Алтайский ТерраТрип. Часть 1

путешествие кемперы Алтай

Лето выдалось богатое на поездки по работе и вот не успев перевести дух после кавказских приключений с квадроциклами я приземляюсь в аэропорту Горно-Алтайска, где уже стоят два автовоза с кемперочками Терранавтики…

Столица республики Алтай не может предоставить искушённому столичному гостю каких-либо особенных развлечений, так что было принято решение предаваться джетлагу и прочим акклиматизациям уже на севере Телецкого озера. Так что встречаем гостей с самолёта, завтрак, небольшой инструктаж и мчим — благо ехать в Артыбаш совсем не далеко

путешествие кемперы Алтай

Сам я никогда не был на севере Телецкого и данные виды для меня в новинку. Тут, кстати, предлагается неплохая инфраструктура и в сезон вообще почти как в Сочи, но единственное, что может пригнать сюда внедорожного туриста это возможность загрузиться на баржу до южного берега.

путешествие кемперы Алтай

Делать это лучше большой группой, как у нас. Так как регулярного сообщения между берегами нет и паром поплывёт только при полной загрузке, а так как ценник на трансфер совсем не три копейки, то ожидание может быть или долгим или совсем ничего не получится

путешествие кемперы Алтай

Наш план был в том, чтобы загрузить кемперы и соболь сопровождения на баржу рано утром, а самим отдельно стартовать на быстроходном катере, который провезёт нас по всем туристическим водопадам расположенным на берегах озера.

путешествие кемперы Алтай

И потом догнать автомобили уже непосредственно перед выгрузкой

путешествие кемперы Алтай

Говорят, что лето 2019 года выдалось на Алтае особенно дождливым, но нам как-то невероятно повезло и в наши даты этом непрерывном сезоне дождей разверзлось погодное окно, которое подарило нам всем отличную жару!

путешествие кемперы Алтай

Акватория озера заполнена большими и маленькими катерами, которые непрерывно снуют туда-сюда выгружая и загружая туристов с/на берег.

путешествие кемперы Алтай

На берегу туристов обилечивают уже другие люди и пропускают смотреть на водопады. На водопадах, как водится, уже очередь из желающих сделать эффектное селфи

путешествие кемперы Алтай

Селфи фотосессии нашей группы качественно отличаются тем, что накануне мы все забрендировались в фирменные майки с логотипом Терранавтики на плече и эмблемой алтайского трипа на груди. Это, кстати, была совершенно офигенная идея от которой была в восторге вся группа и я в частности 🙂

путешествие кемперы Алтай

Но водопады быстро закончились и вот уже баржа с автомобилями. Боюсь ошибиться, но баржа с одного берега на другой идёт около 7 часов. На это надо рассчитывать, если вы хотите плыть вместе с машиной, а не отдельным курсом как мы.

путешествие кемперы Алтай

На юге Телецкого я был летом 2013 года и тогда Чулышман славно разлился и даже подтопил часть дороги от Кату-Ярык

путешествие кемперы Алтай

Первая и главная моя задача как гида это найти место на берегу под лагерь и потом добыть 300 литров воды. В данном случае мы имеем чистейшее озеро, откуда с помощью шлангов и мощного насоса, запитавшись прямо от бортовой 220 вольтовой сети можно оперативно заполнить нашу гигантскую емкость

путешествие кемперы Алтай

В этот раз у меня есть возможность использовать фотографии с коптера Влада, который уже в третий раз едет с нами штатным оператором.

Собственно вот эта песчаная коса и является главным курортным местом для отдыха на южном берегу

путешествие кемперы Алтай

Ну и мы не мудрствуя лукаво просто встаём на пустом месте

путешествие кемперы Алтай

Вечером будут давать полный штиль, чудесные розовые закаты и фантастический вид на Телецкое.

путешествие кемперы Алтай

На берегу полно сухого топляка и поэтому в дополнение ко всему вышеописанному прилагался тёплый и ламповый источник огня

путешествие кемперы Алтай

Обычно люди стараются избегать становиться лагерем в местах массового скопления людей, так как ночью будет шум, ор и громкая музыка. У нас такой проблемы не возникло, так шум, ор и громкая музыка у нас была своя 🙂

путешествие кемперы Алтай

На утро в результате переклички в нашей команде нашлось не мало желающих активного отдыха и прочего хайкинга, так что мы запланировали для желающих подъем «на грибы».

путешествие кемперы Алтай

Сама же дорога от Телецкого до перевала Кату-Ярык живописна, но летом в сезон уж больно пыльна. Поэтому в этот раз у меня нет каких-то особенно красивых фоток оттуда.

путешествие кемперы Алтай

Из разговоров с местными я сделал вывод, что последние 3-4 года поток туристов на Алтай увеличился в разы и теперь везде просто аншлаг.

путешествие кемперы Алтай

«На грибы» надо переправляться через реку на лодке и идти пешком. Мне очень хотелось, но после вчерашних ночных танцев у костра и купания в озере меня по стариковски разбил радикулит и я с негнущейся спиной был вынужден позорно оставаться внизу, но в силу служебного положения фоточку с коптера вам показать могу 🙂

путешествие кемперы Алтай

Изначальный план подразумевал ночёвку на вершине перевала Кату-Ярык, чтобы встречать там сначала рассветный, а потом и закатный свет. Но так как мы немного выбились из графика, то подъем на перевал начинаем уже почти в сумерках.

путешествие кемперы Алтай

В интернете любят запугивать сложностью и страшностью перевала, но в реальности там, при известной ловкости, ездят даже легковые машины. Вот видео нашего спуска в 2013 году, где видно как нам на встречу летят маленькие машины

В этот раз мы снимаем подъем уже на коптер, но этих кадров у меня пока нет — они позже войдут в общий фильм о путешествии.

Соболь без особенных проблем преодолел подъем на пониженном ряду трансмиссии, остановившись в процессе лишь для того, чтобы отловить коптер с садящейся батареей

путешествие кемперы Алтай

Заодно отсняли стремительный заезд первого кемпера.

путешествие кемперы Алтай

Огорчения от опоздания на вечерний свет рассеялись на верху — облака затянули небо и никакого особенного света не было

путешествие кемперы Алтай

Сразу после нашего подъема на спуск пошёл грузовой кемпер на базе Mitsubishi Canter/Fuso и мы, стоя на верху, некоторое время наблюдали как он разъезжается с другими членами нашей команды. На этом фото видно, что всем уже удалось разминуться и наши поднимаются на последний отрезок, а грузовик в несколько приёмов вписывается в поворот

путешествие кемперы Алтай

На вечер у нас был запланирован плов и костёр из привезённого с берега топляка. Дождевые тучи в итоге сгустились над нашей стоянкой, но наш огромный шатёр не дал никаких шансов дождю испортить нам вечерние посиделки.

путешествие кемперы Алтай

А утром было вот так 🙂 Примерно с этого момента я начал почти каждый день повторять фразу: «кажется мы очень хорошие люди и грешим исключительно по мелочи». За все две недели «беспокоили» нас исключительно по ночам или во время перегона, а всё остальное время было тепло, солнечно и ОЧЕНЬ красиво!

путешествие кемперы Алтай

Вид с вершины перевала конечно совершенно фантастический — почти километр перепада превращает турбазу внизу в крошечные точки, а долину реки можно обозревать так, как будто у вас есть собственный квадрокоптер 🙂

путешествие кемперы Алтай

На этой карточке можно рассмотреть наш лагерь и увидеть начало строительства «новой дороги», которая должна была стать более пологой и доступной для легковых автомобилей. Но, к счастью, пока её строительство так и не сдвинулось с мёртвого места и у нас есть аттракцион в виде классического перевала Кату-Ярык, на котором захватывает от ужаса дух, а так же нещадно греются моторы и АКПП 🙂

путешествие кемперы Алтай

В общем всем рекомендую хотя бы доехать и просто сверху вниз посмотреть. Спускаться даже не обязательно, если совсем уж машина легковая, а ловкости вам недостаёт

путешествие кемперы Алтай

Привычка рано вставать сильно облегчает жизнь пейзажному фотографу на природе. Я вообще считаю, что человеку свойственно жить по солнцу, так что если солнце светит в 6 утра, то смысла валяться дальше особенно нет. Валяться будем зимой и дома 🙂

путешествие кемперы Алтай

Ну и кто забыл — вот вверенный в моё пользование автомобиль Соболь4×4, на крыше которого я живу, а в недрах которого располагается всё, что необходимо для комфортного обеспечения жизнедеятельности группы туристов. Два огромных холодильника, запас еды на полгода, техническая вода во встроенном баке и питьевая вода в баклажках, газовые горелки, казаны, мангалы, прочая посуда и многое-многое другое и конечно же этот гигантский шестиметровый шатёр в котором все тусят до упора по вечерам не взирая на ветер или дождь.

путешествие кемперы Алтай

Сам я таким вопросом не задавался, но судя по этому фото среди туристов особенно выдающимся образом никто не храпел 🙂 Кстати, хотел во время поездки пошутить, но потом передумал и не стал — но пошучу сейчас. Самый страшный сон кемперовладельца это когда тебе снится, что ты не поставил на ручник и передачу и ночью машина начинает потихоньку катиться в пропасть 🙂

путешествие кемперы Алтай

Дорога до Акташа симпатичная, но на мой избалованный вкус мне уже приелась. Я даже, было дело, чуть «красные ворота» не пролетел, а потом вспомнил, и тормознулся. Достопримечательность ведь — надо фоткать!

путешествие кемперы Алтай

В Акташе мы долго пополняли запасы, выбрасывали накопившийся мусор, с большим трудом искали и покупали баранину, поэтому в этот день был задействован резервный план с альтернативной ночёвкой.

путешествие кемперы Алтай

На весь маршрут у меня была запланирована пара резервных дней, которые мы, по мере опозданий за графиком, могли «подъедать»

путешествие кемперы Алтай

В этот раз мы сразу после Акташа поднялись на смотровую площадку и потом заскочив в соседнее ущелье встали на ночёвку. Алтай меняется и там где раньше были дорожки сейчас уже можно встретить заборы, вместо полянок стоят турбазы и всё что близко к трассе постепенно из дикого туризма мигрирует в цивилизованно-платный.

путешествие кемперы Алтай

Не смотря на относительную близость к трассе связи сотовой на стоянке не было и мне заняться легким фитнесом, чтобы отправить сигнал на большую землю о том, что всё хорошо и по плану

путешествие кемперы Алтай

Жечь костры это не только весело и приятно, но ещё тепло и дети заняты процессом собирательства.

путешествие кемперы Алтай

Ночь прошла тихо и спокойно, а вот утром приходил алтаец с рассказом, что земля частная и надо денег заплатить за машины и по количеству человек. Песня эта на Алтае не новая, но мне казалось, что уже не актуальная. Но в любом случае платить ничего не стали 🙂

путешествие кемперы Алтай

Вчера, когда искал место для лагеря, я уже прислушивался к новым звукам в подвеске и вот утренний осмотр техники показал вот такие повреждения. Эти конусные втулки стоят по 15 рублей за штуку и перед выездом они были превентивно заменены — ресурс данных резинотехнических изделий оказался ровно три дня алтайских дорог. Впечатляющий результат 🙂

путешествие кемперы Алтай

Сегодня мы доезжаем кусочек дороги, который не дотянули вчера и встаём там на бонусную днёвку. Считаю, что днёвки обязательно нужны даже тем кто имеет большой опыт в путешествии, а если для людей это первый опыт подобного рода, то отсутствие днёвок может испортить всё впечатление даже от самого красивого маршрута.

путешествие кемперы Алтай

Долина реки Талдура производит неизгладимое впечатление на людей. Кто-то просто в восторге, кто-то фотографирует…

путешествие кемперы Алтай

… у кого-то от таких красот даже закружилась голова 🙂

путешествие кемперы Алтай

Этот брод мне знаком, но ночью шёл дождь и вода могла подняться. Я даже подумывал о том, чтобы для верности попробовать пройти его в заброднике, но как только мы подъехали к реке нам на встречу выскочила буханка и ходом взяла брод. Большая удача когда можно не лезть в воду, а глазами посмотреть уровень по чужой машине 🙂

путешествие кемперы Алтай

В итоге брод брали озорно, с брызгами и волнами. Правила правилами, но контент для видео тоже нужен весёлый и драйвовый!

путешествие кемперы Алтай

Соболь в бродах фотографировать скучно, так как высокая кабина скрадывает весь эффект и кажется, что просто переезжается лужа

путешествие кемперы Алтай

Я первый затягиваю на подъем в сторону Карагемского перевала и найдя хорошее место для фотосессии зову всех по рации подниматься за мной.

путешествие кемперы Алтай

Кстати, место надо искать так, чтобы разместить при этом ещё 6 машин — есть такая специфика в перемещении большими группами 🙂

путешествие кемперы Алтай

На самом деле перемещение группой это вообще совершенно другой ритм и скорость. Где одной машиной тебе надо ровно 2 секунды, чтобы сделать фото, тут потребуется 15 минут. Это не плохо и не хорошо, это просто факт к которому нужно обязательно быть готовым при планировании маршрута

путешествие кемперы Алтай

А еще группа «потребляет» порядка 150 литров технической воды в день. Таким образом где-то раз в два дня встаёт вопрос о том где набрать 300+ литров воды, а это не самая тривиальная задача скажу я вам. По дороге мы видели родник, но там можно было набрать только полутора литровую бутылку, а бак бы мы набирали два дня. Но из бонусов у нас в соболе стоит фильтр для очистки воды, так что можно без проблем брать воду с реки и никакого песка или прочей взвеси в воде не будет.

На этом фото как раз изображён процесс поиска безопасного подъезда к глубокой части реки, чтобы оттуда насосом совершить забор воды.

путешествие кемперы Алтай

Ну и хочу закончить первую часть рассказа фотографией нашего лагеря расположенного в живописнейшем месте реки Джело. Тут мы проведём два дня, совершим радиальный выезд на Карагемский перевал, а также будем с боем выбираться на дорогу после мощнейшего ночного дождя, но об этом всё в следующей части рассказа…

путешествие кемперы Алтай