюдали как он разъезжается с другими членами нашей команды. На этом фото видно, что всем уже удалось разминуться и наши поднимаются на последний отрезок, а грузовик в несколько приёмов вписывается в поворот
На вечер у нас был запланирован плов и костёр из привезённого с берега топляка. Дождевые тучи в итоге сгустились над нашей стоянкой, но наш огромный шатёр не дал никаких шансов дождю испортить нам вечерние посиделки.
А утром было вот так 🙂 Примерно с этого момента я начал почти каждый день повторять фразу: «кажется мы очень хорошие люди и грешим исключительно по мелочи». За все две недели «беспокоили» нас исключительно по ночам или во время перегона, а всё остальное время было тепло, солнечно и ОЧЕНЬ красиво!
Вид с вершины перевала конечно совершенно фантастический — почти километр перепада превращает турбазу внизу в крошечные точки, а долину реки можно обозревать так, как будто у вас есть собственный квадрокоптер 🙂
На этой карточке можно рассмотреть наш лагерь и увидеть начало строительства «новой дороги», которая должна была стать более пологой и доступной для легковых автомобилей. Но, к счастью, пока её строительство так и не сдвинулось с мёртвого места и у нас есть аттракцион в виде классического перевала Кату-Ярык, на котором захватывает от ужаса дух, а так же нещадно греются моторы и АКПП 🙂
В общем всем рекомендую хотя бы доехать и просто сверху вниз посмотреть. Спускаться даже не обязательно, если совсем уж машина легковая, а ловкости вам недостаёт
Привычка рано вставать сильно облегчает жизнь пейзажному фотографу на природе. Я вообще считаю, что человеку свойственно жить по солнцу, так что если солнце светит в 6 утра, то смысла валяться дальше особенно нет. Валяться будем зимой и дома 🙂
Ну и кто забыл — вот вверенный в моё пользование автомобиль Соболь4×4, на крыше которого я живу, а в недрах которого располагается всё, что необходимо для комфортного обеспечения жизнедеятельности группы туристов. Два огромных холодильника, запас еды на полгода, техническая вода во встроенном баке и питьевая вода в баклажках, газовые горелки, казаны, мангалы, прочая посуда и многое-многое другое и конечно же этот гигантский шестиметровый шатёр в котором все тусят до упора по вечерам не взирая на ветер или дождь.
Сам я таким вопросом не задавался, но судя по этому фото среди туристов особенно выдающимся образом никто не храпел 🙂 Кстати, хотел во время поездки пошутить, но потом передумал и не стал — но пошучу сейчас. Самый страшный сон кемперовладельца это когда тебе снится, что ты не поставил на ручник и передачу и ночью машина начинает потихоньку катиться в пропасть 🙂
Дорога до Акташа симпатичная, но на мой избалованный вкус мне уже приелась. Я даже, было дело, чуть «красные ворота» не пролетел, а потом вспомнил, и тормознулся. Достопримечательность ведь — надо фоткать!
В Акташе мы долго пополняли запасы, выбрасывали накопившийся мусор, с большим трудом искали и покупали баранину, поэтому в этот день был задействован резервный план с альтернативной ночёвкой.
На весь маршрут у меня была запланирована пара резервных дней, которые мы, по мере опозданий за графиком, могли «подъедать»
В этот раз мы сразу после Акташа поднялись на смотровую площадку и потом заскочив в соседнее ущелье встали на ночёвку. Алтай меняется и там где раньше были дорожки сейчас уже можно встретить заборы, вместо полянок стоят турбазы и всё что близко к трассе постепенно из дикого туризма мигрирует в цивилизованно-платный.
Не смотря на относительную близость к трассе связи сотовой на стоянке не было и мне заняться легким фитнесом, чтобы отправить сигнал на большую землю о том, что всё хорошо и по плану
Жечь костры это не только весело и приятно, но ещё тепло и дети заняты процессом собирательства.
Ночь прошла тихо и спокойно, а вот утром приходил алтаец с рассказом, что земля частная и надо денег заплатить за машины и по количеству человек. Песня эта на Алтае не новая, но мне казалось, что уже не актуальная. Но в любом случае платить ничего не стали 🙂
Вчера, когда искал место для лагеря, я уже прислушивался к новым звукам в подвеске и вот утренний осмотр техники показал вот такие повреждения. Эти конусные втулки стоят по 15 рублей за штуку и перед выездом они были превентивно заменены — ресурс данных резинотехнических изделий оказался ровно три дня алтайских дорог. Впечатляющий результат 🙂
Сегодня мы доезжаем кусочек дороги, который не дотянули вчера и встаём там на бонусную днёвку. Считаю, что днёвки обязательно нужны даже тем кто имеет большой опыт в путешествии, а если для людей это первый опыт подобного рода, то отсутствие днёвок может испортить всё впечатление даже от самого красивого маршрута.
Долина реки Талдура производит неизгладимое впечатление на людей. Кто-то просто в восторге, кто-то фотографирует…
… у кого-то от таких красот даже закружилась голова 🙂
Этот брод мне знаком, но ночью шёл дождь и вода могла подняться. Я даже подумывал о том, чтобы для верности попробовать пройти его в заброднике, но как только мы подъехали к реке нам на встречу выскочила буханка и ходом взяла брод. Большая удача когда можно не лезть в воду, а глазами посмотреть уровень по чужой машине 🙂
В итоге брод брали озорно, с брызгами и волнами. Правила правилами, но контент для видео тоже нужен весёлый и драйвовый!
Соболь в бродах фотографировать скучно, так как высокая кабина скрадывает весь эффект и кажется, что просто переезжается лужа
Я первый затягиваю на подъем в сторону Карагемского перевала и найдя хорошее место для фотосессии зову всех по рации подниматься за мной.
Кстати, место надо искать так, чтобы разместить при этом ещё 6 машин — есть такая специфика в перемещении большими группами 🙂
На самом деле перемещение группой это вообще совершенно другой ритм и скорость. Где одной машиной тебе надо ровно 2 секунды, чтобы сделать фото, тут потребуется 15 минут. Это не плохо и не хорошо, это просто факт к которому нужно обязательно быть готовым при планировании маршрута
А еще группа «потребляет» порядка 150 литров технической воды в день. Таким образом где-то раз в два дня встаёт вопрос о том где набрать 300+ литров воды, а это не самая тривиальная задача скажу я вам. По дороге мы видели родник, но там можно было набрать только полутора литровую бутылку, а бак бы мы набирали два дня. Но из бонусов у нас в соболе стоит фильтр для очистки воды, так что можно без проблем брать воду с реки и никакого песка или прочей взвеси в воде не будет.
На этом фото как раз изображён процесс поиска безопасного подъезда к глубокой части реки, чтобы оттуда насосом совершить забор воды.
Ну и хочу закончить первую часть рассказа фотографией нашего лагеря расположенного в живописнейшем месте реки Джело. Тут мы проведём два дня, совершим радиальный выезд на Карагемский перевал, а также будем с боем выбираться на дорогу после мощнейшего ночного дождя, но об этом всё в следующей части рассказа…